Зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основании исследования и имеющихся результатов показать зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные особенности адаптации;
изучить аспекты юридической деятельности;
провести экспериментальное исследование;
выявить значимость психологических характеристик личности, влияющих на процесс адаптации.

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяГотовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблема адаптации  человека приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности  нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

В настоящее  время основными направлениями  в изучении адаптации стали определение  этапов становления психофизиологической системы адаптации, критериев ее сформированности, выделение компонентов структуры этого феномена, стратегий развития его составляющих во времени и определение детерминант этого развития.

         В данной работе рассматриваются вопросы, посвященные такому разделу теории государства и права как юридическая практика. Эта тема очень важна тем, что юридическая практика является выражением действия права, т.е. является формой жизни права, выражением права в динамике.               

На сегодняшний  день профессия юриста является одной  их самых престижных в современном  обществе. Огромное количество молодых людей и девушек мечтают стать юристами. Их влечёт большая заработная плата, которую предлагают хорошие юридические фирмы, социальный престиж, общественное признание. Каждый год в Вузы нашей страны поступают десятки тысяч абитуриентов, стремясь осуществить свою мечту и стать юристами. Но так ли эта профессия легка, хороша и престижна, как кажется на первый взгляд?

Можно с уверенностью сказать, что многие из тех, кто стремится  к юридическому образованию не знают, с какими сложностями могут столкнуться в процессе своей трудовой деятельности

Для работников правоохранительных органов характерны большие эмоциональные и психологические  перегрузки, которые мешают не только работе, но и сильно вредят здоровью. Многие просто не справляются с такими нагрузками и им приходится менять профиль своей деятельности или вовсе переходить не другую работу.

Работа в  юридической консультации или нотариальной конторе, так же предполагает наличие  определённых личностных качеств, которые  просто необходимы для эффективного выполнения работы.

Таким образом, многие молодые юристы сталкиваются с проблемой адаптации, несоответствия своих личностных качеств, предъявляемым  требованиям.

Деятельность  юриста представляет собой труд, требующий  большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности, а также затрат энергии и времени. Работа юриста состоит в повседневной затрате усилий: поиск правового материала, его чтение, обработка, учет возможных замечаний коллег, непонимание клиента - невинное или умышленное, необходимые поездки для получения материалов в постороннем учреждении и др. Условия деятельности юриста нередко определяют количество выполненной работы и влияют на ее качество.

Понимание вопросов, связанных с юридической практикой  и адаптацией важно тем, что является одним из основных факторов, способствующих формированию понятийного аппарата будущего юриста.

Цель  курсовой работы – на основании исследования и имеющихся результатов показать зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить основные особенности адаптации;
  2. изучить аспекты юридической деятельности;
  3. провести экспериментальное исследование;
  4. выявить значимость психологических характеристик личности, влияющих на процесс адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ

 

 

    1. Понятие социально-психологической адаптации, ее этапы

 

В самой общей  форме явления адаптации в  живой природе воспринимаются как выражение целесообразности в устройстве и функционировании организмов. В качестве обязательной предпосылки существования понятия, адаптация включает в себя взаимодействие организма со средой. Различные формы адаптаций (индивидуальные, видовые, биоценотические) имеют свою конкретную форму выражения, т.е. способ взаимосвязи живой системы с окружающей средой.

Адаптация - это  свойства человека, которое характеризует  его устойчивость к условиям среды, выражая уровень приспособленности  к ней. Здесь важно видеть также взаимный характер адаптации человека и той среды, с которой он вступает в регулятивные адаптационные связи в труде и в жизни. Устойчивая психическая адаптация (адаптированность), уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Критерием повышения нервно-психической устойчивости можно считать внутреннюю психическую комфортность человека, определяемую сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций.

 

    1. Понятие социальной адаптации

 

Процесс взаимного  приспособления, или социальной адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.

Адаптация имеет  сложную структуру. Основные аспекты адаптации представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Основные аспекты адаптации

 

Профессиональная  адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в  стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности

Психофизиологическая  адаптация – приспособление к  новым физическим и психологическим  нагрузкам, к санитарно-гигиеническим условиям, режиму работы, содержанию и характеру труда. Психофизиологическая адаптация в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.

Социально-экономическая  адаптация – приспособление к  организации труда, оплате и стимулированию деятельности, организации досуга и  социально-бытовой сфере.

Организационная адаптация означает усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимания особенностей организационного и экономического механизма управления организацией.

Социально-психологическая  адаптация – вхождение новичка в коллектив, адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта. Критерии оценки социально-психологической адаптации – удовлетворенность работой, взаимоотношениями с коллегами.

В процессе адаптации можно выделить следующие  этапы:

1. Подготовительный  этап имеет место в том случае, когда человек предполагает или  знает о предстоящих изменениях. Содержание этой стадии носит познавательный характер. В зависимости от индивидуальных свойств и качеств личности познавательное поведение будет либо активно-целенаправленным, либо пассивным. Значительную роль в этом играют факторы мотивации к деятельности в заданных условиях.

2. Этап стартового  психического напряжения - пусковой  момент включения механизма переадаптации.  Содержание данного этапа состоит  в нарастании эмоционального  напряжения, формирование состояния  внутренней и внешней напряженности, являющейся психофизиологическими детерминантами активизации деятельности организма. Происходит внутренняя мобилизация психических ресурсов человека для последующего их использования в целях организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.

3. Этап острых  психических реакций входа (первичная  дезадаптация) - личность начинает  испытывать на себе влияние  психогенных факторов измененных  условий существования. Основные  факторы: измененная афферентация, резкое изменение набора раздражителей, которые действовали на психику и органы чувств человека ранее; отсутствие привычных раздражителей; одновременное слияние всех ранее названных компонентов.

Любые экстремальные  или нестандартные условия являются фрустрирующими. Фрустрация есть неизбежное следствие конфликтов между потребностями человека и ограничениями, налагаемыми средой (обществом, условиями деятельности и т.д.)

Последствия фрустрации различаются по их влиянию на личность и ее поведение, могут быть конструктивными и разрушительными. Конструктивный момент - эмоциональная напряженность, вызванная фрустрацией, активирует психическую деятельность человека на поиск выхода из конфликтной ситуации. Конструктивная сторона фрустрации носит характер успешной преадаптации. Если уровень напряжения, вызванный сценическими эмоциями, переживаемыми человеком в измененных условиях, продолжает расти и превышает индивидуальный порог толерантности к фрустрации, то в этом случае возможен деструктивный выход из ситуации. Успешная переадаптация здесь невозможна, более того, на фоне преобладания тревожных эмоций возрастает дезорганизация психической деятельности человека, истощая его психические ресурсы. Нервно-психическая деятельность приобретает неустойчивый характер, когда старые привычные комплексы нервно-психических реакций уже не в состоянии обеспечить эффективное взаимодействие со средой, а новые комплексы еще не выработаны.

 

1.3 Теоретические аспекты проблемы адаптации

 

Успешная производственная адаптация служит важным фактором оптимизации трудовой деятельности. Напротив, неэффективная адаптация приводит к ряду негативных явлений: возникновению у работающего человека отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива, снижению производительности труда и т.д. Многие исследователи прямо указывают на связь степени и полноты адаптации с текучестью кадров на производстве, особенно молодых специалистов. Все это приводит к большим социальным и экономическим потерям.

Юридическая деятельность имеет ряд особенностей, обусловливающих значительные психоэмоциональные нагрузки, что приводит к развитию у части из них нервно-психических расстройств. Поэтому необходимо прогнозировать границы адаптивных возможностей организма в ответ на стрессовые воздействия, которые, в основном определяются индивидуально-психофизиологическим статусом организма. Несоответствие индивидуально-психологических качеств требованиям профессии препятствует быстрому и качественному овладению мастерством, требует большего напряжения психофизиологических функций для успешного выполнения работы и, как следствие, ведет к хроническому перенапряжению организма, росту заболеваемости и травматизма.

Употребление  понятия «адаптация» в отечественной  социологической литературе связано  с определенными периодами развития и направлениями социологических исследований в нашей стране, особенно по проблемам труда, трудовой деятельности и трудовых ресурсов. Например, в работе С.Д. Артемова социальная адаптация определяется как процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, ценностям, традициям общества, в котором живет и действует человек.

Важное теоретическое  значение имеет выяснение вопроса  о соотношении понятий «социализация» и «адаптация». Д.А. Андреева отмечает, что термин «социализация» более позднего происхождения и является собственным приобретением социологии и социальной психологии.

Социальная  адаптация и социализация тесно  связаны между собой и характеризуют  единый процесс взаимодействия личности и общества. Однако по своему содержанию эти понятия существенно отличаются одно от другого. Первое выражает приспособление, «приноравливание» человека к новым для него условиям деятельности, второе - процесс становления личности.

Человек постоянно  сталкивается с новыми условиями  деятельности и общения. Изменяющиеся условия жизни требуют не столько «приноравливания», «приспособления» к ним, сколько развития личности, ее становление. В отличие от социализации, отражающей становление личности, обусловленное влиянием со стороны общества, процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и сложностям. Если функция социализации - обеспечение нормального функционирования индивида в обществе, то функция адаптации - обеспечение соответствия общественного регламентированого поведения и деятельности человека внутреннее структуре его личности (интересам, ценностным ориентациям, особенностям темперамента и т.д.). Социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе и в конкретном коллективе, но вместе с тем адаптация - это один из путей более полной социализации.

Информация о работе Зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности