Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:52, доклад
Нормативный кризис. Аспекты семейной истории.
Отечественный социолог А.И. Антонов (1998) выделяет пять семейных событий:
(заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства
Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта:
аффективный (эмоциональная составляющая отношений);
когнитивный (степень их понимания);
поведенческий (непосредственно реализующееся в них поведение).
Сущность вторичной адаптации – это чрезмерное привыкание супругов друг к другу, забвение супружеской любви и неповторимо-личного характера семейного объединения. Следует помнить, что вторичная негативная адаптация столь же опасна, как и первичная (Ковалев С.В., 1988).
Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейной интеграции. Интеграция – это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни. Сюда относятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественным ценностям.
http://psylist.net/family/
Адаптация в молодой семье
Начальный период брака характеризуется семейной адаптацией и интеграцией. По определению И.В. Гребенникова, адаптация – это приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья.
Психологическая сущность взаимной адаптации заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения (Ковалев С.В., 1988). Адаптация осуществляется во всех сферах семейной жизни. Материально-бытовая адаптация заключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел и в формировании удовлетворяющей их обоих модели планирования и распределения семейного бюджета.
Нравственно-психологическая адаптация основывается на совмещении мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентации, установок, а также личностных и характерных особенностей мужа и жены (максимально возможном для данной пары, но во всех случаях превышающем уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным).
Интимно-личностная адаптация заключается в достижении супругами сексуального соответствия, предполагающего их взаимное не только физическое, но и морально-функциональное удовлетворение интимными отношениями (Гребенников И.В., 1991).
Некоторые исследователи выделяют первичную и вторичную (негативную) адаптацию, соответственно, по первым двум стадиям жизни семьи: по совсем молодому и просто молодому бракам (Ковалев С.В., 1988).
Первичная адаптация супругов осуществляется в двух основных видах их соотношений: ролевых и межличностных. Базовым для ролевых отношений выступает представление о целях супружеского союза (скрытых для сознания), в которых выражается мотивация супругов. Общая мотивация семейного союза включает в себя четыре ведущих мотива: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личностный.
Можно вступать в брак, в основном ориентируясь на него преимущественно как на хозяйственно-бытовой союз, искренне считая, что главное в семье – это хорошо налаженный быт и домоводство; как на союз нравственно-психологический – желая найти верного друга и спутника вашей жизни, хорошо понимающего именно вас; как на союз семейно-родительский, исходя из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей, или как на союз интимно-личностный – стремясь найти желанного и любимого партнера по любви.
Следовательно, чтобы семья была благополучной, эти представления должны либо быть совместными, либо стать таковыми, чтобы поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого супруга, и наоборот.
Если один супруг считает главной одну из них, а другой – другую (а домашние, вообще, третью), конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются главные бессознательные, истинные мотивы.
http://psylist.net/family/
Типы семейных взаимоотношений
Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины,
ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов,
можно выделить четыре типа брака:
1. доминирующий муж и пассивная жена;
2. доминирующая жена и пассивный муж;
3. открытая борьба или соперничество;
4. изоляция или эмоциональное отчуждение;
5. псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при
своем времени.
В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно
подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и
женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные
проблемы, такие, как:
- обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом
супруге;
- успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в
нем;
- отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от
напряженной ситуации в семье;
- чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает
больше, чем получает;
- чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
- паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность).
Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем,
видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а
муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи,
находящиеся на грани развода.
Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического
расторжения. Стадии распада брака:
- эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;
- физический распад, прекращение интимных отношений;
- фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства,
единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и
раздельное проживание. http://www.5ka.ru/72/17402/1.
Американский исследователь семьи Соня Роудс выделяет в развитии семьи
семь основных стадий.
- Интимность, близость. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии
формирования. Задача – развитие реалистической оценки каждому из
партнеров.
- Наполнение и пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем,
когда последний ребенок отправляется в школу. Задача – развитие
воспитательных образцов у всех членов семьи.
- Индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия, когда семья имеет
детей дошкольного возраста. Задача – отделение своей личности от личности
ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление каждого
члена семьи.
- Товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми подросткового
возраста. Задача – развитие взаимоотношений «Родитель-подросток»,
основанных на понимании возрастающей независимости ребенка и на
супружеских отношениях, основанных на товариществе.
- Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача
– изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям
«взрослый-взрослый» между детьми и родителями.
- Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские
заботы. Задача – восстановление отношений супружеской пары без детей.
- Взаимопомощь. Родители-пенсионеры, зачастую имеющие внуков. Задача –
развитие системы взаимоотношений между поколениями.
Несомненный интерес представляет понимание семьи как системы
американского психолога В. Сатир. По ее мнению, семья как система состоит
из следующих составных частей: цели (воспитание подрастающего поколения и
дальнейшее развитие всех ее членов), основных элементов (взрослые и дети;
мужчины и женщины), порядка функционирования элементов системы (правила, по
которым живет семья или общения между ее членами и особенности их
самооценок), энергетики (ее дают пища, вода, воздух, активность и жизненные
позиции членов семьи в их сочетании друг с другом), взаимодействия с
внешними миром (оно связано с отношением к изменениями, происходящим в
жизни). Как считает В. Сатир, семья как система может быть закрытой (т.е.
неблагополучная семья) и открытой (гармоничная семья). В ее работе
приводятся характеристики закрытой семьи-системы и семьи-системы открытой,
подчеркивается, что открытая семья работает по принципу развития, а
поскольку целью сегодняшней семьи является развитие каждого ее члена, то
ставится задача по использованию всех ее структур для достижения
вышеуказанной цели. Чтобы семейная система была жизнестойкой, указывает
Сатир, она должна предоставлять каждому ее члену возможность занять свое
место в семье и испытывать от этого удовольствие.
Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов –
важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание при
восприятии семьи как объекта социального воздействия.
Однако, являясь объектом социального воздействия, семья одновременно
является и субъектом социализации личности ребенка. В этом случае
эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным
потенциалом.
Общеизвестно, что воспитательный потенциал семьи складывается из
биологического, технологического, экономического и социального компонентов.
Биологический компонент определяется наследственностью, которая
передается из поколения в поколение генограммой, чем и определяется
наследственное состояние психики индивида. Явление это пока изучено
недостаточно.
Например, З. Фрейд, говоря о трех основных структурных компонентах
души (структуры личности), первым показывает ИД (ОНО), которое по его
мнению, содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что
заложено в конституции. Это первоначальная, основная, наиболее центральная
структура личности. Это технический резервуар энергии, передающейся по
наследству. Из ИД формируется ЭГО (второй компонент), который обеспечивает
физическое и душевное здоровье личности, а также ее безопасность. А уже из
ЭГО развивается суперЭГО, функции которого заключены в таких понятиях, как
совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. По мнению американского
ученого Лоуэна, депрессивность и замкнутость ряда людей связана с их
небольшим уровнем психической энергии, полученной по наследству.
Психологический компонент включает тип семьи («нуклеарная» или
«большая», полная или неполная), выполнение ролевых функций членами семьи
(действительные и стандарты), тип взаимоотношений в семье (авторитарный,
демократический, попустительский), наличие или отсутствие педагогических
способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития. И главное
– нравственно-психологический климат в семье.
Основными составляющими экономического компонента являются уровень
доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.
Социальный компонент, который также в совокупности с другими
определяет воспитательный потенциал семьи, складывается из принадлежности
семьи к определенной этнической группе, социального статуса семьи,
образования родителей, их профессии и занимаемой должности, культурного и
духовного уровня развития.