Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 02:20, реферат
Целью данного реферата является изучение видов, свойств и особенностей внимания человека. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы внимания, его виды и свойства;
- рассмотреть способы управления вниманием.
Введение 3
1. Понятие внимания и его физиологические основы 5
2. Виды внимания 10
3. Свойства внимания 13
4. Способы управления вниманием 15
Заключение 18
Список литературы 19
Физиологические механизмы активного внимания включаются только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.
В своих работах И.П. Павлов дал понятие рефлекса, которое он очень метко назвал рефлексом «что такое?».
Прежде всего, это ориентировочный рефлекс, представляющий врожденную реакцию организма на любое изменение окружающей среды у людей и животных. Например, что-то упало со стола, и человек вздрогнул и посмотрел в сторону звука. Или же, скрипнула дверь, и спящая собака подняла голову.
Однако для объяснения избирательного характера внимания необходимо более глубоко ознакомиться со сложными процессами, происходящими в организме. Выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражения из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам относят настройку органов чувств. Прислушиваясь к чему-либо, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, в результате чего повышается ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. По мнению Д. Е. Бродбента [3], внимание - это фильтр, отбирающий информацию именно на входах. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В результате было доказано, что входные или периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Найссер назвал эти механизмы предвниманием, т.е. относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, отслеживание внезапных изменений во внешнем поле и т.д.).
Концентрация психической деятельности достигается благодаря закону взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Возникший очаг возбуждения в коре больших полушарий вызывает торможение в других участках коры. Таким образом обеспечиваются оптимальные условия для восприятия объекта внимания.
С представлениями И.П.Павлова о физиологических механизмах внимания сочетается принцип доминанты, выдвинутый русским физиологом А.А. Ухтомским, считающим, физиологической основой акта внимания в коре полушарий принцип доминанты [2].
В нервной системе под влиянием внешних или внутренних причин возникает очаг возбуждения. Этот очаг подчиняет себе остальные участки. Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма. Доминанта проявляется в целом комплексе симптомов во всем организме - в мышцах, в секреторной работе, в сосудистой деятельности. Доминанта - устойчивый очаг возбуждения.
Широкую известность приобрела теория Т. Рибо [8], утверждающая, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма, связано с эмоциями и вызывается ими.
Несмотря
на значительное количество имеющихся
теорий, проблема внимания не стала менее
значимой. По-прежнему продолжаются споры
о его природе.
Ниже рассмотрим различные виды внимания.
Антон, я очень сомневаюсь, что Вы читали Ухтомского, Павлова, Найссера, и уж тем более Рибо (по антиплагиату оригинального текста – 54 %, обнаружена чужая курсовая работа). Сократите материал по физиологическим основам внимания. Добавьте еще 1-2 определения внимания.
2.
Виды внимания
В современной психологии выделяют несколько основных видов внимания, представленных на рис. 1.
Еще Аристотель различал
Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. При непроизвольном внимании направленность психической деятельности на определённые объекты не вызывается постановкой сознательной цели и не связана с волевыми усилиями. Непроизвольное внимание легче останавливается на том, что связано с интересами и увлечениями, потребностями и ожиданиями, целями и задачами человека. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних факторов (особенностей предметов и явлений) и внутренних (отношения личности к тем или иным фактам, явлениям, предметам, событиям, благодаря которому они и становятся привлекательными).
Проходя мимо газетного киоска, взрослый вряд ли заметит, что там продаются еще и игрушки, а ребенок подумает, что игрушки и являются основным продуктом торговли.
Среди внешних причин непроизвольного внимания большую роль играет интенсивность раздражителя. Сильный звук, яркий цвет, острый запах заставляют обратить внимание на предмет соответствующего качества. При этом следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителей и, особенно, контраст между ними.
Привлекает внимание все необычное, движущееся. Вот почему рекламу или знаки, предупреждающие об опасности, часто делают пульсирующими. Подобная закономерность была известна еще в античности. Оратор знал, если аудитория отвлекается, надо сделать паузу.
Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, замерзший и тепло одетый человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о камине.
Третья группа причин связана с общей направленностью личности. Увидев какого-то человека, модельер обратит внимание на его костюм, а врач – на цвет лица.
К четвертой группе относятся чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Такое внимание по праву может быть названо эмоциональным.
Если непроизвольное внимание стихийно, бесконтрольно, обусловлено происходящим вовне и представляет собой естественную реакцию человека на окружающее, то произвольное – результат сознательного выбора. Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности.
Произвольное внимание - это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Уровень развития такого внимания характеризуют, кроме направленности интересов человека, и его личностные качества. Оно включается только тогда, когда мы ставим перед собой цель сосредоточиться на чем-либо и прилагаем к этому определенные усилия.
На организацию произвольного внимания влияют и внешние условия. Необходимо устранить сильные посторонние раздражители.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако, оба вида внимания тесно связаны друг с другом, так как произвольное возникло от непроизвольного. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные. Примечательно, что, раз установившись, произвольное внимание далее функционирует как непроизвольное. По происхождению и по сохранившейся сознательной цели оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Советский психолог Н. Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным.
В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается с сознательными интересами. В то же время в отличии от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. Одни и те же внешние раздражители совершенно по-разному воспринимаются человеком в зависимости от возраста, и вызывает у него различные реакции.
Все известные теории опираются на реальные факты, однако, правильно понять сущность и уникальность внимания можно лишь проанализировав его свойства.
В параграфе нет ни одной ссылки на источник.
3.
Свойства внимания
К основным свойствам внимания относятся избирательность или селективность, устойчивость, подвижность или неустойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение, переключение и объем внимания.
Избирательность внимания можно сравнить с действием фильтра, который пропускает только определенную информацию, а прочую задерживает. Например, шум дождя не мешает читать интересную книгу.
Как долго внимание может быть приковано к одному предмету, зависит от его устойчивости. По способности к длительной сосредоточенности люди сильно различаются. Далеко не все, например, выдерживают штудирование учебника несколько часов подряд. Исследования показали, что внимание подвержено непроизвольным периодическим колебаниям. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть непроизвольные кратковременные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.
Колебания внимания легко наблюдать при зрительных восприятиях с помощью двойственных изображений (рис. 2).
Что изображено на рисунке: ваза на черном фоне или два профиля на белом? В силу вступают колебания внимания: изображение пульсирует - мы видим то вазу, то профили. Двойственным является и изображение усеченной пирамиды. Она кажется то выпуклой, то углубленной. Устойчивость внимания характеризует глубину, длительность, интенсивность психической деятельности человека. Устойчивость внимания зависит от ряда условий: степени трудности материала и знакомства с ним, его понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также индивидуальных особенностей личности.
Рис. 2 Примеры колебания внимания
Подвижность или неустойчивость внимания (отвлекаемость) является противоположным устойчивости свойством. Оно выражается в частом непроизвольном отвлечении от необходимой деятельности на посторонние предметы и возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой.
Следующее свойство внимания – концентрация или сосредоточенность внимания. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности.
Под распределением внимания понимают способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Например, слушать и записывать объяснения преподавателя, да еще следить за тем, что он показывает на мониторе компьютера. Некоторые люди наделены исключительными способностями в этом плане. Исторические источники сообщают, что Юлий Цезарь одновременно читал, делал записи и выслушивал донесения гонцов. Наполеон параллельно формулировал и диктовал секретарям несколько важных государственных дипломатических документов. Обычный же человек способен выполнить несколько видов сознательной психической деятельности только в том случае, если они доведены до автоматизма.
Еще одно свойство внимания – переключение – способность сознательно и осмысленно перемещать внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Иногда переключение совершается быстро, иногда требует больших усилий, особенно если приходится отвлекаться от чего-то интересного. Легче внимание переключается на то, что наиболее значимо для нас. Так, мы чутко улавливаем свое имя и имена близких. Переключаемость относиться к числу хорошо тренируемых качеств. Сознательное переключение внимания помогает во многих ситуациях. В некоторых клиниках рожающих женщин специально обучают перемещать внимание с болевых ощущений на ритм дыхания, мысли о ребенке. Болевые ощущения при этом уменьшаются. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она часто способствует временному отдыху организма, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.