Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание

1. Цель работы: продемонстрировать роль и место воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека.
Проблема воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека является актуальной не только для отдельного человека (например, студента), но и для всех, кто стремится понять природу процессов воображения, а также с максимальной пользой использовать его в своей деятельности, ведь все мы что-либо и всегда воображаем: как в познавательном процессе, так в практической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
1. Теоретический аспект в исследовании психологического познавательного процесса – воображения……………………………………………………… …6
1.1. Общее понятие о воображении………………………………………...6
1.2. Особенности процесса воображения…………………………………10
1.3. Виды воображения…………………………………………………….17
Выводы по 1 главе………………………………………………………….23
2. Практическая часть исследовательской работы. Анализ научных статей...24
Выводы по 2 главе…………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………………...............35

Работа состоит из  1 файл

курсак Лены по псих.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

    Если  ученый имеет дело главным образом  с понятиями, то важнейшей особенностью воображения художника или писателя является его значительная эмоциональность. Переживая чувства и воплощая их  в художественные образы, писатель, художник или музыкант заставляет читателей, зрителей, слушателей переживать, радоваться, страдать.

    В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, целесообразности, разумности, доказательности и логичности, в искусстве нет ограничений ни для воображения, ни для ума.

       Творчество  связано со всеми свойствами личности и проявляется во всех его конкретных видах: научном, изобразительном, литературном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение узнается не столько по тому, что может измышлять человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями. [2, с. 93]

    Но  следует также сказать, что не только в творческой и научной  деятельности важна роль воображения, но и в любой практической деятельности, будь то учебно-познавательная или  трудовая деятельность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Виды воображения. 

    Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной также является деятельность воображения в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

    Произвольное  воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид  воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных  образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

    Среди различных видов и форм произвольного  воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение  и мечту.

    Воссоздающее  воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест, исторических событий, когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные образы, но и осязательные, слуховые.

    Чаще  всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом зависит от способности  человека к пространственному воображению, то есть от способности воссоздавать образы в трехмерном пространстве. Следовательно, как было сказано выше, воссоздающее воображение тесно связано с мышлением и памятью.

    Творческое  воображение характеризуется тем, что человек  преобразует представления  и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

       Творческое  воображение также связано с  памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек опирается на свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим  воображением и творческим нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель или слушатель должен в большей или в меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью творческого воображения. [3, с. 286]

    В структуре творческого воображения  выделяют два подтипа. Посредством первого формируются идеальные образы, с помощью второго перерабатывается готовая продукция.

    Один  из первых психологов, изучавших эти  процессы, Т.Рибо, выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта его элементы способны дать новое сочетание.

    Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Это первый его этап, стадия подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

    Ассоциация  – создание целостного образа. Она  дает начало новым сочетаниям, новым  образам.

    Существуют  и другие интеллектуальные операции.

    Мечта. Суть заключается в самостоятельном создании новых образов. В мечте человек создает образ желаемого (тогда как в творческих образах вовсе не всегда воплощаются желания их создателя). В мечтах выражается то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Мечта не включена в творческую деятельность, то есть она не дает немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, изобретения.

    Главная особенность мечты – направленность на будущую деятельность. Мечта –  воображение, направленное на желаемое будущее. Она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, чем грезы, о которых поговорим ниже. Она имеет несколько подтипов. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае, мечта является активным произвольным, сознательным процессом.

       Но  существуют люди, для которых мечта  выступает в качестве замещения  деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления – жизненные неудачи, которые эти люди постоянно терпят. В результате таких неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. [3, с. 287]

         В этом случае, мечта выступает  как сознательный, произвольный  процесс, не имеющий практического завершения. Однако не нужно рассматривать это явление только как негативное. Позитивное значение мечты такого типа состоит в обеспечении сохранности механизмов регуляции  систем организма. Например, неудачи в практической деятельности чаше способствуют формированию негативного психического состояния (тревога, дискомфорт и др.). В этой ситуации мечта может выступать как своеобразная форма психологической защиты, обеспечивающая временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека. [3, с. 288]

      Заметим, что эти типы мечты являются активными, произвольными, и сознательными процессами. Однако воображение может существовать и в другой форме – пассивной, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером этого, как мы отмечали выше, является сон. Подлинная его роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

       Если  произвольное, или активное, воображение преднамеренно, то есть связано с волевыми усилиями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное  воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы называют грезами. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий приближения значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни, то это уже свидетельствует о нарушениях психического развития личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь  к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе  иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни. [3, с. 289]

       Непреднамеренное  пассивное воображение наблюдается  при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. [3,с. 290]

    Таким образом, при классификации видов  воображения исходят из двух основных характеристик: 1) степень проявления волевых усилий; 2) степень активности, или сознательности: 
 

    Виды  воображения:

    

      А также в различных источниках  можно встречается такая форма воображения как фантазия, которая рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности. Первичная база для фантазии только жизнь. Она играет положительную роль в литературе, искусстве, научном, техническом и других вида творчества.

         Некоторые авторы выделяют продуктивное и репродуктивное воображение.  Продуктивное отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. То есть, как мы рассмотрели ранее, этот вид эквивалентен творческому воображению.  В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть,  и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение напоминает больше восприятие или память, чем творчество. [6, с.262] То есть согласно приведенной выше схеме, это воссоздающее воображение.

       Можно в источниках встретить антиципирующее воображение. Оно лежит в основе очень важной способности человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты свои действий и т.д. В этом случае имеет важность осознания ситуации и перенесения определенных ее элементов в будущее, что основано на знании или предугадывания логики развития событий. Благодаря этой способности человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф.Лерш называл это прометеевской  (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем сильнее и ярче его воображение ориентировано вдаль. У пожилых людей воображение связано больше с событиями прошлого. [5,с.147] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы по 1 главе.

    Таким образом, исследовав теоретический  аспект, сделаем краткие выводы к главе.

    Изучив  общее понятие о воображении в первом подпункте главы, мы осознали и поняли сущность этого процесса, а именно то, что воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых. То есть, человек не только воспринимает, и запоминает окружающие предметы, явления, вследствие  чего и накапливается многообразие образов и представлений, но может создать в своем воображении  нечто новое, с чем никогда не сталкивался (часто в новых, непривычных, причудливых, ни кому никогда ранее не представлявшихся сочетаниях).

    Рассмотрев  особенности воображения во II подпункте, мы узнали, от каких условий зависят процессы воображения, что способствует более успешной работе воображения, выяснили что общего и отличного между воображением и мышлением, чтобы убедиться в тесной взаимосвязи этих процессов.

    В III подпункте мы исследовали классификацию процессов воображения, на какие виды принято их подразделять, по каким критериям. 

    Однако  заметим, что теоретическая часть  данной работы описывает те моменты и стороны, которые с точки зрения автора представляют наибольший интерес. Процесс воображения малоизучен на современном этапе, что предполагает дальнейшее его исследование за рамками этой работы.

    Опираясь  на теоретическую часть работы, можем приступить к практическому анализу научных статей. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности человека