Взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Выявление взаимосвязи стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Объект исследования – развитие личности подростка в семье.
Предмет исследования – взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков.
Гипотеза исследования. Существует связь между стилями семейного воспитания и склонности к депрессивным состояниям подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности подросткового возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Особенности протекания депрессии в подростковом возрасте. . . . . . . . . 15
Определение семьи и стилей семейного воспитания. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Профилактика депрессивных состояний подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СКЛОННОСТИ К ДЕПРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.1 Описание исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.2 Результаты исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
2.3 Математический анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

Работа состоит из  1 файл

Кур Раб по психодиагностике.doc

— 586.00 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, мы видим, что взаимосвязь прослеживается только между стилем семейного воспитания Г+(гиперпротекция) и склонностью к самоповреждающему поведению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ 2 
 

  Мы  поставили перед собой цель выявить  взаимосвязь между стилями родительского воспитания и склонности к депрессивности подростков. И выяснили с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена, что такой стиль как гиперпротекция отрицательно влияет на психическое развитие подростков, в частности данный стиль может привести к развитию депрессии у ребенка.

  Таким образом мы вывели следующие рекомендации для родителей:  

- полезно предоставлять подростку свободу в отношении того, в чем он нуждается (выбирать себе интересы, друзей, определять круг симпатий и антипатий, высказывать свое мнение);

- ограничения  должны быть четкими и ясными;

- будьте  в курсе того, с кем дружит  и куда ходит ваш ребенок,  что он делает;

- дети  должны постоянно ощущать вашу  веру в них, особенно в неблагополучные  для них периоды;

- осуществляйте  ненавязчивый контроль (не делайте запретный плод сладким);

- не  судите детей, если их взгляды  и ценности расходятся с вашими; 

Помните о том, что каждое поколение, даже в масштабах    одной семьи, несет на себе печать своей эпохи. 

- никогда  не запрещайте подростку с кем-либо дружить (запрет может привести к противостоянию с вашим ребенком);

- посоветуйте  ребенку присмотреться к разным  людям, прежде чем стать чьим – либо постоянным другом;

- избегайте  допросов, поддерживайте доверительные  отношения с подростком; 

Никогда не читайте личных дневников и писем. 

- вспоминайте,  как поступали и что чувствовали  вы в их возрасте;

- не  навязывайте своего мнения, договаривайтесь  с подростком;

- что  бы не делал ваш ребенок,  пытайтесь понять причину, искоренить  ее и признаться себе в том, что есть и ваша вина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

В первой главе курсовой мы рассмотрели:

1.  Особенности  подросткового возраста:

- ребенок  стремится приобрести личную  свободу и независимость;

- примеряет  на себя различные интересы  и жизненные цели;

- вступает  в первые романтические отношения;

- привыкает  ощущать себя в роли взрослого человека.

2. Особенности  протекания депрессии в данном  периоде:

Подростковая  депрессия- это сложное коварное и опасное явление. Сложное потому, что имеет множество причин и последствий; коварное - почти никогда не распознается до тех пор, пока не произойдет трагедия; опасное, так как может привести к самому худшему - от неудач в школе до самоубийства.

Депрессию у подростков трудно распознать, потому сто ее симптомы отличаются от классических симптомов депрессии взрослых. Например, подросток в начальной стадии депрессии ведет себя и разговаривает так же, как и обычно, никаких внешних признаков депрессии нет.

- легкая  подростковая депрессия проявляется  в мрачных тонах, фантазиях, грезах наяву или в ночных снах. Эту степень депрессии можно выявить, зная мысли подростка, и, зная его состояние души. Даже не всякий профессионал способен увидеть такую депрессию.

- в средней  степени подросток ведет себя  и разговаривает как обычно. Однако здесь содержание его разговора эмоционально окрашено, он касается в первую очередь угнетающих его тем, таких как смерть, болезни, кризисы. Но так как сегодня взрослых тоже одолевают пессимистические мысли, депрессия подростка может остаться незамеченной.

- умеренная  стадия депрессии у взрослых  бывает довольно разрушающей.  Она может вызвать серьезные  проблемы со сном и аппетитом,  неспособность нормально действовать  в разных сферах, начиная от  родительских обязанностей и  заканчивая работой.

Далее мы рассмотрели стили семейного  воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, жесткое  обращение, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность  и безнадзорность.

Во второй главе мы описали и привели  данные по эмпирическому исследованию, которое показало, что у 25 % подростков есть склонность к депрессивности.

Также мы применили метод ранговой корреляции Ч. Спирмена и выявили взаимосвязь  между стилем родительского воспитания, такого как гиперпротекция (гиперопека) и склонностью к депрессивности подтростков, тем самым наша гипотеза частично доказана. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Агафонов  А.Ю. Исследование Я-концепции  учащихся подросткового возраста  как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2000. – С.18

2.  Антропов  Ю.Ф. Невротическая депрессия  у детей и подростков. - М.: Медпрактика, 2000.-  С.224

3. Башкатов  И.П. Психология неформальных  подростково-молодежных групп. - М., 2000.- С. 113

4. Бойко  В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь.- СПб.: Союз, 2002. –  С.160

5. Бурлачук  Л., Морозов С. Словарь-справочник  по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2003. – С.528

6. Выготский  Л.С. Психология развития человека. -М: Эксмо, 2005. – С. 615

7. Дарвин  Ч. О выражении эмоций у человека  и животных. - СПб.: Питер, 2001. – С.195

8. Дружинин  В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2003. – С.319

9. Журавлев  Д. Причины депрессии в школе  //Народное образование.- 2002- №6 - С.182

10. Зиновьев  С.В. Наследство Ниобы. Лики  депрессии. - СПб, 2002.- С.128.

11. Изард  К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. – С.285

12. Ильин  Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. – С. 210

13. Ковалев  Ю.В., Золотухина О.Н. Депрессия, клинический аспект. - М.: Медицинская книга, 2001.- С.115

14. Костина  Л.М. Методы диагностики тревожности.  – СПб., 2002.-С. 198

15. Крайг  Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.- С.  992

16. Лоуэн  А. Депрессия и тело. - М., 2002.-С. 384

17. Мафсон  Л., Моро Д. и др. Подросток и  депрессия. Межличностная психотерапия. – М.: ЭКСМО, 2003.- С.320

18. Мухина  В.С. Возрастная психология: феноменология  развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000.- С. 456

19. Мэй  Р. Смысл тревоги. -  М., Класс, 2001.- С. 384

20. Наш  проблемный подросток: понять  и договориться / Под ред. Л.А.  Регуш. - СПб., 2001.-С.158

21. Немов  Р.С. Психология. В 3-х кн. - М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, 2000. –С. 608

22. Ньюкомб  Н. Развитие личности ребенка. - СПб.: Питер, 2002. – С.640

23. Подласый  И.П.Курс лекций по коррекционной  педагогике.- М.: ВЛАДОС,2002.- С. 352

24. Подольский  А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика  подростковой депрессивности. –  СПб.: Питер, 2004.-С. 202

25. Покрасс М.Л.  Активная  депрессия.  Добрая сила тоски. - Самара, 2001. - С.320

26. Подросток  и семья: Хрестоматия / Сост. Райгородский  Д.Я. - Самара: БАХРАХ, 2002. – С.656

27. Психология  мотивации и эмоций./Под. ред.  Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. – С.752

28. Психология  подростка/Под ред.А.А.Реана- СПб.:прам- ЕВРОЗНАК,2003.- С. 480

29. Райс  Ф. Психология подросткового и  юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. – С. 624

30. Рогов  Е.И. Настольная книга практического  психолога. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, Кн 1., 2002. –С. 384

31. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.А Психология и психотерапия семьи. - СПб. – 2003. - с. 112–114

32. Юлацкевич П.И. Практические аспекты семейного воспитания // Семья и школа. – 2005. – №3. - с. 46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1

«Анализ семейных взаимоотношений»  
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)

В нашей  стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика семейных отношений". Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

В построении адекватного семейного диагноза помогают, применяемые комплексно, клинико-биографический, психологический  методы и метод включенного наблюдения. Клинико-биографический метод, являясь основным и ведущим, позволяет стереоскопически воспроизвести биографию семьи, выявить психологические взаимоотношения в настоящий момент путем сопоставления и сравнения оценок одних и тех же ситуаций, сделанных разными членами семьи и психотерапевтом ("семья глазами ребенка", "семья глазами родителей", "семья глазами психотерапевта").

Самую ценную информацию о функционировании семьи предоставляет метод включенного  наблюдения, представляющий собой разновидность  естественного эксперимента в понимании А.Ф. Лазурского. Резервом дальнейшего совершенствования диагностики семейных отношений является разработка психологических методик, предназначенных для анализа отклонений воспитания и выявления причин их возникновения. Такие методики дают возможность на основе обобщения клинического опыта обеспечить более строгое, объективное и поддающееся квантификации исследование семьи.

Анализируя  процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три  вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье. Предлагаемый опросник АСВ поможет найти ответ на первые два вопроса.

Нарушение процесса воспитания в семье

Рассмотрим  особенности воспитания, учет которых  наиболее важен при изучении этиологии  непсихотических патологических нарушений  поведения и отклонения личности детей и подростков. Одновременно дадим описание тех шкал опросника АСВ, которые предназначены для диагностики типов негармоничного воспитания.

1. Уровень протекции  в процессе воспитания

Речь  идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители при  воспитании ребенка. Наблюдаются два  уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).  
Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни. Типичные высказывания таких родителей использованы при разработке настоящей шкалы.  
Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, 1.0 него "не доходят руки", родителю не "до него". Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

2. Степень удовлетворения  потребностей ребенка

Речь  идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная черта семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его потребностей. Так называемое "спартанское воспитание" является примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка. В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:  
Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они "балуют" его. Любое его желание для них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией – "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.  
Игнорирование потребностей ребенка (шкала У–). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.

Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания и склонности к депрессивности подростков