Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:42, реферат
Предмет, задачи и методы возрастной психологии; проблема детерми¬нант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического раз¬вития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошко¬льный возраст, младший школьный возраст, психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; ста¬рение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых усло¬виях.
Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Историческая изменчивость оценки старости и старения. Психофизиологические изменения в старости. Профилактика старения. Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти. Деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости. Компенсаторные механизмы в период старения. Старость как социальная проблема.
1. Усвоение умственных действий и развитие интеллектуальной активности.
2. Проблема соотношения знаний и мышления при решении задач на разных возрастных этапах психического развития человека.
3.
Психологические особенности
4.
Младший школьник и младший
подросток. Сравнительная
5.
Особенности познавательных
6.
Возрастная периодизация
7. Половой деморфизм в развитии психических функций. (Возрастной период - по выбору студента).
8.
Соотношение осязательного и
зрительного восприятия у
9.
Формирование у дошкольника
10.
Осознание дошкольниками
11.
Билингвистическое развитие
1.
Предмет, задачи и история
2. Методы возрастной психологии (классификация по форме исследовательских задач).
3.
Описательные методы в
4.
Экспериментальное
6. Диагностические методы в возрастной психологии.
7.
Объяснительные методы в
8.
Значение кросс-культуральных
9.
Биогенетическое направление в
исследовании детского
10. Проблема развития и его движущие силы в бихевиоризме.
11. Теория развития как научение, законы научения.
12.
Проблема психического
13. Проблема развития в теории Ж. Пиаже.
14.
Проблема развития личности в
эпигенетической теории Э.
15. Проблема развития в индивидуальной психологии А. Адлера.
16.
Теория культурно-
17.
Теория становления высших
18.
Проблема возраста и
19. Проблема соотношения обучения и развития в трудах Л.С. Выготского
20.
Роль среды и наследственности
в психическом развитии
21.
Проблема движущих сил,
22.
Понятие развития и его
23.
Понятие нормы развития в
24.
Основные принципы
25. Проблема возраста в психологии (различные подходы).
26.
Проблема возраста в
27. Кризисы психического развития, природа и значение.
28.
Роль деятельности в развитии.
Понятие ведущего вида
29. Роль общения в психическом развитии.
30.
Характеристика кризиса
31.
Общая характеристика
32.
Психологическая
33. Предметная деятельность, как ведущая в раннем возрасте.
34. Кризис 1 года и трех лет. Симптомы, значение для психического развития.
35.
Психологические особенности
36. Психологическая готовность к школьному обучении. Кризис 7 лет.
37. Игра как ведущая деятельность дошкольника.
38. Психологическая характеристика младшего школьника.
39.
Учебная деятельность как
40. Кризис подросткового возраста.
41.
Развитие самосознания в
42.
Основные новообразования
43. Психологическая характеристика юношеского возраста.
44.
Психология зрелости и
Основная литература:
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977.
Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т.
Крайг Г. Психология развития. Санкт-Петербург, Москва-Харьков-Минск, 2000.
Рыбалко
Е.Ф. Возрастная и дифференциальная
психология. ЛГУ, 1990.
Дополнительная литература:
Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.
Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., ЛГУ, 1974.
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М, 1964.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Аткинсон Р. Человеческая память в процессе обучения. Пер. с англ., ред. Ю. М. Забродина, Б.Ф. Ломова, М., Прогресс, 1980.
Балашова Е.Ю Нарушение пространственных функций при сосудистых и атрофических деменециях позднего возраста. Автореф. дис...канд. псих. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, Факультет психологии. М., 1995.
Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1975.
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. /Пер. с англ. А.Б. Леоновой. М., Прогресс, 1979.
Бейн Б., Панина И.А. Билингвистическое воспитание детей (вновь обращаясь к Л. Выготскому и А.Лурия)/ Вопросы психологии, 3, 1994.
Берулаева Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, НИЦ БиГПИ, 1993.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., Международная педагогическая академия, 1995.
Большенков
В.Г. Психологические условия
Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1967.
Вединяпина В.А. Компоненты психического развития ребенка/Советская педагогика, №11, 1991.
Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.
Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М., 1985
Венгер Л.А. Мухина В.С. Психология. М., Просвещение, 1988.
Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., Просвещение, 1969.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1979.
Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, М., 1984.
Возрастные аспекты онтопсихологии. Учебное пособие /Ананьев Б.Г., Крылов А..А., Рыбалко Е.Ф. и др. Спб, 1993.
Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов. Сб. научи. Трудов М., ГПИ, 1979.
Возрастные
особенности психических
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/ Под ред. Д.Б. Эльконина. В.В. Давыдова, Академия педагогических наук РСФСР, М., 1962.
Восприятие и действие /Под ред. А.В. Запорожца. М., Просвещение, 1967.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Соб. соч. в 6 т.
Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста/ Вопросы психологии., №3, 1996.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Давыдов В.В., Маркова А.К. Развитие мышления в школьном возрасте. Принципы развития в психологии. М., 1978.
Егорова Г.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. Автореф...канд. псих, наук, М., 1969.
Ермаков Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольника. /Вопросы психологии, №1, 1996.
Зак А.З. Развитие творческого мышления у младших школьников. М., 1984.
Зырянова
Н. Нейродинамические
Иванова
Г.М. Структура психологической
Игнатенко A.M. Возрастные особенности памяти учащихся среднего и старшего возраста. Автореф...канд. психол. наук. 19.00.01, Л., 1972.
Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Учпедгиз, 1961.
Изюмова
С.А. Природа мнемических
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
Киселев П.А. Как развить память ребенка. Аквариум. Дельта, 1996.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., Просвещение, 1979.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М, Просвещение, 1976.