Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании исследования и имеющихся результатов показать зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные особенности адаптации;
изучить аспекты юридической деятельности;
провести экспериментальное исследование;
выявить значимость психологических характеристик личности, влияющих на процесс адаптации.
Таким образом, при формирование первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное – к недооценке неизвестного человека.
Из этого следует. Что первичное впечатление всегда ошибочно. Так ли это? В действительности же это так и в то же время не так. Всегда восприятие партнёра по общению одновременно и верное и неверное: оно более точное в отношении главных в данный момент характеристик (возраст, социальная группа, род занятий), по которым мы строим поведение, и менее точное в отношении остальных характеристик.
Почему же так происходит? Потому что формирование первого впечатления не самоцель,а регулятор последующего поведения. Оно необходимо для того, чтобы определит главные характеристики собеседника в соответствии с ними выбрать определенную «технику общения». А остальные качества, оказавшиеся «не в фокусе», просто достраиваются по схемам. Вот здесь то, как раз и кроется возможность ошибок при формировании первого впечатления.
Для действия фактора превосходства важны одежда человека и весь его антураж. В одежде для нас важна её психологическая цена: не столько денежное выражение этой цены, сколько её дефицитность и модность.
Серьёзное значение имеет силуэт одежды. Высоко статусным считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику, с подчеркнутыми углами (особенно плечевыми), а низко статусным – силуэт, приближающийся к шару, не содержащий выраженных углов (свитер, куртка). Для практики профессионального общения вывод очевиден: воздействие юриста будет действеннее, если он будет общаться с подчинёнными, будучи одетым в строгую форму одежды, строгий деловой костюм.
Имеет значение и цвет одежды. Высоко статусными считаются цвета ахроматической окраски черно-белой гаммы (некоторые оттенки серого), а низко статусными – яркие, насыщенные и чистые цвета.
На формирование фактора превосходства оказывает серьёзное влияние манера поведения собеседника ( как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и как). Превосходство проявляется в независимости собеседника. Во-первых, независимость от партнёра (человек показывает, что ему неинтересен , тот с кем он общается). Во-вторых, независимость от обстоятельств общения ( человек как бы «не замечает» свидетелей, неудачно выбранного момента, своей бестактности). Наконец, в-третьих, независимость от неписаных норм общения ( разваливается в кресле, смотрит в сторону, осматривает свои ногти, употребляет много иностранных слов и тд.).
Важно заметить, что проявление независимости собеседником сказывается только при нашей готовности признать эту независимость обоснованной, которая определяется значимостью ситуации. Таким образом, действие фактора превосходства начинается тогда, когда человек фиксирует превосходство другого над собой по знакам в одежде и манере поведения.
Привлекательность – понятие социальное уже потому, что оно различалось у разных народов в различные времена. Отсюда следует, что знаки привлекательности надо искать не в размере глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака (есть одобряемые или неодобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности).
Это во многом объясняет действие фактора привлекательности. Для нас привлекателен тот партнёр по общению, который стремится приблизиться к типу внешности, максимально одобряемому социальной группой. К которой мы принадлежим. Но ещё более привлекательны для нас заметные усилия, затраченные собеседником на получение социально одобряемой внешности. Таким образом, знаками привлекательности являются усилие человека выглядеть социально одобряемым в какой-либо группе.
Для юриста важно знать, как формируется фактор отношения к наблюдателю. Знаком отношения к нам является всё, что свидетельствует о согласии собеседника с нами. Различают прямые и косвенные признаки согласия. Формирующие рассматриваемый фактор. К прямым признакам относят мнение собеседника, сходное с нашим: чем оно ближе к нашему, тем выше оценка собеседника в наших глазах. Косвенными признаками служат одобряющие кивки головой в такт словам собеседника, легкий наклон головы вправо или влево при выслушивании собеседника, время от времени появляющаяся в нужных местах разговора естественная улыбка, возгласы «Да», «Вот именно», «Конечно», «Естественно» и др.
Основы организации эффективного профессионального общения, установления психологического контакта и доверительных отношений.
Чаще всего
психологический контакт и
Существует по меньшей мере четыре группы психологических факторов, образующих в комплексе условия установления психологического контакта:
- психологическая значимость проблемы, по поводу или в контексте которых ведётся общение и сотрудником делается попытка установит психологический контакт;
- психологические особенности обстановки, в которой осуществляется общение;
- психология
гражданина, занятая им позиция,
избранная линия и тактика
поведения, психические состоян
- психология
сотрудника и эффективность
Создание доверительных
отношений реализуется при
Во-первых, в период подготовки к контакту:
Во – вторых, в процессе контакта:
- внешний вид
сотрудника должен быть
- это впечатление
усиливается, если сотрудник
- бывает выгодно
выглядеть простым, «своим», а
бывает – иметь имидж
- недопустимо заниматься чем-то другим, отвлекаться на телефонные разговоры, демонстрировать торопливость и желание побыстрее расстаться с заявителем, поглядывать всё время на часы;
2) постоянное изучение собеседника и его вербальных и невербальных реакций, индивидуализации общения с учетом индивидуально-психологических особенностей и состояний;
3) умение демонстрировать общность взглядов, оценок, интересов. Психологическом сближению способствует отыскивание и подчеркивание всего общего между собеседником и сотрудником, что только может быть, и протягивание личностных «нитей связи» между ними, приводящих их к временному сближению и обособлению от всего окружающего мира ( к образованию диады «мы»). Они могут отыскаться в единстве, схожести, подобии, сравнимости:
- возраста, пола, места жительства, землячества, элементов биографии (воспитание в семье без отца, служба в армии или на флоте, отсутствие родителей, воспитание в детском доме, временное проживание в прошлом в каком-то городе, районе, области, трагических, неприятных событий, или наоборот, - удач и др.);
- увлечений, способов проведения досуга, культурных интересов, планов на будущее, занятий на садовом участке, отношений к спорту, увлечений автомобилями, мнений о прочтённых книгах, просмотренных фильмах и телепередач и др.;
- понимание
и отношение к различным
- оценка людей, ценимых их качествах, наличии общих знакомых, встречах в разное время с кем-то и отношениях к нему.
4) умение общаться на языке собеседника и «разговорить» его:
- можно значительно
повысить свой авторитет,
- активно говорящего можно лучше и легче понять, получить необходимую для решения вопроса информацию, проследить, какую позицию он занимает, какую линию и тактику разговора начнёт проводить;
- для этого
наряду с предложением
5) сдерживание эмоций:
- в атмосфере эмоций логические рассуждения и доводы утрачивают свою силу и никакого вопроса решить нельзя;
- бывает полезно
выждать некоторое время и
дать человеку «разрядиться»,
свободно «излить душу». При
совместно же рассмотрении
6) умение накапливать согласия:
- стараться
ставить такие вопросы
1) если человек
изначально ответил «нет», то
сказать потом «да» ему
- тактика применения
приёма заключается в том,
7) умение осуществлять психологическое «поглаживание».
- психологическое
«поглаживание» представляет
- главный расчет применения такого правила – морально-психологическое обвязывание собеседника, побуждение его к ответному признанию достоинств и правды юриста, согласию с его утверждениями, выражению понимания его. Когда это делается, число «точек» психологического сближения увеличивается, контакт нарастает.
При реализации указанных семи умений происходит окончательное обособление в диаду «мы». Завершается процесс нарастающей близости: «Вы и я», «Мы с Вами», «Мы вдвоём», «Мы одни», «Нас никто не слышит», «Нас никто не видит». Этому способствует беседа с глазу на глаз, отсутствие посторонних, интимная обстановка, сокращение дистанции разговаривающих до 30-50 см. На слово «мы» не скупиться, подчеркивая близость и интимный, доверительный характер общения.
Все описанные приёмы и правила представляют собой достаточно мягкие формы установления психологического контакта, которые в большинстве случаев при решении самых разных юридических задач приводят к успеху.
3. Эмпирическое исследование адап
3.1 Эмпирическое исследование коммуникативных особенностей и личностных качеств по профессиональному предназначению
Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:
1) Поисковый.
На этом этапе проведен
2) Проведение эмпирического исследования. На этом этапе было организовано и проведено эмпирическое исследование личностных особенностей.
3) Математическая обработка и анализ результатов. Проведена математическая обработка эмпирических результатов исследования, которая позволила выделить особенности направленности личности, коммуникативных и организаторских склонностей, способностей к саморазвитию, самооценки положительных качеств личности.
Выборка исследования.
В экспериментальном