Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:23, курсовая работа
1. Цель работы: продемонстрировать роль и место воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека.
Проблема воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека является актуальной не только для отдельного человека (например, студента), но и для всех, кто стремится понять природу процессов воображения, а также с максимальной пользой использовать его в своей деятельности, ведь все мы что-либо и всегда воображаем: как в познавательном процессе, так в практической деятельности.
Введение……………………………………………………………………...4
1. Теоретический аспект в исследовании психологического познавательного процесса – воображения……………………………………………………… …6
1.1. Общее понятие о воображении………………………………………...6
1.2. Особенности процесса воображения…………………………………10
1.3. Виды воображения…………………………………………………….17
Выводы по 1 главе………………………………………………………….23
2. Практическая часть исследовательской работы. Анализ научных статей...24
Выводы по 2 главе…………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………………...............35
РОСЖЕЛДОР
Сибирский
государственный университет
Кафедра
«Социальная психология управления»
Курсовая
работа
Воображение
в учебно-познавательной
и практической деятельности
человека
по дисциплине
«Психология и педагогика»
Руководитель: преподаватель Разработал:
М.Л.Замоковенко Студент группы БА – 112
_____________________
(дата
проверки)
Подпись:__________
Краткая рецензия
______________________________
_____________________________
запись
о допуске к защите
_____________________________
Оценка
по результатам защиты:
Подпись преподавателя:_______________
2009
РОСЖЕЛДОР
Сибирский
государственный университет
Кафедра
«Социальная психология управления»
Задание на выполнение курсовой работы
по
дисциплине «Психология
и педагогика»
студента Е. В. Группа БА-112. Тема № 3.
Тема «Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности»
Общая характеристика курсовой работы:
1. Запорожец А.В.
2. Коршунова Л.С.
3. Николаенко В.М.
4. Маклаков А.Г.
5. Брушлинский
6. Столяренко Л.Д.
7. Немов
Р.С.
5. Периодические издания:
1. Вопросы психологии, - 2005, №5
2. Вопросы психологии, - 2008, №2
3. Alma Mater, - 2007, №10
Задание выдано: « 02 » марта 2009 г. Руководитель______________
Сроки и итоги промежуточного контроля: 25%____________2009
100%____________2009
Содержание
Введение………………………………………………
1. Теоретический
аспект в исследовании психологического
познавательного процесса – воображения…………………………………………………
1.1. Общее понятие о воображении………………………………………...6
1.2. Особенности процесса воображения…………………………………10
1.3.
Виды воображения…………………………………………………
Выводы по 1 главе………………………………………………………….23
2. Практическая часть исследовательской работы. Анализ научных статей...24
Выводы по 2 главе…………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….........
Введение.
Проблема воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека является актуальной не только для отдельного человека (например, студента), но и для всех, кто стремится понять природу процессов воображения, а также с максимальной пользой использовать его в своей деятельности, ведь все мы что-либо и всегда воображаем: как в познавательном процессе, так в практической деятельности.
Данная курсовая работа посвящена исследованию одного из психологических процессов, такой формы отражения действительности человеком как воображение. Мы опирались на теорию следующих отечественных и зарубежных исследователей: Запорожца А.В., Коршуновой Л.С., Рубинштейна С.Л., Немова Р.С., Брушлинского А.В., Петровского А.В., Беркинблита М.Б., Жан-Поль Сартра.
Объект нашего исследования – воображение.
Предметом исследования является раскрытие понятия о воображении, рассмотрение основных его видов, особенностей, функций, а также анализ характера процессов воображения.
В данной работе мы будем оценивать значение воображения в деятельности человека, поскольку оно, тесно переплетаясь с другими видами познания (воображение неотделимо от мышления, памяти, восприятия и всегда рассматривается в тесной взаимосвязи с ними), играет важную роль в деятельности, в процессе чего изменяется и развивается. [1,c. 94]
В.И.Ленин обращал внимание на то, что “эта способность чрезвычайно ценна. Напрасно думают, что она нужна только поэту,… даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии”. [4,c.3]
В связи с вышесказанным, цель данной работы – продемонстрировать роль и место воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить понятие о воображении.
