Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании исследования и имеющихся результатов показать зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные особенности адаптации;
изучить аспекты юридической деятельности;
провести экспериментальное исследование;
выявить значимость психологических характеристик личности, влияющих на процесс адаптации.
Процесс адаптации
можно рассматривать с двух точек
зрения: как профессиональную адаптацию
и как социально-
Было установлено, что возрастные особенности влияют не только на характер выбора, но и на его основания: эмоционально незрелые личности выбирают профессию, когда на первый план выступает ориентация на внешние стороны профессии, стремление подражать воображаемому образу, т.е. желание видеть себя в той или иной профессиональной роли без учета собственных возможностей. Эта тенденция заметно снижается у эмоционально зрелых личностей, где выбор начинает регулироваться необходимостью трезво оценивать свои собственные возможности.
Правильно сформированные профессиональные намерения должны быть стабильными, не подверженными случайным влияниям, т.е. характеризоваться устойчивостью. На устойчивость профессиональных намерений больше всего влияет фактор достижений в деятельности, показателем которых является характеристика результата деятельности, а также уровень оценки и самооценки. Установлено, что зависимость между уровнем достижений и профессиональными намерениями опосредствуется спецификой профессиональной направленности. Устойчивость профессиональных намерений с деловой направленностью детерминируется объективными результатами труда и их адекватной самооценкой, устойчивость же намерений с личностной направленностью определялась высокой оценкой результатов деятельности со стороны руководителей. Это позволяет использовать фактор успеха в качестве одного из положительных психологических регуляторов формирования устойчивых профессиональных намерений и наметить практические меры по оптимизации профессиональной адаптации.
Профессиональное становление - это не только развитие потребно-стно-мотивационной сферы, но и процесс активного формирования профессиональных знаний, умений и навыков и профессионального мышления. Существенная сторона становления - профессиональное самоопределение, которое нельзя связывать только с актом выбора профессии, оно, прежне всего, - процесс со всеми его динамическими характеристиками, охватывающими значительный период в жизни человека.
Представляется интересной зависимость динамики профессионального самоопределения от особенностей сферы межличностных отношений. В большинстве случаев ожидание высокой оценки своих профессиональных возможностей со стороны окружающим, а также благоприятное положение в структуре межличностных отношений в коллективе способствует формированию положительного отношения к себе как к профессионалу. Иными словами, в коллективах с «благополучным климатом» профессиональная адаптация протекает динамичнее, чем в коллективах, члены которых испытывают затруднения во взаимоотношениях друг с другом. Это связано с тем, что равные справедливые взаимоотношения, построенные на доверии и уважении к друг другу, создают прочную основу для объективных оценок и самооценок. Объективная же самооценка позволяет выявить свои недостатки и наметить пути к их устранению, что является важным условием успешной профессиональной адаптации. Таким образом, один из возможных каналов управления профессиональной адаптацией связан с оптимизацией системы межличностных отношений, созданием адекватного формирования профессиональной мотивации психологического климата.
Важно отметить,
что черты характера как
Благоприятная
адаптация является фактором успешной
трудовой деятельности, полноценной
профессиональной реализацией личности,
фактором создания здорового морально-
Деятельность
протекает в условиях более или
менее выраженного
Профессиональная адаптация сотрудников - это целостный процесс приспособления к требованиям профессии, с другой стороны - приспособление профессии к требованиям и психофизиологическим возможностям. Он находит свое выражение в овладении профессиональными навыками и умениями определенного уровня, в формировании профессионально значимых качеств личности, развитии устойчивого положительного отношения к избранной специальности.
Есть значимая зависимость профессиональной адаптации от мотивов поступления на работу, причин, повлиявших на выбор профессии, от степени знакомства и характера отношения к специальности. Чем сильнее выражена профессиональная направленность, тем успешнее идет процесс профессиональной адаптации, что связано с психической готовностью.
Становление специалиста
в сложных видах
1.4 Особенности социально-психологической адаптации молодых сотрудников
Для практического разрешения выделенных психологических трудностей молодого сотрудника и его адаптации к коллективу целесообразно использовать такие формы работы, как:
1. Психологические
практикумы по отработке
2. Дискуссии, включая в них методы активного социально-психологического изучения (групповая дискуссия, «фокус-группы», после довательный и системный разбор случаев из практики, сконструированных служебных ситуаций, дающие достаточно четкое представление о типичных алгоритмах профессионального поведения).
Социально-психологические тренинги, целью которых являются:
- осознание особенностей поведения каждого участника в общении, его достоинств и недостатков;
- развитие умения и навыков делового общения (вступление в контакт, контроля нервно-эмоционального напряжения, активного слушания,
- согласования интересов, аргументации своей позиции в разных ситуациях);
- сплочения группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.
Могут быть использованы следующие виды тренингов:
- ролевой тренинг, нацеленный на развитие у обучаемых профессионального мышления, тактико-психологических умений;
- тренинг по использованию
речевых и неречевых средств общения,
направленных на формирование у обучаемых
содержательно-речевых (что говорить)
и выразительно-речевых (как говорить)
навыков и умений по профессионально-
- тренинг самоконтроля в деятельности и личного (эмоционального) самоконтроля, направленный на обучение навыкам поведения и конфликт ных, нетипичных и др. ситуациях;
- психорегулирующий тренинг, нацеленный на приобретение и выработку навыков психической саморегуляции при несении службы в сложных и экстремальных условиях профессиональной деятельности.
- различные психо-коррекционные тренинги, направленные на координацию и развитие коммуникативных навыков личности или групповой динамики.
Деятельность
по скорейшей профессиональной адаптации
каждого молодого сотрудника, нуждающегося
в помощи и поддержке со стороны
руководителей, членов коллективов, подразделений,
наставников, должна быть направлена на
создание ему наиболее благоприятных
условий для скорейшей социально-психологической
адаптации. Главным условием принятия
нового сотрудника коллективом в процесс
адаптации выступает активность самого
молодого сотрудника (ориентировочно-
Таким образом,
целенаправленное, комплексное применение
всех перечисленных форм и методов
психолого-педагогического
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Социально-психологическая характеристика работы юриста
Работа юриста связана с определённым эмоциональным напряжением, требует от человека сдержанности, терпимости, умению контролировать свои чувства. В силу этих причин в науке разработан целый комплекс различных способов, с помощью которых можно быстро и достаточно достоверно определить способности лица к той или иной работе в качестве следователя, прокурора, судьи и т.д. Определение психических и профессиональных качеств того или иного работника важно не только для существа дела, качества его выполнения, но и для самого этого человека, так как большие эмоциональные перегрузки могут пагубно сказаться на его здоровье.
Таким образом, всестороннее рассмотрение юридической деятельности, психологических особенностей труда юриста, позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления, более качественно проводить оценку и отбор лиц, не только желающих работать по юридической специальности, но и желающих получить юридическое образование и в последующем стать юристами.
Решение юридического дела - это творческий акт юридического мышления, умение диалектически анализировать юридические факты, а не вычисление среднеарифметического из имеющихся юридических фактов. Научно-логическое мышление юриста связано с его эрудицией, малоплодотворной вне общей культуры и юридического опыта.
Следует отметить, что принятие правовых решений - не единственный элемент юридической деятельности, профессиональной работы юриста-практика. Важную роль играет консультативная часть деятельности практикующего юриста - умение разъяснить, дать необходимые справки клиенту. Консультации адвоката, заключения юрисконсульта, мнения следователей -результат определенного вида деятельности, процедуры.
Для успешного
решения юридического дела необходимы
ум, глубокие профессиональные знания,
богатое воображение, душевность, интуиция.
Хорошим юристом-практиком
В литературе выделяют следующие основные особенности профессиональной деятельности юристов:
1)Правовая регламентация профессионального поведения.
2)Экстремальный характер
правоохранительной деятельност
3)Властный, обязательный
характер профессиональных
4)Нестандартный, творческий характер труда юриста.
5)Процессуальная
2.2 Правовая регламентация профессиональной деятельности юриста
Правоприменительная
деятельность работников
Данное положение формирует
потребность к