Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа
Цель исследования. Выявление взаимосвязи стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Объект исследования – развитие личности подростка в семье.
Предмет исследования – взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Гипотеза исследования. Существует связь между стилями семейного воспитания и склонности к депрессивным состояниям подростков.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности подросткового возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности протекания депрессии в подростковом возрасте. . . . . . . . . 15
Определение семьи и стилей семейного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Профилактика депрессивных состояний подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.1 Описание исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2 Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.3 Математический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Таким
образом, мы видим, что взаимосвязь прослеживается
только между стилем семейного воспитания
Г+(гиперпротекция) и склонностью к самоповреждающему
поведению.
ВЫВОДЫ
ПО ГЛАВЕ 2
Мы
поставили перед собой цель выявить
взаимосвязь между стилями
Таким образом мы вывели следующие рекомендации для родителей:
- полезно предоставлять подростку свободу в отношении того, в чем он нуждается (выбирать себе интересы, друзей, определять круг симпатий и антипатий, высказывать свое мнение);
- ограничения должны быть четкими и ясными;
- будьте в курсе того, с кем дружит и куда ходит ваш ребенок, что он делает;
- дети
должны постоянно ощущать вашу
веру в них, особенно в
- осуществляйте ненавязчивый контроль (не делайте запретный плод сладким);
- не судите детей, если их взгляды и ценности расходятся с вашими;
Помните о том, что каждое поколение, даже в масштабах одной семьи, несет на себе печать своей эпохи.
- никогда не запрещайте подростку с кем-либо дружить (запрет может привести к противостоянию с вашим ребенком);
- посоветуйте
ребенку присмотреться к
- избегайте допросов, поддерживайте доверительные отношения с подростком;
Никогда не читайте личных дневников и писем.
- вспоминайте,
как поступали и что
- не навязывайте своего мнения, договаривайтесь с подростком;
- что
бы не делал ваш ребенок,
пытайтесь понять причину,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе курсовой мы рассмотрели:
1. Особенности подросткового возраста:
- ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
- примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
- вступает
в первые романтические
- привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.
2. Особенности протекания депрессии в данном периоде:
Подростковая депрессия- это сложное коварное и опасное явление. Сложное потому, что имеет множество причин и последствий; коварное - почти никогда не распознается до тех пор, пока не произойдет трагедия; опасное, так как может привести к самому худшему - от неудач в школе до самоубийства.
Депрессию у подростков трудно распознать, потому сто ее симптомы отличаются от классических симптомов депрессии взрослых. Например, подросток в начальной стадии депрессии ведет себя и разговаривает так же, как и обычно, никаких внешних признаков депрессии нет.
- легкая
подростковая депрессия
- в средней степени подросток ведет себя и разговаривает как обычно. Однако здесь содержание его разговора эмоционально окрашено, он касается в первую очередь угнетающих его тем, таких как смерть, болезни, кризисы. Но так как сегодня взрослых тоже одолевают пессимистические мысли, депрессия подростка может остаться незамеченной.
- умеренная
стадия депрессии у взрослых
бывает довольно разрушающей.
Она может вызвать серьезные
проблемы со сном и аппетитом,
неспособность нормально
Далее мы рассмотрели стили семейного воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, жесткое обращение, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность и безнадзорность.
Во второй главе мы описали и привели данные по эмпирическому исследованию, которое показало, что у 25 % подростков есть склонность к депрессивности.
Также
мы применили метод ранговой корреляции
Ч. Спирмена и выявили взаимосвязь
между стилем родительского воспитания,
такого как гиперпротекция (гиперопека)
и склонностью к депрессивности подтростков,
тем самым наша гипотеза частично доказана.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонов
А.Ю. Исследование Я-концепции
учащихся подросткового
2. Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. - М.: Медпрактика, 2000.- С.224
3. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.- С. 113
4. Бойко
В.В. Трудные характеры
5. Бурлачук Л., Морозов С. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2003. – С.528
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. -М: Эксмо, 2005. – С. 615
7. Дарвин
Ч. О выражении эмоций у
8. Дружинин
В.Н. Экспериментальная
10. Зиновьев С.В. Наследство Ниобы. Лики депрессии. - СПб, 2002.- С.128.
11. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. – С.285
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. – С. 210
13. Ковалев Ю.В., Золотухина О.Н. Депрессия, клинический аспект. - М.: Медицинская книга, 2001.- С.115
14. Костина
Л.М. Методы диагностики
15. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.- С. 992
16. Лоуэн А. Депрессия и тело. - М., 2002.-С. 384
17. Мафсон
Л., Моро Д. и др. Подросток и
депрессия. Межличностная
18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000.- С. 456
19. Мэй Р. Смысл тревоги. - М., Класс, 2001.- С. 384
20. Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб., 2001.-С.158
21. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, 2000. –С. 608
22. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. – С.640
23. Подласый
И.П.Курс лекций по
24. Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. – СПб.: Питер, 2004.-С. 202
25. Покрасс М.Л. Активная депрессия. Добрая сила тоски. - Самара, 2001. - С.320
26. Подросток и семья: Хрестоматия / Сост. Райгородский Д.Я. - Самара: БАХРАХ, 2002. – С.656
27. Психология
мотивации и эмоций./Под. ред.
Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В.
29. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. – С. 624
30. Рогов
Е.И. Настольная книга
31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.А Психология и психотерапия семьи. - СПб. – 2003. - с. 112–114
32. Юлацкевич П.И. Практические
аспекты семейного воспитания // Семья
и школа. – 2005. – №3. - с. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
«Анализ семейных
взаимоотношений»
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)
В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика семейных отношений". Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.
В построении
адекватного семейного диагноза
помогают, применяемые комплексно,
клинико-биографический, психологический
методы и метод включенного
Самую
ценную информацию о функционировании
семьи предоставляет метод
Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье. Предлагаемый опросник АСВ поможет найти ответ на первые два вопроса.
Нарушение процесса воспитания в семье
Рассмотрим особенности воспитания, учет которых наиболее важен при изучении этиологии непсихотических патологических нарушений поведения и отклонения личности детей и подростков. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.
1. Уровень протекции в процессе воспитания
Речь
идет о том, сколько сил, внимания,
времени уделяют родители при
воспитании ребенка. Наблюдаются два
уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция)
и недостаточная (гипопротекция).
Гиперпротекция (шкала
Г+). При гиперпротекции родители уделяют
ребенку крайне много времени, сил и внимания,
и воспитание его стало центральным делом
их жизни. Типичные высказывания таких
родителей использованы при разработке
настоящей шкалы.
Гипопротекция (шкала
Г-). Ситуация, при которой ребенок или
подросток оказывается на периферии внимания
родителя, 1.0 него "не доходят руки",
родителю не "до него". Ребенок часто
выпадает у них из виду. За него берутся
лишь время от времени, когда случается
что-то серьезное.
2. Степень удовлетворения потребностей ребенка
Речь
идет о том, в какой мере деятельность
родителей нацелена на удовлетворение
потребностей ребенка как материально-
Потворствование (шкала
У+). О потворствовании мы говорим в тех
случаях, когда родители стремятся к максимальному
и некритическому удовлетворению любых
потребностей ребенка или подростка. Они
"балуют" его. Любое его желание для
них – закон. Объясняя необходимость такого
воспитания, родители приводят аргументы,
являющиеся типичной рационализацией
– "слабость ребенка", его исключительность,
желание дать ему то, чего был сам лишен
в свое время родителями, что ребенок растет
без отца и т.д. Типичные высказывания
приведены в шкале У+. При потворствовании
родители бессознательно проецируют на
детей свои ранее неудовлетворенные потребности
и ищут способы заместительного удовлетворения
их за счет воспитательных действий.
Игнорирование потребностей
ребенка (шкала У–). Данный стиль воспитания
противоположен потворствованию и характеризуется
недостаточным стремлением родителя к
удовлетворению потребностей ребенка.
Чаще страдают при этом духовные потребности,
особенно потребность в эмоциональном
контакте, общении с родителем.
Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков