Зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 01:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основании исследования и имеющихся результатов показать зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные особенности адаптации;
изучить аспекты юридической деятельности;
провести экспериментальное исследование;
выявить значимость психологических характеристик личности, влияющих на процесс адаптации.

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяГотовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

И мораль, и право  представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний  и т. д.), выражающих в определенной мере некоторые общечеловеческие представления  о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества. Несмотря на то что нормы права, за редким исключением, написаны, опубликованы, т. е. официально провозглашены государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют собой развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений. Право подразделяется на отрасли (уголовное, гражданское, трудовое, брачно-семейное, международное и т. д.) и нормы каждой из этих отраслей принято сводить в своды законов. Мораль, в свою очередь, включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений, хотя здесь нет столь четкого разграничения. Самое важное различие между моралью и правом касается способа регулирования поведения людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требования морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденностью индивидов. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно нормами как права, так и морали.

Как было уже  сказано, этика влияет на все стороны  нашей жизни. Она оказывает на нас благотворное влияние, потому что  заставляет анализировать свои поступки, брать на себя ответственность за них, оценивать собственные действия, самосовершенствоваться.

Независимо  от вида юридической деятельности стержневым принципом профессиональной морали юриста является справедливость. Без  этого нравственного качества деятельность в правовой области теряет свой смысл. От юристов требуются наряду с этим: объективность, беспристрастность, независимость, соблюдение прав человека и «презумпции невиновности».

В отличие от норм общественной морали, императивность которых должна рассматриваться с учетом конкретных обстоятельств, принципы юридической этики — справедливость, беспристрастность, объективность, независимость и соблюдение прав человека — выражают безусловные нравственные требования, следование которым обязательно для юриста во всех ситуациях.

Чем выше профессиональное мастерство, тем выше этические нормы, но и чем выше этические нормы, тем выше профессиональное мастерство юриста.

От представителя  права профессиональная этика требует  неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом. Одним из гуманных принципов права является «презумпция невиновности» — требование считать обвиняемого невиновным до тех пор, пока вина его не доказана судом. С законностью несовместимы нарушающие нормы юридической этики методы дознания— использование анонимных доносов в качестве улики против обвиняемого, принуждение к признанию вины угрозами и силой, использование такого вынужденного «признания» в доказательстве виновности. От работника правоохранительных органов профессиональная этика требует гуманного отношения к правонарушителю, предоставления ему максимальных возможностей защиты, использование силы закона не только для наказания, но и для перевоспитания преступника.

Для профессии  юриста требования морали имеют особый смысл. С правосудием всегда связано представление о высоконравственных принципах: справедливости, гуманизме, честности, правдивости и т. д.. Профессиональную мораль нельзя, однако, сводить лишь к специфическому преломлению общих норм нравственности в той или иной деятельности, В любой профессиональной морали не может быть каких-то особых нравственных норм, которые бы не вытекали из общих нравственных принципов. Так, в качестве специфических норм морали юриста часто приводят правила о недопустимости разглашения данных'предварительного следствия, об адвокатской тайне и т. д., которые якобы составляют исключение из общих моральных принципов правдивости и искренности. Следует заметить, что эти правила являются правовыми нормами. Правдивость и искренность как нравственные принципы нельзя рассматривать в отрыве от гражданского долга, а иногда и правовой обязанности не разглашать определенные сведения. Это касается государственной служебной тайны, а также и определенной тайны при осуществлении правосудия. Все это вытекает из общих принципов морали, а не является исключением из них. В последние годы юристы стали уделять большое внимание вопросам нравственности как в своих монографических работах, научных статьях, выступлениях на конференциях, так и в периодической печати. Это обусловлено расширением сферы действия морального фактора в жизни общества. Однако необходимо разделять юридическую деятельность и деятельность должностных лиц судопроизводства. Должностные лица судопроизводства наиболее остро ощущают проблемы нравственности своей профессии, так как чаще сталкиваются с нестандартными ситуациями, нежели другие, а также ответственность за те или иные принятые решения, ибо последствия зависят от них в большей степени. Да и ставки высоки. Надо сказать, что культура и этика юристов всех отраслей всегда должна быть на «высоте».

 

 

2.8 Общая психотехника профессионального общения в юридической практике

 

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:

- взаимовосприятие, познание и понимание партнеров  по общению (перцептивная сторона);

- взаимообмен  информацией (коммуникативная сторона);

- выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона).

В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности, как способ объединения и развития людей. Трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были включены в процесс общения.

Социальный  смысл общения заключается в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе этого процесса субъективный мир одного человека раскрывается для другого и происходит их духовное обогащение.

В правоохранительной деятельности общения выступает как особый, самостоятельный вид профессиональной деятельности. В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с разными людьми, устанавливать с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов.

Говоря о  профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть ещё одну весьма важную отличительную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определённых, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как: приём заявлений, объяснений, ходатайств, жалоб у граждан, допрос в ходе предварительного следствия и др.

Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел немыслима без коммуникативных  связей. Общение выполняет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками и гражданами. При общении с  населением сотрудники органов внутренних дел решают служебные задачи и вполне естественно, что от их умений общаться с людьми, устанавливать психологический контакт будет зависеть в конечном итоге и эффективность их деятельности.

Коммуникативная деятельность сотрудников органов  внутренних дел весьма своеобразна. Она имеет ряд психологических особенностей, которые, с одной стороны, делают её весьма специфичной, с другой – могут её осложнять. К числу основных особенностей необходимо отнести следующие:

- профессиональная  направленность;

- нормативность;

-  специфичность объектов общения;

- наличие коммуникативных  барьеров;

- необходимость  досконального знания жаргона,  языка жестов уголовного мира.

Очень важно, чтобы  сотрудник обладал следующими необходимыми качествами:

- умением быстро  устанавливать психологический контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе;

- умением слушать  других людей;

- умением оказывать  психологическое воздействие на  людей при осуществлении оперативно-служебной  деятельности;

- умением преодолевать  психологические барьеры в общении;

- ролевыми умениями.

Эффективность профессиональной деятельности юриста во многом определяется сложившимся  у него стилем профессионального  общения. Под стилем профессионального общения понимается устойчивая система способов, методов и форм общения и воздействия человека, характеризующая его общий подход к построению взаимодействия и создающая своеобразный почерк профессиональной деятельности.

Индивидуальный  стиль общения как бы «извлекается»  из наиболее значимых ситуаций, показавших его эффективность, и распространяется как основной способ подхода к любым другим ситуациям.

Выбор того или  иного стиля общения определяется:

- жизненным  путём конкретного человека ( когда  родился и где, кто родители, стиль их общения с ним, школа,  друзья, приятели);

- его жизненной философии, т.е. отношением к себе, к окружающим, к делу;

- его жизненным  и профессиональным опытом;

- опытом общения  человека в наиболее значимых  ситуациях и др.

По используемым знаковым системам обычно различают вербальное и невербальное общение.

Вербальное  общение предполагает использование речи в общении между людьми. В речи выражаются социально-психологические особенности человека, особеннося его мышления, направленность, отношение к объективной реальности, в том числе и к использованию самого языка. 
Речь всегда мотивирована. За любыми высказываниями, стоят определённый мотивы. Выявление этих мотивов часто помогает во многом понять мысли, поступки и поведение людей.

В психологии различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутреннюю речь не следует рассматривать упрощенно, в виде проговаривания отдельных слов или фраз «про себя». Она представляет собой более сложный процесс, подготавливающий развёрнутое речевое высказывание. Внутренняя речь занимает промежуточное положение между замыслом и развернутой устной речью и носит свернутый характер. Это «речь для себя» в отличии от внешнее речи «для других». Внешняя речь имеет устную и письменную форму.

Наибольшее  распространение имеет устная диалогическая речь – основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками уголовного, административного, гражданского судопроизводств, с различными должностными, иными лицами. Диалогическое воздействие направлено прежде всего на взаимное ознакомление сторон с занятой позицией, на выяснение отношения к различным явлениям, событиям, людям и тд. Содержательной стороной диалога является обмен мнениями. Особенно велика роль диалога во время допроса.

Юристам постоянно  приходится прибегать к различным  формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц. Прежде всего к чужой речи следует относиться как к источнику информации, в частности как к источнику доказательств по делу.  Однако сообщаемая информация может приобрести силу доказательства только в том случае, если речь свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого протекает в определённом процессуальном режиме, если она обрела форму показаний. В иных случаях речь упомянутых лиц может рассматриваться лишь в качестве обычных высказываний.

Закономерности  формирования первого впечатления.

При организации  наблюдения юрист должен руководствоваться  основными особенностями формирования первого впечатления. На основе многочисленных исследований психологи пришли к  выводу, что первое впечатление формируется  под воздействием трех факторов: 
Фактор превосходства проявляется чаще всего в условиях неравенства партнеров в той или иной сфере – социальной, интеллектуальной, групповой. Суть его в том, что партнёры по общению склонны систематически переоценивать различные качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Если же они имеют дело с партнёрами, которых они, по их мнению, в чем-то превосходят, то первые вторых недооценивают. Иначе говоря, происходит либо общая недооценка, либо общая переоценка партнёра.

Очень многое зависит  от того, нравится нам внешне партнёр  по общению или нет. Если человек  нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более  хорошим, умным и тд.. то есть переоценивать  его психологические характеристики. Таким образом, фактор привлекательности обеспечивает реализацию следующей схемы: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он для нас во всех отношениях. Если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Фактор  отношения к наблюдателю регулирует включение восприятия по следующей схеме:  положительное отношение к нам вызывает тенденцию к приписыванию к партнёру положительных свойств и отбрасыванию, игнорированию отрицательных. И, наоборот, - явное недоброжелательное отношение вызывает устойчивую тенденцию не замечать положительного и выпячивать отрицательное.

Информация о работе Зависимость адаптационных особенностей от коммуникативных, психофизиологических и социально-психологических характеристик личности