Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа
Цель исследования. Выявление взаимосвязи стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Объект исследования – развитие личности подростка в семье.
Предмет исследования – взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Гипотеза исследования. Существует связь между стилями семейного воспитания и склонности к депрессивным состояниям подростков.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности подросткового возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности протекания депрессии в подростковом возрасте. . . . . . . . . 15
Определение семьи и стилей семейного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Профилактика депрессивных состояний подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.1 Описание исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2 Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.3 Математический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Повышение аппетита, или булимия, у подростков также могут сопровождать депрессивные состояния, хотя это наблюдается несколько реже.
Итак,
депрессивные состояния у подростков
накладывают отпечаток на все стороны
личности, приводят к отчуждению и одиночеству,
что еще более усиливает состояние депрессии.
Депрессивные состояния приводят подростка
к дезадаптации и своевременная коррекция
данного эмоционального неблагополучия
позволит бескризисно преодолеть трудности,
сопутствующие подростковому возрасту.
1.3
Определение семьи
и стилей семейного
воспитания
Семья — организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения.
Убедительны и демонстративны
наблюдения и исследования, посвященные
влиянию неправильных или
Отсутствие материнской заботы
возникает как естественный
Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности — неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности.
Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка. Разные стили ухода и обращения с ребенком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.
В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков; с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития. [31;c.112-114]
1.
Гипопротекция: недостаток
2.
Доминирующая гиперпротекция: обостренное
внимание и забота о подростке
сочетается с мелочным
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга.
4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярче выступают реакций протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.
5.
Повышенная моральная
Е.Т. Столин и В.В. Столин добавили еще несколько типов неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку.
1.
Отношение матери к сыну-
2.
Гиперопека и симбиоз:
3.
Воспитательный контроль
4. Воспитательный контроль
1.4
Профилактика депрессивных
состояний у подростков
В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком
новыми делами. Каждый день узнавать
что-нибудь новое, делать то, что
никогда раньше не делали. Внести
разнообразие в обыденную
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
Оптимизация
межличностных отношений в
Поскольку причинами
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Для предотвращения депрессий у детей учителя могут сделать следующее:
· вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;
· внушать им оптимизм и надежду;
· проявлять сочувствие и понимание;
· осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу.
Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов.
Направления работы специалистов (педагога-психолога, психотерапевта) по профилактике депрессии
· Провести с ребенком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся,
· помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими,
· обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса,
· оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д.,
·
при необходимости включить подростка
в группу социально-психологического
тренинга, провести психокоррекционные
занятия по повышению самооценки подростка,
развитию адекватного отношения к собственной
личности, эмпатии.
Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков