Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа
Цель исследования. Выявление взаимосвязи стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Объект исследования – развитие личности подростка в семье.
Предмет исследования – взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Гипотеза исследования. Существует связь между стилями семейного воспитания и склонности к депрессивным состояниям подростков.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности подросткового возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности протекания депрессии в подростковом возрасте. . . . . . . . . 15
Определение семьи и стилей семейного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Профилактика депрессивных состояний подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.1 Описание исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2 Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.3 Математический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
По результатам
таблицы можно сделать
Более чем у 80% подростков баллы находятся в диапазоне от 50 до 60 Т-баллов, что свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. И лишь один человек набрал свыше 70 баллов, что говорит о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам.
62,5 % испытуемых
набрали от 50 до 60 баллов, что свидетельствует
о выраженности вышеуказанных
тенденций, о
25 % набрали
более 60 баллов, которые свидетельствуют
о чрезвычайной выраженности
нонконформистских тенденций,
И один человек (12,5%) набрал менее 50 баллов, что говорит о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.
Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях – 37,5% подростков нашей выборки.
Показатели ниже 50 Т-баллов всего у двух подростков (25%), что свидетельствует либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
И 37,5 % подростков набрали по 46-47 баллов, следовательно имеется тенденция к реализации аддиктивного поведения.
25% подростков набрали 50-70 Т-баллов. Это свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо -мазохистских тенденциях.
Показатели ниже 50 Т-баллов набрали 75% подростков ,что свидетельствует об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
Ниже 50 баллов набрали 75% подростков, что свидетельствует о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.
И 25 % подростков
набрали от 50 до 60 баллов, что говорит
о наличии агрессивности
У 62,5 % подростков
менее 50 баллов по данной шкале, что
свидетельствует о
37,5 % испытуемых
набрали от 48 до 55 баллов, что говорит
о слабовыраженной тенденции
к проявлению негативизма, не
способности контролировать
Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.
На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.
Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. (37,% подростков из выборки)
Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения- один подростков, то есть 12,5 %.
Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля- 50 % испытуемых.
Необходимо
также учитывать, что содержание и структура
деликвентного поведения у юношей и девушек
существенно отличаются и соответственно
различаются пункты, входящие в шкалу
деликвентности для женского и мужского
видов методики.
16-факторный личностный опросник Кеттелла.
Для исследования был взят модифицированный вариант методики, включающий в себя шкалу С- «эмоциональная устойчивость». Ниже, в таблице 4 ,представлены результаты по шкале в стенах. А также в сырых баллах в таблице 5. (см. Приложение №6)
Таблица 4
Результаты по методике Кеттелла в стенах (форма С, шкала С).
№ | Имя Ф. ребенка-родителя | Стены | № | Имя Ф. ребенка-родителя | Стены |
1 | Максим- Марина Г. | 4 | 5 | Даша – Татьяна С. | 5 |
2 | Павел- Тамара Н. | 6 | 6 | Лера- Анна А. | 9 |
3 | Стас- Оксана М. | 7 | 7 | Вика- Ольга Л. | 6 |
4 | Дима- Юлия М. | 9 | 8 | Алена- Татьяна К. | 6 |
Как видно из таблицы высокие баллы по шкале «эмоциональная устойчивость»набрали 3 подростков (37,5%). Это свидетельствует о стабильности в поведении и высокий уровень волевого контроля эмоциональных реакций. Также человек спокойно реагирует на сложные ситуации, реалистичен и уживчив в группе.
Следующие 37,5 % имеют средние показатели по данной шкале, что свидетельствует об эмоциональной нестабильности в некоторых ситуациях. Подросток может быть не уверенным в себе и раздражительным.
Остальные
25 % набрали 5 или ниже стен, что говорит
о том, что в большинстве сложных
ситуаций подросток теряет контроль
над эмоциями, уверенность в себе
и становится более раздражительным.
Также проявляет волнение.
2.3
Математический анализ
Так как целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между стилем родительского воспитания и склонности к депрессивности подростков, нами был взят метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Было выполнено:
1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен
подсчет разности между
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
6) Определены
критические значения.
Критические значения для N = 8
|
№ | Шкала | Эмпирическое значение Rs | Вывод о связи |
1 | Г+ | 0,077 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
2 | Г- | - 0,095 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
3 | У+ | - 0,089 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
4 | У- | 0,244 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
5 | Т+ | - 0,089 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
6 | Т- | - 0,143 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
7 | З+ | 0,161 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
8 | З- | - 0,06 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
9 | С+ | - 0,006 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
10 | С- | 0,554 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
№ | Шкала | Эмпирическое значение Rs | Вывод о связи |
1 | Г+ | 0,756 | Но отвергается. Корреляция между А и В статистически значима. |
2 | Г- | 0,417 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
3 | У+ | 0,601 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
4 | У- | 0,488 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
5 | Т+ | - 0,113 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
6 | Т- | 0,179 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
7 | З+ | 0,53 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
8 | З- | - 0,077 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
9 | С+ | 0,006 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
10 | С- | 0,024 | Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. |
Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков