Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:23, курсовая работа

Описание

1. Цель работы: продемонстрировать роль и место воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека.
Проблема воображения в учебно-познавательной и практической деятельности человека является актуальной не только для отдельного человека (например, студента), но и для всех, кто стремится понять природу процессов воображения, а также с максимальной пользой использовать его в своей деятельности, ведь все мы что-либо и всегда воображаем: как в познавательном процессе, так в практической деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4
1. Теоретический аспект в исследовании психологического познавательного процесса – воображения……………………………………………………… …6
1.1. Общее понятие о воображении………………………………………...6
1.2. Особенности процесса воображения…………………………………10
1.3. Виды воображения…………………………………………………….17
Выводы по 1 главе………………………………………………………….23
2. Практическая часть исследовательской работы. Анализ научных статей...24
Выводы по 2 главе…………………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………33
Список использованной литературы……………………………...............35

Работа состоит из  1 файл

курсак Лены по псих.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

       Об  этом же нам говорит и Петровский А.В. Автор также утверждает, что  сложность структуры воображения и его связь с эмоциями дает основания предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре больших полушарий, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. Исследования последних лет подтверждают это предположение. Таким глубинным отделом мозга является гипоталамо-лимбическая система (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга).

       Экспериментально  выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической  системы у человека могут происходить  характерные психические расстройства: возникает впечатление, что его  поведение не регулируется определенной программой и состоит из серии  отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных.

       Предполагается, что в таком случае повреждение  затронуло структуры, которые ответственны за планирование поведения, составление программы будущих действий,…а наиболее важная роль воображения как раз и состоит в выработке плана, программы поведения. [12, с.421]

       В бодрствующем состоянии процесс  воображения носит более или  менее преднамеренный и организованный характер. Человек подчиняет воображение поставленной цели и контролирует возникающие образы воображения, руководствуясь имеющейся у него системой понятий о действительности.

       В состоянии сна, когда большие  полушария охватывает разлитое торможение, возникает другая форма воображения  – сновидение. Во время сна в нервных клетках, связанных с деятельностью второй сигнальной системы, торможение происходит раньше и глубже, чем в других клетках больших полушарий. Сонное торможение охватывает кору больших полушарий  неравномерно и неодинаково глубоко,  в результате чего получаются совершенно неожиданные  сочетания функционирующих клеток, оставшихся незаторможенными. Сновидения, не регулируемые  второй сигнальной системой, приобретают часто причудливый и нелепый характер .[1,c.94]

       Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, она имеет важное значение для психического развития и совершенствования человека. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, позволяет заглянуть в будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить ни одно другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. [6,с.261] 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Особенности процесса  воображения.

       Процессы  воображения зависят от ряда условий. Воображение обычно рисует картины того, что необходимо человеку, к чему он стремится в процессе деятельности. Так, строитель представляет себе здание, которое он будет строить, садовник – сад, который собирается посадить, усталый путник  воображает гостеприимную кровлю, где он сможет отдохнуть.

       Очень ярко эта особенность воображения проявляется у детей.

       Воображение зависит от потребностей и интересов  человека, от стоящих перед ним  задач.

       Не  всегда потребности и интересы оказывают  прямое влияние на воображение, не всегда человеку представляется то, что ему  хочется. Воображение испуганного человека рисует картины страшных опасностей, которых он старается избежать. Писатель очень ярко представляет себе какого-нибудь отрицательного героя, которого внутренне осуждает. Но и в этих случаях имеет место зависимость воображения от потребностей и интересов[1, с.95].Испугавшись, человек воображает себе то, чего он стремится избежать, писатель представляет человека, отрицательную сущность которого он хочет разоблачить в своих произведениях. Под влиянием возникающей потребности воображение человека строит образы  предметов,  явлений путем творческой переработки прошлого опыта.

       Наличие богатого опыта, обширных знаний  является необходимым условием высокого развития воображения.

       Недостаток  знаний мешает успешной работе воображения. Например, некоторые школьники младших классов представляют себе русского боярина  по аналогии с современным человеком, в пальто и шляпе. Это  объясняется тем, что им недостает соответствующих знаний, которые могут быть накоплены путем рассматривания исторических картин, посещения музея и т.д. То же самое имеет место и  в играх дошкольников. Чем обширнее опыт ребенка, тем сильнее работает его воображение, богаче и разнообразнее его творческие игры.

В процессе воображения происходит анализ, выделение отдельных черт и элементов из ранее виденных предметов и явлений и их синтез, последующее объединение в единое целое.

    Отбор отдельных черт из образов, ранее  воспринятых, и их объединение в  новый образ происходит в соответствие с условиями деятельности человека, в соответствие с теми задачами, которые перед ним поставлены.

    Так, изобретатель, конструирующий новую  машину, мысленно отбирает те детали известных ему механизмов, комбинация которых поможет ему решить  стоящую перед ним задачу.

    Подобно этому, писатель, задумавший описать  рабочего, ищет в образах знакомых ему людей черты, которые дали бы ему в своем сочетании типичный образ представителя рабочего класса. Воображение, следовательно, является не пассивным, а активным, целенаправленным процессом.

    Образы, создаваемые воображением, носят  наглядный, конкретный характер, напоминая в этом отношении образы памяти и восприятия.

    Вообразить  себе какой-нибудь предмет – это  значит не просто подумать о нем, но как бы внутренне увидеть, услышать его, мысленно нарисовать его конкретные особенности. [1, с.96]

    В некоторых случаях образы достигают  такой степени яркости, что нередко  смешиваются с образами действительного  пережитого.

    Человек обычно рисует образ того,  к чему он испытывает живой интерес, что имеет важное значение. В связи с этим воображаемые события и обстоятельства часто вызывают глубокие и разнообразные эмоциональные переживания.

    Процессы  воображения тесно связаны с чувствами. Например, эмоциональный характер воображения ярко выступает в художественном творчестве. Чувства не только влияют на ход воображения, но и сами возникают под его воздействием. Таким образом, воображение играет очень важную роль в развитии чувств, в обогащении эмоционального опыта человека.

    Если  образы восприятия относятся к настоящему, а образы памяти воспроизводят прошлое, то образы воображения относятся  не только к настоящему и прошлому, но и к будущему.

    Содержание  воображения зависит от идейной  направленности, от тех перспектив, которые открываются перед человеком в данных общественно-исторических условиях. [1, с.97]

    Например, как замечает Запорожец А.В., в Советской стране, где о детях повседневно заботится партия и правительство, где перед подрастающим поколением открыты все пути и предоставлены ему все возможности для всестороннего развития, воображение детей рисует яркие картины выдающихся подвигов, научных открытий и технических изобретений, которые им предстоит совершить в будущем. И снова приведу интересный пример, приводимый Запорожцем А.В.: Мальчик Саша мечтает «заставить громадную силу вулкана служить человеку», а Алла С., 11 лет, сказала: «Моя мечта…Я очень хочу, чтоб во всех странах установился демократический строй, чтобы не было на земле угнетателей и угнетенных, чтобы все были равны, жили своим трудом, как у нас, в СССР». Такие мечты рисовало воображение советских детей. [1,с.98]

    Воображение также тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет  предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением? Проведем разграничение между общим в данных процессах и различиями между ними.

    Общее заключается в том, что:

    - воображение и мышление возникают  в проблемной ситуации, то есть  в тех случаях, когда необходимо  отыскать новое решение;

    - воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение  потребностей, то есть живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

    Отличия выражаются в следующем:

    - опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения,  происходит в конкретно-образной  форме, в виде ярких представлений,  в то время как опережающее  отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

       - в процессе деятельности воображение  выступает в единстве с мышлением.  Включение воображения или мышления  в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существует две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов, представлений и организованная система понятий.

    В основе воображения лежит возможность  выбора образа. В основе мышления –  возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу  в «двух этажах», так как системы  образов и понятий тесно связаны между собой: например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, а с ними органически слиты яркие представления того, как это действие будет выполняться.

    Рассматривая  сходство и различие воображения  и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:

    - если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется  преимущественно законам мышления;

        - если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм  воображения.

    Ценность  воображения состоит в том, что  оно позволяет принять решение  при отсутствии должной полноты  знаний, необходимой для выполнения задач. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы.

       Особенно  важную роль воображение играет в  научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия  воображения вообще невозможно. Эту теснейшую взаимосвязь показывает следующая схема. [2, с. 90-91]

    Решение мыслительных и творческих задач:

    

    Из  схемы мы видим, что в воображении выделяют следующие основные приемы создания образов:

    -  агглютинация – «склеивание»  различных, несоединимых в повседневной  жизни качеств, частей;

    - гиперболизация – увеличение  или уменьшение предмета, а также  изменение отдельных частей;

    - схематизация – отдельные представления  сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают  четко;

    -   типизация  - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

    -  заострение – подчеркивание каких-либо  отдельных признаков.

    Есть  и некоторые другие приемы, однако остановимся на данных, основных.

    Ученому воображение помогает строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные  новые решения проблем.

    Воображение играет важную роль на ранних стадиях  решения научной проблемы и нередко  ведет к замечательным догадкам.

    Однако  после того как некоторые закономерности уже подмечены, угаданы и  изучены в экспериментальных условиях, после того, как закон установлен и проверен практикой, познание целиком переходит на уровень теории, строгого научного мышления. Попытка фантазировать на этом этапе исследования может привести к ошибкам.

    Изучением роли воображения в процессах  научного и технического творчества занимаются специалисты психологии научного творчества.

Информация о работе Воображение в учебно-познавательной и практической деятельности человека