Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа
Цель исследования. Выявление взаимосвязи стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Объект исследования – развитие личности подростка в семье.
Предмет исследования – взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Гипотеза исследования. Существует связь между стилями семейного воспитания и склонности к депрессивным состояниям подростков.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности подросткового возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности протекания депрессии в подростковом возрасте. . . . . . . . . 15
Определение семьи и стилей семейного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Профилактика депрессивных состояний подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.1 Описание исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2 Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.3 Математический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
ВЫВОДЫ
ПО ГЛАВЕ 1
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Будучи членом семьи, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.
Жестокое отношение к детям
сегодня превратилось в
ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
И СКЛОННОСТИ К
ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1
Описание исследования
Цель исследования. Выявление взаимосвязи стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Задачи:
Методы исследования:
Для исследования были отобраны 8 семей, воспитывающих подростков.
Из них
4 семьи, которые воспитывают девочек
и 4 семьи мальчиков.
Таблица 2.1
Описание выборки.
№ | Ф.И.О ребенка | Возраст | Пол | Ф.И.О
родителя |
Возраст | Пол | |
1 | Вика Л. | 14 | Ж | Ольга Л. | 35 | Ж | |
2 | Алена К. | 16 | Ж | Татьяна К. | 37 | Ж | |
3 | Даша С. | 15 | Ж | Татьяна С. | 40 | Ж | |
4 | Валерия А. | 14 | Ж | Анна А. | 36 | Ж | |
5 | Павел Н. | 15 | М | Тамара Н. | 36 | Ж | |
6 | Стас М. | 14 | М | Оксана М. | 37 | Ж | |
7 | Дима М. | 14 | М | Юлия М. | 34 | Ж | |
8 | Максим Г. | 16 | М | Марина Г. | 38 | Ж |
Чтобы
определить стиль воспитания ребенка
в семье использовалась методика АСВ (анализ
семейных взаимоотношений).Родителям
предоставлялся опросник, состоящий из
130 утверждений и бланк ответов (см. Приложение
№1). Для определения склонности к депрессивности
подростков были использованы методики:
СОП (склонность к отклоняющемуся поведению),
состоящий из 98 вопросов для мальчиков
и 108 вопросов для девочек, а также бланк
ответов (см. Приложение №2); шкала С 16-факторного
опросника Кеттелла, проверяющая «эмоциональную
стабильность - нестабильность». Опросник
состоял из 6 вопросов, также с предоставлением
бланка ответов (см. Приложение №3).
2.2
Результаты исследования
В таблице 2 представлены данные по методике АСВ. (см. Приложение №4) По результатам этих данных можно сказать, что:
Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).
По шкале Г+ (гиперпротекция) 25 % родителей крайне много времени, сил и внимания уделяют ребенку, и воспитание его стало центральным делом их жизни. У остальных 75% родителей данная тенденция не выражена.
По шкале Г- (гипопротекция) у всех родителей, то есть 100%, данный стиль отсутствует.
Речь
идет о том, в какой мере деятельность
родителей нацелена на удовлетворение
потребностей ребенка как материально-
По шкале У+ (потворствование) для 37% родителей желание ребенка для них – закон, то есть родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они "балуют" его.
Шкала У- (игнорирование потребностей). У всех родителей данная тенденция отсутствует.
Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком, может повлечь применение санкций со стороны родителей от мягкого осуждения до суровых наказаний.
Формы нарушений системы требований к ребенку различны, поэтому высказывания родителей, отражающие их, представлены в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+,С-.
По шкале Т+(завышенные требования к ребенку) 12,5 % , то есть один родитель, предъявляет очень высокие требования к ребенку, которые не соответствуют его возможностям и не содействуют полноценному развитию личности.
Недостаточность требований(шкала Т-) наблюдается у трех родителей(37,5 % выборки). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.
По шкале З+ (чрезмерность запретов) 25 % родителей практикуют данный стиль воспитания. Это означает что, в этой ситуации ребенку "все нельзя". Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.
Остальные 75% родителей практикуют противоположный стиль, то есть недостаточность запретов (шкала З-). В этом случае ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.
По шкале С+(применение чрезмерных наказаний к ребенку) к все родителей данные не соответствуют диагностическому значению (4), то есть если наказания и применяются, то в меру.
По шкале С-(недостаточность санкций) 62,5 % родителей не применяют наказания к ребенку, либо применяют, но редко. Предпочитают поощрения, т.к. сомневаются в результативности наказаний.
Также,
исходя из данных таблицы, можно сделать
вывод о том, что в двух семьях(25%)
присутствует один из типов негармоничного
воспитания(см. Приложение №1). А именно
потворствующая гиперпротекция (сочетание
черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-,
3-, С-). Ребенок находится в центре внимания
семьи, которая стремится к максимальному
удовлетворению его потребностей.
Теперь
рассмотрим более подробно методику
СОП (склонность к отклоняющемуся поведению).
Данная методика диагносцирует готовность
подростков к реализации различных форм
отклоняющегося поведения. Включает в
себя 7 шкал (как для женского, так и для
мужского пола) и 8 шкала для девочек, направленная
на принятие женской роли. Данные представлены
в Т-баллах (таблица 3), а также в сырах баллах.
(см. Приложение №5, таблица 3)
Таблица 3
Результаты в Т-баллах по методике СОП .
№ | Имя Ф.
Ребенка- Родителя |
Шкалы | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
(жен) | ||
1 | Максим - Марина Г. | 55 | 34 | 37 | 43 | 29 | 37 | 34 | - |
2 | Павел – Тамара Н. | 50 | 50 | 46 | 56 | 48 | 40 | 46 | - |
3 | Стас - Оксана М. | 58 | 53 | 46 | 32 | 53 | 48 | 50 | - |
4 | Дима - Юлия М. | 50 | 69 | 55 | 48 | 39 | 40 | 57 | - |
5 | Даша – Татьяна С. | 54 | 75 | 57 | 47 | 42 | 55 | 60 | 56 |
6 | Лера –
Анна А. |
74 | 51 | 34 | 47 | 34 | 36 | 35 | 58 |
7 | Вика-
Ольга Л. |
50 | 60 | 60 | 70 | 53 | 48 | 65 | 47 |
8 | Алена-
Татьяна К. |
54 | 60 | 47 | 32 | 40 | 41 | 45 | 58 |
Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков