Взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Выявление взаимосвязи стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Объект исследования – развитие личности подростка в семье.
Предмет исследования – взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Гипотеза исследования. Существует связь между стилями семейного воспитания и склонности к депрессивным состояниям подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности подросткового возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности протекания депрессии в подростковом возрасте. . . . . . . . . 15
Определение семьи и стилей семейного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Профилактика депрессивных состояний подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.1 Описание исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2 Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.3 Математический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

Работа состоит из  1 файл

Кур Раб по психодиагностике.doc

— 586.00 Кб (Скачать документ)

 
 

По результатам  таблицы можно сделать следующие  выводы:

  1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала)

Более чем у 80% подростков баллы находятся  в диапазоне от 50 до 60 Т-баллов, что  свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. И лишь один человек набрал свыше 70 баллов, что говорит  о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам.

  1. Шкала склонности к преодолению норм и правил

62,5 % испытуемых  набрали от 50 до 60 баллов, что свидетельствует  о выраженности вышеуказанных  тенденций, о нонкомформистских  установках подростков, о их склонности  противопоставлять собственные  нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

25 % набрали  более 60 баллов, которые свидетельствуют  о чрезвычайной выраженности  нонконформистских тенденций, проявлении  негативизма.

И один человек (12,5%) набрал менее 50 баллов, что говорит о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

  1. Шкала склонности к аддиктивному поведению

Результаты  в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях – 37,5% подростков нашей выборки.

Показатели  ниже 50 Т-баллов всего у двух подростков (25%), что свидетельствует либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

И 37,5 % подростков набрали по 46-47 баллов, следовательно  имеется тенденция к реализации аддиктивного поведения.

  1. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

25%  подростков  набрали  50-70 Т-баллов. Это свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо -мазохистских тенденциях.

Показатели  ниже 50 Т-баллов набрали 75% подростков ,что свидетельствует об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

  1. Шкала склонности к агрессии и насилию

Ниже 50 баллов набрали 75% подростков, что свидетельствует  о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.

И 25 % подростков набрали от 50 до 60 баллов, что говорит  о наличии агрессивности испытуемых.

  1. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

У 62,5 % подростков менее 50 баллов  по данной шкале, что  свидетельствует о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных  реакций, чувственных влечений.

37,5 % испытуемых  набрали от 48 до 55 баллов, что говорит  о слабовыраженной тенденции  к проявлению негативизма, не  способности контролировать свои  эмоции в определенных ситуациях.

  1. Шкала склонности к деликвентному поведению

Название  шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

На наш  взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. (37,% подростков из выборки)

Результаты  выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения- один подростков, то есть 12,5 %.

Результаты  ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля- 50 % испытуемых.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.  

16-факторный  личностный опросник Кеттелла.

Для исследования был взят модифицированный вариант  методики, включающий в себя шкалу  С- «эмоциональная устойчивость». Ниже, в таблице 4 ,представлены результаты по шкале в стенах. А также в сырых баллах в таблице 5. (см. Приложение №6)

Таблица 4

Результаты  по методике Кеттелла в стенах (форма С, шкала С).

Имя Ф. ребенка-родителя Стены Имя Ф. ребенка-родителя Стены
1 Максим- Марина Г. 4 5 Даша – Татьяна  С. 5
2 Павел- Тамара Н. 6 6 Лера- Анна А. 9
3 Стас- Оксана М. 7 7 Вика- Ольга  Л. 6
4 Дима- Юлия М. 9 8 Алена- Татьяна  К. 6

 
 

Как видно  из таблицы высокие баллы по шкале  «эмоциональная устойчивость»набрали 3 подростков (37,5%). Это свидетельствует о стабильности в поведении и высокий уровень волевого контроля эмоциональных реакций. Также человек спокойно реагирует на сложные ситуации, реалистичен и уживчив в группе.

Следующие 37,5 % имеют средние показатели по данной шкале, что свидетельствует об эмоциональной нестабильности в некоторых ситуациях. Подросток может быть не уверенным в себе и раздражительным.

Остальные 25 % набрали 5 или ниже стен, что говорит  о том, что в большинстве сложных  ситуаций подросток теряет контроль над эмоциями, уверенность в себе и становится более раздражительным. Также проявляет волнение.  
 
 
 
 

2.3 Математический анализ 
 

Так как целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между стилем родительского воспитания и склонности к депрессивности подростков, нами был взят метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Было выполнено:

1) Ранжирование  значений А и В. Их ранги  занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен  подсчет разности между рангами  А и В (колонка d);

3) Возведение  каждой разности d в квадрат (колонка  d2);

4) Подсчитана  сумма квадратов;

5) Произведен  расчет коэффициента ранговой  корреляции rs по формуле:

6) Определены  критические значения. 

Критические значения для N = 8

N p
0.05 0.01
8 0.72 0.88

 
  1. Расчет  корреляции между АСВ и 16-факторным  опросником Кеттелла
Шкала Эмпирическое  значение Rs Вывод о связи
1 Г+ 0,077 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.
2 Г- - 0,095 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
3 У+ - 0,089 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
4 У- 0,244 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
5 Т+ - 0,089 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
6 Т- - 0,143 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.
7 З+ 0,161 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
8 З- - 0,06 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
9 С+ - 0,006 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.
10 С- 0,554 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.

 
  1. Расчет  корреляции между АСВ и СОП(шкала  склонности к самоповреждающему  поведению)
Шкала Эмпирическое  значение Rs Вывод о связи
1 Г+ 0,756 Но отвергается. Корреляция между А и В статистически  значима.
2 Г- 0,417 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
3 У+ 0,601 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.
4 У- 0,488 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
5 Т+ - 0,113 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
6 Т- 0,179 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
7 З+ 0,53 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
8 З- - 0,077 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.
9 С+ 0,006 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.
10 С- 0,024 Но принимается. Корреляция между А и В не достигает  уровня статистической значимости.

Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков