Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа
Цель исследования. Выявление взаимосвязи стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Объект исследования – развитие личности подростка в семье.
Предмет исследования – взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Гипотеза исследования. Существует связь между стилями семейного воспитания и склонности к депрессивным состояниям подростков.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности подросткового возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности протекания депрессии в подростковом возрасте. . . . . . . . . 15
Определение семьи и стилей семейного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Профилактика депрессивных состояний подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.1 Описание исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2 Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.3 Математический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
3. Количество и качество требований к ребенку в семье
Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, т.е. в тех заданиях, которые он выполняет – учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение требований ребенком, может повлечь применение санкций со стороны родителей от мягкого осуждения до суровых наказаний.
Формы
нарушений системы требований к
ребенку различны, поэтому высказывания
родителей, отражающие их, представлены
в целом ряде шкал: Т+, Т-; 3+, 3-; С+,С-.
Чрезмерность требований-обязанностей
(шкала Т+). Именно это качество лежит
в основе типа негармоничного воспитания
"повышенная моральная ответственность".
Требования к ребенку в этом случае очень
велики, непомерны, не соответствуют его
возможностям и не только не содействуют
полноценному развитию его личности, но
напротив, представляют риск психотравматизации.
Недостаточность требований-обязанностей
ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок
имеет минимальное количество обязанностей
в семье. Данная особенность воспитания
проявляется в высказываниях родителей
о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо
делу по дому.
Требования-запреты,
т.е. указания на то, что ребенку нельзя
делать, определяют прежде всего степень
самостоятельности его, возможность
самому выбирать способ поведения. И
здесь возможны две степени отклонения:
чрезмерность и недостаточность требований-запретов.
Чрезмерность требований-запретов (шкала
З+). Такой подход может лежать в основе
типа негармонического воспитания "доминирующая
гиперпротекция". В этой ситуации ребенку
"все нельзя". Ему предъявляется огромное
количество требований, ограничивающих
его свободу и самостоятельность. У стеничных
детей и подростков такое воспитание форсирует
возникновение реакций оппозиции и эмансипации,
у менее стеничных предопределяет развитие
черт сенситивной и тревожно-мнительной
(психастенической) акцентуаций. Типичные
высказывания родителей отражают их страх
перед любыми проявлениями самостоятельности
ребенка. Этот страх проявляется в резком
преувеличении последствий, к которым
может привести хотя бы незначительное
нарушение запретов, а также в стремлении
подавить самостоятельность мысли ребенка.
Недостаточность требований-запретов
к ребенку (шкала З–). В этом случае ребенку
"все можно". Даже если и существуют
какие-либо запреты, ребенок или подросток
легко их нарушает, зная, что с него никто
не спросит. Он сам определяет круг своих
друзей, время еды, прогулок, свои занятия,
время возвращения вечером, вопрос о курении
и об употреблении спиртных напитков.
Он ни за что не отчитывается перед родителями.
Родители при этом не хотят или не могут
установить какие-либо рамки в его поведении.
Данное воспитание стимулирует развитие
гипертимного типа личности у подростка
и, особенно, неустойчивого типа.
Строгость
санкций (наказаний) за нарушение требований
ребенком (шкалы С+ и С-).
Чрезмерность санкций (тип
воспитания "жестокое
обращение"). Для этих родителей характерна
приверженность к применению строгих
наказаний, чрезмерное реагирование даже
на незначительные нарушения поведения.
Типичные высказывания родителей отражают
их убеждение в полезности для детей и
подростков максимальной строгости (см.
шкалу С+).
Минимальность санкций (шкала
С-). Эти родители предпочитают обходиться
либо вовсе без наказаний, либо применяют
их крайне редко. Они уповают на поощрения,
сомневаются в результативности любых
наказаний.
4. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н).
Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями.
Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда, содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей и подростков с отклонениями характера.
Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклонения характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания (см. таблицу 1).
Устойчивые
сочетания различных черт воспитания
представляют собой тип негармоничного
воспитания. Классификация типов
негармоничного воспитания также дана
в таблице 1.
Потворствующая гиперпротекция (сочетание
черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-,
3-, С-). Ребенок находится в центре внимания
семьи, которая стремится к максимальному
удовлетворению его потребностей. Этот
тип воспитания содействует развитию
демонстративных (истероидных) и гипертимных
черт личности у подростка.
Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±,
Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания
родителей, которые отдают ему много сил
и времени, однако, в то же время, лишают
его самостоятельности, ставя многочисленные
ограничения и запреты. У гипертимных
подростков такие запреты усиливают реакцию
эмансипации и обусловливают острые аффективные
реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном
(психастеническом), сенситивном, астеническом
типах акцентуаций личности доминирующая
гиперпротекция усиливает астенические
черты.
Повышенная моральная
ответственность (Г+, У-, Т+). Этот тип
воспитания характеризуется сочетанием
высоких требований к ребенку с пониженным
вниманием к его потребностям. Стимулирует
развитие черт тревожно-мнительной (психастенической)
акцентуации личности.
Диагностика типов
негармоничного семейного
воспитания
|
ПРИМЕЧАНИЕ:
+ означает
чрезмерную выраженность
– недостаточную выраженность;
± означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность.
Эмоциональное
отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем
варианте – это воспитание по типу "Золушки".
В основе эмоционального отвержения лежит
осознаваемое или, чаще, неосознаваемое
отождествление родителями ребенка с
какими-либо отрицательными моментами
в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации
может ощущать себя помехой в жизни родителей,
которые устанавливают в отношениях с
ним большую дистанцию. Эмоциональное
отвержение формирует и усиливает черты
инертно-импульсивной (эпилептоидной)
акцентуации личности и эпилептоидной
психопатии, ведет к декомпенсации и формированию
невротических расстройств у подростков
с эмоционально-лабильной и астенической
акцентуациями.
При жестоком обращении
родителей с детьми (Г-, У-, Т± 3±, С+) на
первый план выходит эмоциональное отвержение,
проявляющееся наказаниями в форме избиений
и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением
их потребностей
Гипопротекция (гипоопека – Г-, У-,
Т-, 3-, С±). Ребенок предоставлен самому
себе, родители не интересуются им и не
контролируют его. Такое воспитание особенно
неблагоприятно при акцентуациях гипертимного
и неустойчивого типов.
Психологические причины отклонений в семейном воспитании
Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако, нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Особую роль в практике врача-психотерапевта играют две группы причин.
Отклонения личности самих родителей.
Акцентуации
личности и психопатии нередко предопределяют
определенные нарушения в воспитании.
При неустойчивой акцентуации родитель
чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся
гипопротекцией, пониженным удовлетворением
потребностей ребенка, пониженным уровнем
требований к нему. Инертно-импульсивная
(эпилептоидная) акцентуация родителей
чаще других обусловливает доминирование,
жестокое обращение с ребенком. Стиль
доминирования может также обуславливаться
чертами тревожной мнительности. Демонстративно-
Во всех случаях необходимо выявить отклонение личности родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании. Поэтому внимание врача-психотерапевта направляется на осознание родителями взаимосвязи между особенностями своих личностных характеристик, типом воспитания и нарушениями поведения у подростка или ребенка.
Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.
В этом случае, в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказываются неэффективными. Перед психологом и врачом-психотерапевтом встает трудная задача выявить психологическую проблему родителя, помочь ему осознать ее, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию.
Излагая
наиболее часто встречающиеся
Как и
в предыдущем разделе, одновременно
с описанием этих личностных проблем
будут указываться шкалы АСВ,
предназначенные для их диагностики.
Расширение сферы
родительских чувств (шкала
РРЧ). Обусловливаемое нарушение воспитания
- повышенная протекция (потворствующая
или доминирующая). Данный источник нарушения
воспитания возникает чаще всего тогда,
когда супружеские отношения между родителями
в силу каких-либо причин оказываются
нарушенными: супруга нет - смерть, развод,
либо отношения с ним не удовлетворяют
родителя, играющего основную роль в воспитании
(несоответствие характеров, эмоциональная
холодность и др.). Нередко при этом мать,
реже отец, сами того четко не осознавая,
хотят, чтобы ребенок, а позже подросток
стал для них чем-то большим, нежели просто
ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил
хотя бы часть потребностей, которые в
обычной семье должны быть удовлетворены
в психологических отношениях супругов
- потребность во взаимной исключительной
привязанности, частично - эротические
потребности. Мать нередко отказывается
от вполне реальной возможности повторного
замужества. Появляется стремление отдать
ребенку (подростку) - чаще противоположного
пола - "все чувства", "всю любовь".
В детстве стимулируется эротическое
отношение к родителям - ревность, детская
влюбленность. Когда ребенок достигает
подросткового возраста, у родителя возникает
страх перед самостоятельностью подростка.
Появляется стремление удержать его с
помощью потворствующей или доминирующей
гиперпротекции.
Стремление
к расширению сферы родительских
чувств за счет включения эротических
потребностей в отношениях матери и
ребенка, как правило, ею не осознается.
Эта психологическая установка проявляется
косвенно, в частности, в высказываниях,
что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном
противопоставлении идеализированных
ею собственных отношений с сыном неудовлетворяющим
ее отношениям с мужем. Иногда такие матери
осознают свою ревность к подругам сына,
хотя чаще они предъявляют ее в виде многочисленных
придирок к ним.
Предпочтение в подростке
детских качеств (шкала
ПДК). Обусловливаемое нарушение воспитания
- потворствующая гиперпротекция. В этом
случае у родителей наблюдается стремление
игнорировать повзросление детей, стимулировать
у них сохранение таких детских качеств,
как непосредственность, наивность, игривость.
Для таких родителей подросток все еще
"маленький". Нередко они открыто
признают, что маленькие дети вообще им
нравятся больше, что с большими не так
интересно. Страх или нежелание повзросления
детей могут быть связаны с особенностями
биографии самого родителя (он не имел
младшего брата или сестру, на которых
в свое время переместилась любовь родителей,
в связи с чем свой старший возраст воспринимался
как несчастье).
Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков