Зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основании исследования и имеющихся результатов показать зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные особенности адаптации;
изучить аспекты юридической деятельности;
провести экспериментальное исследование;
выявить значимость психологических характеристик личности, влияющих на процесс адаптации.

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяГотовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

 

2.5 Требования, предъявляемые к юридической деятельности

 

Юридическая профессия  требует от личности объективности, обладания чувством справедливости, сострадания, личной безупречности. Работа юриста связана с правовым разрешением возникающих в жизни ситуаций, с защитой прав и законных интересов личности, общества и государства. Юристу по роду работы приходится подводить конкретный жизненный случай под конкретную норму. Для этого от него требуется не только высокая профессиональная компетентность, но и гражданская жизненная позиция, которая имеет большое значение в социальной оценке фактов, событий, имеющих юридическое значение при выборе вида и меры принудительного воздействия.

Ему приходится соприкасаться с весьма интимными  взаимоотношениями людей, вникать в их сложные душевные состояния, разрешать конфликтные ситуации, иметь дело с человеческими страстями, вторгаться в духовный мир человека, выступать в роли арбитра, педагога-воспитателя. В связи с этим в правовой работе многое зависит от личностных качеств юриста, от педагогических способностей, от умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, от знания основ общей психологии и одной из ее отраслей - юридической психологии. От юриста требуется умение действовать в чрезвычайных условиях и сохранять при этом эмоциональную устойчивость к восприятию негативных явлений.

Профессия юриста, профессиональная юридическая деятельность, отрасль правовых работ обеспечивают функционирование правовой системы. От советов и решений юристов зависят судьбы людей, их имущественные и неимущественные отношения, стабильность экономики, интересы авторов и изобретателей, приток инвестиций и, наконец, порядок на улице, и безопасность граждан. Работники юридических профессий подчас принимают весьма неблагоприятные для других и тяжелые для себя решения. Ошибки юристов (незаконный арест, неверное решение суда, бездействие в ситуации, требующей вмешательства, просто неразумное поведение) могут негативно сказаться на состоянии законности и правопорядка, на благополучии членов общества.

Юрист всегда должен быть готов правильно и своевременно реагировать на запросы общества, владеть методиками и приемами работы с меняющимся законодательством, обширной документацией, опубликованной литературой. Он должен уметь разговаривать с людьми, выслушивать оппонентов, вести переговоры, участвовать в обсуждении юридических дел или в процедурах их коллегиального разрешения. Юристу необходимо определить свою роль в социальной жизни, экономике и управлении, обнаруживать ситуации, требующие его вмешательства, обязан владеть приемами решения стандартных и нестандартных правовых задач. Юрист-профессионал должен уметь сформулировать приемлемый и исполнимый проект решения, соответствующий закону, найти форму выражения такого решения и реализовать его в доступных для юриста пределах.

Важная социальная роль юриста в правовом цивилизованном государстве предъявляет к нему высокие профессиональные, морально-этические требования, личностные и квалификационные требования.

Это значит, что  юрист должен обладать необходимым  комплексом личностных качеств и  объемом профессиональных знаний, умений и навыков. К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, относятся: обладание глубокими и прочными теоретическими знаниями, современным правовым и экономическим мышлением, способностью разбираться в политических течениях и государственной политике; знание действующего законодательства; умение применять знания в своей практической профессиональной деятельности; владение практическими навыками по специальности.

Юрист также  должен обладать высокой общей и  профессиональной культурой, знать  и умело применять методы управления, воздействия на людей; уметь вести  правовую пропаганду и воспитательную работу среди населения; владеть методами научной организации труда; постоянно повышать свою квалификацию; уметь работать в условиях развития рыночных отношений.

Для того, чтобы  быть квалифицированным юристом, надо много знать, обладать обширными знаниями и опытом правовой работы. В силу характера своей профессиональной деятельности юрист должен обладать не только глубокими юридическими знаниями, но и высокой правовой культурой, профессиональной этикой и эстетикой.

Юрист должен обладать навыками по составлению и оформлению юридических и иных служебных документов, использованию и применению криминалистической, специальной, компьютерной и организационной техники, а также навыками публичных выступлений, проведения встреч, бесед и других форм общения с населением. К юристу помимо общих требований к знаниям, умениям и навыкам, предъявляются специальные требования, обусловленные особенностями работы в различных аппаратах и службах. От юриста требуется умение оперативно, четко и решительно действовать в нетипичных ситуациях, экстремальных условиях, быстро переключаться с одного вида работы на другой, пользоваться специальными средствами.

Профессии юриста присущи общие черты, которые  не зависят от вида выполняемой специалистом этого профиля работы. К таким чертам относятся: гуманизм и справедливость, государственный характер, психолого-педагогическая направленность, творческий исследовательский характер, самостоятельность и независимость в принятии решений, организаторский характер.

 

2.6 Профессионально значимые качества личности юриста

 

Определение профессионально  значимых качеств личности юриста очень  важно и необходимо в современном  обществе. Выделение таких качеств  способствует улучшению деятельности работников, которые так или иначе  связаны с юриспруденцией. Определение индивидуально психологических качеств способствует установлению пригодности личности к той или иной деятельности. При этом если будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и некоторым другим характеристикам, то это поможет уже на первом этапе решить такую важную проблемы, как качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами. Ведь в случае профессиональной непригодности, человек подвергается значительным психологическим перегрузкам, что приводит к неудовлетворённости своей деятельностью, безразличию к работе, что может послужить причиной для перехода в другие структуры или изменения профиля работы.

В связи с этим выделяют следующие факторы профессиональной пригодности: высокий уровень социальной адаптации, нервно-психическая устойчивость, высокий уровень интеллектуального развития, коммуникативная компетентность, организаторские способности. Эти факторы включают если не все, то большинство психологических качеств юридической личности.

Одним из самых главных  факторов профессиональной пригодности  юридических работников является высокий  уровень социальной адаптации, который  заключается в нормативности  поведения юриста в различных ситуациях. К необходимым качествам личности здесь следует отнести высокий уровень правосознания; честность, совестливость; принципиальность в борьбе с нарушениями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Все эти качества способствуют улучшению и качественному исполнению всех возложенных на юриста задач, его неподкупность, стремление к завершению и выполнению любого, даже самого сложного и заранее проигрышного дела.

К качествам, которые  свидетельствуют о профессиональной непригодности, относятся: низкий нравственный облик, нечестность, безответственность, недисциплинированность. Такому юристу нельзя доверять, пожалуй, никакой работы, тем более, когда речь идёт о судьбе человека.

Следующим фактором является нервно-психическая устойчивость личности юриста. Здесь необходимо выделить такие качества как: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в ситуациях, предполагающих нервное напряжение. Данные качества позволяют не должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать не различные события. Отрицательно можно оценить следующие качества: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжённость, избыточная агрессивность, быстрая истощаемость нервных процессов.

Третий фактор – высокий  уровень интеллектуального развития. Обуславливается следующими факторами: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое творческое мышление при решении тех или иных вопросов; активность, подвижность психических познавательных процессов; развитое воображение, интуиция. Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память – качества, несовместимые с эффективностью профессионального труда.

О коммуникативной компетентности уже многое было сказано, хочу лишь добавить, что главным, на мой взгляд, в этой деятельности является умение юриста вести диалог. Каждый конкретный человек по-своему индивидуален и для юриста необходимо чётко определить внутренний психологический мир собеседника, особенности его характера и темперамента и исходя из этого построить своё общение. В противном случае, при неправильном общении, слишком резком тоне, негативном настрое, человек может замкнуться в себе, откажется разговаривать, разозлится или обидится.

Такой фактор, как организаторские  способности, позволяют юристу, независимо от рода его деятельности, оказывать  управляющее воздействие на различных  субъектов, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юристу, который относится к управленческому звену должны соответствовать такие качества, как активность, инициативность, находчивость, решительность, смелость, самостоятельность и многие другие.

Но помимо перечисленных  качеств, у каждого юриста должна быть мотивационная сфера его  деятельности. Он должен стремиться к  достижению высоких результатов  своей работы, всеобщему уважению, престижу. Если этот фактор отсутствует, то вряд ли можно говорить о хорошей работе и успехе на своём поприще.

 

2.7 Место морали в юридическом труде

 

Специалисты, имеющие  по роду занятий дело с людьми, воспринимаются учениками, студентами, больными, обвиняемыми, подсудимыми, свидетелями не только как исполнители определенных ролей, но и со стороны их привлекательности, положительных или отталкивающих человеческих качеств. В частности, каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в ролевое общение с юристом, ожидает от него не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного отношения, что налагает на работника особую меру моральной ответственности, предъявляет к нему повышенные требования как к личности. Уже одно это становится основанием для возникновения специфических норм поведения, регулирующих выполнение людьми профессиональных обязанностей и стимулирующих их внимание к самовоспитанию.

Профессиональная этика  — так принято называть кодекс поведения — обеспечивает нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или общества, существуют еще и специальные нормы поведения для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностиых отношениях. Достоинство и интересы представителей той или иной профессии в конечном счете утверждаются тем, насколько последовательно в своей деятельности они воплощают общие принципы нравственности, Конкретизированные применительно к специфике их труда. Повышенная мера моральной ответственности, обостренное чувство долга, соблюдение некоторых дополнительных норм поведения, как свидетельствует исторический опыт, необходимы прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной и журналистской деятельности, т. е. в тех сферах, где труд специалиста не умещается в строгие формальные схемы и где от качества и эффективности этого труда зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе. Успешное выполнение профессиональных обязанностей в этих сферах предполагает соединение квалифицированности специалистов с глубоким осознанием ответственности, готовностью безукоризненно исполнять свой профессиональный долг.1

Профессиональная мораль не изолирована от общей морали, господствующей в конкретной социально-экономической  формации. Господствующая мораль является доминирующей по отношению к профессиональной, но она не содержит в себе специфических норм поведения. Поэтому лишь на основе учета общеморальных требований невозможно правильное понимание нравственных проблем той или иной профессиональной деятельности.

Необходимо отметить важность профессиональной квалификации работника, которая, с одной стороны, дает право  заниматься избранной деятельностью, а с другой — определяет отношение  к нему как коллег, так и людей, на благо которых направлен его труд.

Вместе с  тем практика показывает, что формальная, юридически засвидетельствованная  квалификация сама по себе не в состоянии  обеспечить успех дела. Возможность  вхождения в духовный мир человека представителей таких профессий, как  врач, педагог, юрист, обусловливает необходимость существования для подобных специальностей специфических норм морали, которые, кроме содействия успешному осуществлению профессиональных функций, служат охране интересов личности.2

Указанные нормы  являются профессионально-этическими, потому что их возникновение и усвоение не определяются непосредственно какими-либо институциональными условиями (образованием, должностным положением), а овладение ими обеспечивается главным образом культурой личности, ее воспитанностью.

Под этикой понимается и практическая реализация указанных  норм, определение поведения людей  как этическое либо как неэтическое. Отсюда необходимо различать этику  как идеал и этику как действие. Сейчас мы говорим не только об этике, но и о профессиональной этике/Наличие в обществе особой профессиональной этики или морали является одним из следствий исторически сложившегося профессионального разделения труда. Для целого ряда профессий оказалось недостаточным, чтобы их представители обладали теми или иными трудовыми навыками. Наряду с этим они должны обладать и известными нравственно-волевыми качествами, практиковать в своей среде определенные принципы и правила поведения, которые, с одной стороны, регулировали бы отношения внутри профессиональной группы, с другой — отношения самой профессиональной группы к лицам, использующим ее услуги. В ряде случаев это требовало даже выработки особых кодексов поведения, включавших в себя правила, нормы, заповеди, клятвы. Все это имело своей целью поддержание высокого профессионального уровня деятельности, престижа, социальной ценности профессии как таковой, внушение к ней доверия со стороны общества. Нельзя считать случайным, что едва ли не самая первая клятва на верность профессиональному долгу появилась еще в древности в среде людей, призванных служить людям.

Информация о работе Зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности