Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании исследования и имеющихся результатов показать зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные особенности адаптации;
изучить аспекты юридической деятельности;
провести экспериментальное исследование;
выявить значимость психологических характеристик личности, влияющих на процесс адаптации.
Особенно велика роль правосознания, т.е. отношение юриста к неожиданно складывающимся ситуациям, их ещё называют ситуациями риска. Какие же ситуации относятся к таковым? Это, во-первых, ситуация получения юристом каких-либо благ, с отступлением от установленного порядка; ситуация, провоцирующая взятку. Во-вторых, это ситуация посещения в вечернее время мест общественного питания ресторанного типа, ситуация «случайного» знакомства и, в-третьих, это ситуация допроса свидетеля (потерпевшего) в его квартире, а также факт риска, обусловленный обещаниями и многие другие.
Но во всех подобных ситуациях юристу необходимо выработать чёткую линию, структуру поведения, которая обезопасила бы его от различных неприятностей, связанных с его деятельностью. Законодательная регламентация играет в данном отношении немаловажную роль, но этого далеко не достаточно, так как существует попустительское отношения к законам, которое рождается не только из-за того, что существуют способы уклониться от ответственности, но это обуславливается и моральными, социальными, нравственными устоями личности. Так что помимо высокой правовой квалификации, каждый юрист должен быть высоко нравственным лицом, у него должно быть хорошо развито чувство ответственности, чувство долга за своё дело. У каждого юриста должна быть высоко развита система ценностей, исходя из которой он будет совершать те или иные поступки. Так же немаловажным является сфера и круг общения, которые могут сильно повлиять не поведение человека. И, безусловно, огромную роль, это нельзя не отметить, играет материальное положение, так как даже самый высоконравственный человек, способен, в различных ситуациях, поступиться своими принципами и моралью.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что социальные качества играют далеко не последнюю роль в деятельности каждого юриста и в большинстве случаев способствуют его более высокому социальному статусу.
2.3 Экстремальный характер правоохранительной деятельности
Профессиональная деятельность юристов, в первую очередь тех, кому приходится бороться с организованной преступностью, в ряде случаев носит весьма напряжённый характер, обусловленный выполнением сложной, однообразной работы в условиях дефицита информации, времени, активного сопротивления заинтересованных лиц, нежеланием вступать в контакт, игнорирование ими правовых норм.
Всё это ведёт к
нервно-психическим
Таким образом, юристы, особенно те, которые работают в правоохранительных органах, должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью к длительным психическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве одного из важнейших факторов их профессиональной пригодности. Но, безусловно, существует предел даже самой крепкой эмоциональной и физической выдержке, поэтому каждый юрист должен уметь вовремя выявить такое состояние и преодолеть его, для чего существуют различные способы, о которых будет сказано выше, или прибегнуть к помощи специалиста.
Властный, обязательный характер профессиональных полномочий.
Каждый юрист, для осуществления своей деятельности, наделяется определёнными полномочиями. Все его действия достаточно чётко определены законом, которым он должен руководствоваться и за рамки которого ни в коем случае не должен выходить, так как это может нарушить законные права и интересы граждан. Иногда юрист, особенно сотрудник правоохранительных органов, должен проявлять волю, характер, настойчивость, не поддаваться на провокации и т.д. Но это должно использоваться в разумных пределах и с учётом содеянного каждым конкретным человеком.
Известно, что несоблюдение предписаний закона, относительно осуществления своих властных полномочий, может привести к тяжёлым последствиям, нанести психологическую травму, причинить моральный вред, как самому человеку, так и его близким, нарушить его репутацию, запятнать честное имя, сформировать искажённое мнение о нём. Во избежание таких последствий, применение властных полномочий требует от юриста не только глубоких профессиональных знаний, но и особых личностных качеств, развитого интеллекта, аналитического склада ума, эмоциональной уравновешенности, способности прогнозировать последствия своих решений, уважительного отношению к людям.
Нестандартный, творческий характер профессионального труда юриста.
В процессе своей деятельности юристу приходится сталкиваться с различными жизненными ситуациями, судьбами разных людей, и всё это в совокупности, и каждая ситуация в отдельности, требуют индивидуального подхода, внимательного изучения возникших правоотношений. Поэтому, чтобы наиболее квалифицированно и адекватно оценить те или иные действия, решить тот или иной вопрос, юристу, помимо сугубо профессиональных знаний, необходимы обширные знания науки, культуры, образования, развитый интеллект. Своими человеческими, личностными качествами юрист должен руководствоваться при решении того или иного вопроса, но решающую роль в принятии решения всё же должен играть закон. Поэтому нельзя допускать, чтобы эмоции, чувства взяли верх над рассудком!
2.4 Структурно-психологический анализ профессиональной деятельности юриста
Данный анализ профессиональной деятельности юриста, позволяет значительно глубже и шире дополнить его как профессионограмму (описание объективных характеристик деятельности и индивидуальных особенностей человека), так и психограмму (профессионально значимые свойства) и в итоге создать надёжную систему оценки и отбора кандидатов для правоохранительной службы.
Для всех видов правоохранительной деятельности: следственной, судебной, юрисконсультской, адвокатской и некоторых других, основные структурные элементы являются одинаковыми, но, в зависимости от особенностей каждой из них, значимость отдельно взятой подструктуры меняется.
В наиболее обобщенном виде многие авторы выделяют следующие подструктуры профессиональной деятельности юриста:
Позновательно-прогностическая подструктура профессиональной деятельности юриста.
В познавательную деятельность юриста входит расследование преступлений и выявление их причин, разрешение споров в судах и многое другое. В процессе своей деятельности юрист постоянно должен вести умственную работу: прогнозировать те или иные последствия по делу, его исход, искать наилучшие варианты защиты своего клиента, чётко определять чужие и свои ошибки, и быстро и грамотно устранять их. Юрист всё время должен стремиться к тому, чтобы найти истину, и это должно являться главным критерием его познавательной деятельности. В этом отношении справедливо можно заметить, что познавательная деятельность юриста, так или иначе, сопряжена с удостоверительной функцией. Эта функция сопровождается составлением процессуальных документов, которые отражают весь ход и результаты установления истины по делу и служат доказательством всему процессу познания. В области удостоверительной деятельности юрист должен обладать развитой письменной речью, способностью к быстрому обобщению информации, умением дать письменное описание событиям.
С психологической точки зрения в данной деятельности юристу приходится преодолевать противодействие заинтересованных лиц, которые могут противостоять установлению истины. В этом отношении необходимо применять принудительный характер познания с использованием властных полномочий. Важную роль здесь играет эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу познания, воздействие стресс факторов, нередко вызывающих избыточную эмоционально-психическую напряжённость.
Безусловно, в процессе познания необходимы и определённые личностные качества, которые в своей совокупности составляют один из основных факторов профессиональной пригодности. К ним относятся: развитый интеллект, разносторонние общие и профессиональные знания, творческое мышление, аналитический склад ума, умение выделять главное, активное восприятие, ёмкая память, устойчивое внимание, развитое воображение, интуиция.
Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.
Организационно-управленческая деятельность занимает очень важное место в работе юриста, так как от этого зависит эффективность его труда в целом. Особенно сильно этот аспект возрастает, когда юрист занимает какие-либо управленческие должности и в силу которых ему необходимо руководить своими подчинёнными. Юристу, помимо установления межличностных контактов с руководителями других предприятий и фирм, необходимо так же, эффективно, с учётом индивидуально-психологических особенностей подчинённых распределять между ними обязанности, координировать ход их деятельности. Ему необходимо сохранять в коллективе нормальную, спокойную психологическую обстановку, и препятствовать возникновению конфликтных ситуаций. Юристу, в любой конфликтной ситуации, необходимо сохранять самообладание, принимать наиболее правильные решения и предвидеть их последствия.
Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний, необходимо иметь организаторские способности. Прежде всего, это: активность, инициативность, находчивость, умение выделять главное, ответственность за свои действия.
Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше качества: коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха.
К качествам, существенно
снижающим организаторские
Воспитательная подструктура профессиональной деятельности юриста.
Данная подструктура деятельности юриста заключается в определении целей и задач правосудия, методов профилактики и борьбы с правонарушениями, умении, правильно, доступно и понятно толковать, право, разъяснять его гражданам. Здесь важно отметить умение юриста разъяснять суть той или иной правовой нормы, и правильное понимание её в последующем гражданами.
Участие юристов в
воспитательной работе предполагает их
высокий образовательный
Воспитательная деятельность очень важна для правовой образованности граждан, которая (правовая образованность) в наши дни остаётся очень низкой.
Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста.
Практически любая деятельность юриста, так или иначе, связана с общением, при этом оно нередко составляет основное содержание его деятельности и является не обыкновенным, бытовым общением двух приятелей, а приобретает роль профессионального. Важно будет отметить, что профессиональное общение не всегда применяется юристом по своему усмотрению, в ряде случаев, оно строго формализовано и протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определённых, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как приём заявлений у граждан, проведение допроса и очной ставки, судебные прения и многое другое. Такая заформализованность, чёткая регламентация и невозможность отступления от неё являются обязательными условиями, при которых такое общение может существовать.
Но одним из важнейших
качеств данной деятельности является
способность устанавливать
Поэтому от юриста, помимо знания законов, требуются ещё и определённые коммуникативные способности: умение устанавливать отношения с людьми, убеждать, учитывая индивидуально-психологические особенности, пробуждать интерес к общению в связи с теми или иными обстоятельствами, имеющими правовое значение.
Такое разделение и выделение
отдельных структурных