2)Выявить его природу.
3)Понять
специфику исследуемого
4)Оценить влияние воображения на ход учебно-познавательной и практической деятельности.
При выполнении курсовой работы нами были использованы следующие методы:
Работа
разбита на две главы с подпунктами,
в первой из которых проводится теоретическое
исследование, а во второй – практический
анализ научных статей. Сформулированы
краткие выводы по каждой главе и общие
выводы в заключении исследовательской
работы.
1.
Теоретический аспект
в исследовании психологического
познавательного процесса
– воображения.
1.1.Общее понятие о воображении.
Для того чтобы начать исследование темы, дадим определение воображению, предложенное Р.С.Немовым, – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы состоит в том, что она присуща только человеку (согласно современным представлениям, однако научно не доказано) и странным образом связана с деятельностью организма. [6,c. 260]
Человек может представить себе не только те предметы и явления, которые он ранее воспринимал, но и те, с которыми он никогда в своей жизни не сталкивался. Иначе говоря, человек может не только вспоминать старое, ранее пережитое, но и воображать нечто новое, неизведанное.
Читая какую-либо историческую книгу, описывающую давно прошедшие события, или же слушая рассказ преподавателя географии об отдельных странах, мы представляем себе эти события, хотя и не могли быть их участниками, и эти страны, хотя никогда их не видели.
Мы
можем также представить
Образы воображения строятся из материала, полученного путем восприятия и сохраненного памятью. [1, с.92]
Читая в учебнике географии описание пустыни, мы можем ее себе вообразить, лишь опираясь на известные нам фотографии и изображения, а также на некоторые впечатления, напоминающие отдельные элементы пустыни (большие песчаные пространства, пальмы, растущие в оазисах и т.д.).
Для развития воображения необходимо обладать некоторыми знаниями. Работа воображения оказывается невозможной, если мы не опираемся на прошлый опыт.
Воображение заключается в создании образов новых предметов и явлений путем оживления в мозгу человека ранее образовавшихся временных связей в новых сочетаниях. [1,c. 92] Воображение – процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых[2,c.86]. Оно опирается на прошлый опыт.
Самые
причудливые образы и фантастические
образы человеческого воображения
основываются на творческой переработке
воспринятых элементов
Сказки, не смотря на их фантастичность, очень живо и ярко отображают быт создавшего их народа, условия его жизни, окружающую природу и пр. [1, с.93]
До сих пор ничего не известно
именно о механизме
При активном решении какой-либо задачи…возникают очаги сильного возбуждения в участках мозга…
При столкновении с определенными трудностями, которые не дают возможности достигнуть необходимого результата привычным способом, возбуждение в указанных участках сменяется вследствие неподкрепления процессом торможения. По законам индукции торможение в этом участке мозга вызывает возбуждение других участков, которые были так или иначе связаны с первым в результате прошлого опыта. Таким образом, оживляются временные связи, которые ранее были заторможены, и всплывают воспоминания о различных предметах и действиях, которые имели место в обстоятельствах, отдаленно напоминающих условия стоящей перед человеком задачи. Оживление следов прежних раздражений происходит в этом случае в разной последовательности и в разных сочетаниях, в результате чего и образуются новые комбинации прошлых впечатлений, возникают образы новых предметов и явлений, никогда ранее человеком не воспринимавшихся. Многие из этих сочетаний и комбинаций оказываются нежизненными, несоответствующими объективным условиям стоящей перед человеком задачи и, не получая делового подкрепления, затормаживаются. Другие сочетания и комбинации, соответствующие действительности, открывающие новые возможности для деятельности, закрепляются вследствие подкрепления практическими результатами.[1,c.93]
Информация о работе Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности человека