Зміни успадкування коефіцієнта інтелекту з віком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:50, контрольная работа

Описание

Люди отличаются своими умственными, или интеллектуальными, способностями. В конечном счете это приводит к тому, что каждый человек по-своему приспосабливается к жизненным ситуациям. Одним это удается лучше, другим - хуже. За счет чего возникают эти различия? Возможно, они заложены от природы, а может быть, складываются в процессе обучения и воспитания. Умственные способности человека являются одной из наиболее социально значимых характеристик. Неслучайно именно с изучения роли наследственности и среды в интеллектуальных различиях между людьми и началась история психогенетики.

Содержание

1.Введение
2.Изменения наследственности коэффициента интеллекта с возрастом.
3.Влияние среды на IQ
4.Вывод
5.Список литературы

Работа состоит из  1 файл

психогенетика.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

 

Міністерство освіти і науки України 

Запорізький національний технічний університет

Інститут управління та права

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольна  робота

 

 

Дисципліна:            «Основи генетики»

Тема : «Зміни успадкування коефіцієнта інтелекту з віком»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Виконала _______ст. гр. ГПз-217

Ведмедьова А. П.

 

Перевірила ________Шаповал Л.С.

 

 

 

 

 

м. Запоріжжя

2012 р.

 

План:

  1. Введение
  2. Изменения наследственности коэффициента интеллекта с возрастом.
  3. Влияние среды на IQ
  4. Вывод
  5. Список литературы

 

    1. Введение.

 

Люди отличаются своими умственными, или интеллектуальными, способностями. В конечном счете  это приводит к тому, что каждый человек по-своему приспосабливается  к жизненным ситуациям. Одним  это удается лучше, другим - хуже. За счет чего возникают эти различия? Возможно, они заложены от природы, а может быть, складываются в процессе обучения и воспитания. Умственные способности человека являются одной из наиболее социально значимых характеристик. Неслучайно именно с изучения роли наследственности и среды в интеллектуальных различиях между людьми и началась история психогенетики.

Как мы уже знаем, первые исследования по наследуемости интеллекта были проведены еще в XIX в. Фрэнсисом  Гальтоном. Работа Гальтона явилась побудительным моментом для развития не только психогенетики, но и психологии индивидуальных различий, и психодиагностики. Необходимость измерения психологических различий между людьми привела к созданию различных психологических тестов, в том числе и измеряющих умственные способности.

Первые тесты интеллектуальных способностей появились раньше, чем  первые теории интеллекта. В 1905 г. во Франции  был издан первый тест интеллектуальных способностей для школьников Бине - Симона. В этом тесте основное внимание уделялось высшим умственным способностям, а не более примитивным операциям, отражающим сенсорные и перцептивные особенности, время реакции и т.п. Тест много раз пересматривался и был адаптирован для многих культур. С тех пор появилось множество различных тестов для измерения индивидуальных различий между людьми по уровню интеллекта. Параллельно с развитием интеллектуальных тестов разрабатываются различные тесты академической успешности (для школ, колледжей, вузов).

Хотя измеряют интеллект уже почти целое столетие, единого определения, что такое интеллект, до сих пор не существует. Дело в том, что проявления человеческих способностей столь многообразны, что чрезвычайно трудно свести их в единую систему. Каждая концепция интеллекта содержит в себе попытку внести ясность и каким-то образом организовать все многообразие интеллектуальных проявлений, однако еще ни одна теория не достигла всеобъемлющего понимания, что такое интеллект. В задачу настоящего учебника не входит знакомство читателей с различными теориями интеллекта. Интересующимся проблемой интеллекта можно посоветовать обратиться к соответствующей литературе. Но прежде чем приступить к изложению результатов психогенетических исследований интеллекта, необходимо коротко остановиться на том, какие представления об интеллекте лежат в основе экспериментальных схем, используемых в психогенетике.

Первые попытки экспериментально исследовать интеллект опирались  на психометрические тесты. Начиная  с Альфреда Бине и до сегодняшнего дня, психометрический подход является ведущим в исследованиях интеллекта. Именно на этот подход и ориентируется психогенетика.

 

 

    1. Изменения наследственности коэффициента интеллекта с возрастом.

Генетические исследования интеллекта психологами проводятся уже более 80 лет. Ученые дали достаточно убедительные сведения о том, что интеллект — это функция генотипа, а также среды, которая окружает ребенка с раннего детства. Результатом воздействия является онтогенетическая стабильность интеллектуальных показателей. В этом случае онтогенетическая стабильность воспринимается не как отсутствие развития, а, напротив, как сохранение уровня интеллектуальной особенности индивида.

Очень важно понять тот  факт, что наследственность интеллекта не это, а характеристика популяций, которая зависит от того, насколько хорошо в популяции выражены генетические и средовые факторы, которые влияют на интеллект. Если происходит уменьшение или увеличение показателей этих факторов по каким-нибудь причинам, изменяется и наследуемость.

На сегодняшний день на основе исследований, которые были сделаны в результате многочисленных экспериментов, доказано, что коэффициент генотипа межиндивидуальной изменчивости функций интеллекта составляет около 50%.

Люди, имеющие между  собой родственную связь и  большое количество общих генов, имеют наиболее похожие показатели интеллекта.

Чем объясняются различия в интеллектуальных способностях? Из поколения в поколение определенные черты переходят от родителей  к детям. Существуют факты, которые  подтверждают теорию о потомственной передаче способностей. Например, история семьи немецких музыкантов Бахов, которые были известны в Германии на протяжении более 2 веков. В их семье было около 60 музыкантов, но всемирную славу этой фамилии принес Иоганн Себастьян Бах.

Известны династии артистов, художников, врачей, педагогов... Но на каждый такой случай можно привести сотни других, когда способности отцов и детей не совпадают.

Ребенок рождается не с готовыми способностями, ас задатками. Разовьются ли задатки в способности, зависит от соответствующих условий для их проявления. Представьте себе ситуацию. Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Люди по племени не знают никаких других музыкальных инструментов, кроме барабана.

По мнению большинства специалистов, умственные способности человека с низким интеллектом нельзя оценивать с помощью IQ. Дело в том, что они существенно отличаются от способностей обычных людей и находятся как бы в иной зоне. В частности, пациенты с болезнью Дауна обладают IQ от 20 до 60. Но в то же время способность к имитации, память на окружающих, на музыкальные произведения и просто неординарные ситуации нередко превосходит их интеллектуальные способности. Один из больных болезнью Дауна – сын преподавателей школы – смог написать автобиографическое произведение. В этой работе о некоторых случаях рассказано живо, с юмором. Хотя заметно отсутствие способности обобщать и абстрагировать: мальчик ассоциировал отца с двумя разными людьми: один – учитель, другой – его папа.

Массовые исследования доказали, что количество людей с низким интеллектом составляет 2-3% от общего числа обследованных. Из них именно у мальчиков прослеживалось преобладание тяжелых случаев отсталости. Позже ученые выяснили, почему существует такая непропорциональность между лицами мужского и женского пола. Оказывается, что отдельные формы умственной отсталости связаны с генами, которые располагаются в Х-хромосоме. У женщин присутствуют две Х-хромосомы, поэтому патологии водной из них, как правило, восполняются присутствием другой, где гены абсолютно нормальные. А мужчины имеют только одну Х-хромосому. Присутствующие в ней гены с дефектом оказываются «ничем не закрытыми» и обнаруживаются в виде аномалии.

Изучения семей, где  появились дети с различными формами умственной неполноценности, подкинули ученым еще одну головоломку. Об очень сложной природе наследования умственных способностей говорит то, что родные больных с тяжелой умственной патологией имеют IQ, уровень которого намного выше, чем у родственников людей с легко выраженными формами патологий.

О том, существует ли какая-либо связь между интеллектом и  наследственностью, ученые ведут споры  уже давным-давно. Решением данной проблемы занимается целая группа ученых-генетиков. Но к единому мнению ученые все  еще не пришли. Исследователи опросили тысячи семей, где воспитывались приемные дети, тысячи пар братьев и сестер, в их числе были и однояйцовые близнецы. Их истории ученые проанализировали и получили достаточно веские аргументы.

«Общий фактор интеллекта» —  это понятие используют ученые. Каждый человек может совершать мыслительные процессы с определенной скоростью, а также запоминать и заниматься решением пространственных задач – всякий по-своему. Это происходит в процесс всего его взрослого существования. Учеными доказано, что больше половины отличий между людьми по данному обстоятельству обладают наследственной природой.

Как уже было упомянуто выше, люди отличаются друг от друга определенным набором психологических характеристик. Эту разницу вызвали как неодинаковые условия жизни, так и непохожие генотипы, так как генотипы людей несут в себе отличные друг от друга формы генов.

Коррелятивный вклад наследственности и окружения в многообразие людей  по психологическим особенностям и  поведению находится под пристальным вниманием психогенетики.

Для того чтобы оценить меру влияния  наследственности и окружающей среды  на манеру поведения человека, ученые сопоставляют людей, которые имеют  различный уровень генетической общности (однояйцевых и разнояйцевых близнецов, родных и сводных братьев и сестер, детей и их биологических и приемных родителей).

Многие гены наличествуют в нескольких конфигурациях аналогично тому, как  существуют различные формы гена, который определяет цвет глаз. Существуют гены, которые имеют несколько  десятков форм. Генотип определенного человека включает в себя два экземпляра каждого гена, формы которых могут не походить друг на друга, а могут быть и одинаковыми. Один из них человек наследует от отца, второй – от матери. Каждому человеку присуща определенная комбинация форм всех генов. Она никогда не повторится, что является уникальным и различает людей друг от друга.

Своему разнообразию психологических  особенностей люди обязаны генетическим различиям. Степень их участия отражает показатель, который называется коэффициентом наследуемости.

К примеру для интеллекта коэффициент  наследуемости колеблется по меньшей  мере около 50%. Это ни в коей мере не означает, что 50% интеллекта человек  получает от природы, а остальные 50% необходимо приобрести в процессе учебы. И тогда интеллект достигнет 100 баллов.

Коэффициент наследуемости рассчитывают, чтобы выяснить причину различия людей между собой, узнать, из-за чего возникают различия: из-за того, что у разных людей различные  генотипы, или из-за того, что их обучали разными методами. Предположим, что коэффициент наследуемости интеллекта вдруг оказался бы близок к 0%. Тогда можно было бы сделать вывод о том, что только способ обучения является создателем различий между людьми. А применение одинаковых воспитательных и образовательных методов к разным детям непременно приведет к одним и тем же последствиям. Если коэффициент наследуемости имеет высокие значения, то это означает, что даже при одинаковых приемах и методах воспитания дети по своему поведению будут непохожими друг на друга из-за своих наследственных особенностей. Тем не менее конечный результат не предопределяется генами. Известны факты, когда дети, которых усыновили благополучные семьи, по уровню развития интеллектуальных способностей очень близки к приемным родителям и могут существенно опережать биологических родителей.

Ученые выбрали две группы приемных детей и провели их обследование. Причем бытовые условия во всех приемных семьях были в одинаковой степени  неплохими, а уровень интеллекта биологических матерей приемных детей существенно различался.

Кровные мамы детей, которых определили в первую группу, обладали интеллектом, уровень которого был выше среднего. Приблизительно у половины детей  из настоящей группы были выявлены интеллектуальные способности выше средних, у второй половины – средние. Родные мамы детей из второй группы располагали немного сниженным (но не ниже нормы) интеллектом. В данной группе 15% детей получили такие же низкие оценки интеллекта, а остальные дети показали такой уровень интеллектуального развития, который соответствовал среднему уровню. Поэтому ученые сделали следующий вывод: интеллект детей в какой-то мере зависит от умственных способностей их биологических матерей. Причем приемы и методы воспитания в приемных семьях друг от друга существенно не отличались.

Пример, который был приведен выше, наглядно показал разницу между  понятиями «наследуемость психологических  качеств» и «наследуемость отдельных  физических особенностей». Причем к  последнему понятию относятся такие  особенности, как цвет глаз, кожи и т. д. А генотип оказывает влияние лишь на то, как будет развиваться ребенок в определенных обстоятельствах.

Проведенные исследования показали, что гены несут определенную ответственность  за 50-70% многообразия людей по уровню умственных способностей и за 28-49% отличий с ярко выраженными пятью универсальными, довольно важными свойствами личности, такими как:

1) уверенность в себе самом;

2) беспокойство;

3) дружелюбие;

4) осознанность своих действий;

5) гибкость интеллекта.

Выше была представлена информация для взрослых. Тем не менее сила воздействия наследственности имеет зависимость от возраста. Многие считают, что с годами гены оказывают все меньшее влияние на поведение человека. Но результаты исследований, проведенных учеными-психогенетиками, не опровергают это мнение.

У взрослых значение коэффициента наследуемости  для некоторых исследованных  психологических качеств выше, чем  у детей. Самые достоверные данные получены при изучении наследственной обусловленности умственных способностей. В период младенчества внутрипарное подобие разнояйцевых близнецов так же высоко, как для однояйцевых, но по прошествии 3 лет оно имеет тенденцию снижаться. Это объясняется большим влиянием, которое оказывают генетические различия.

Информация о работе Зміни успадкування коефіцієнта інтелекту з віком