Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:50, контрольная работа
Люди отличаются своими умственными, или интеллектуальными, способностями. В конечном счете это приводит к тому, что каждый человек по-своему приспосабливается к жизненным ситуациям. Одним это удается лучше, другим - хуже. За счет чего возникают эти различия? Возможно, они заложены от природы, а может быть, складываются в процессе обучения и воспитания. Умственные способности человека являются одной из наиболее социально значимых характеристик. Неслучайно именно с изучения роли наследственности и среды в интеллектуальных различиях между людьми и началась история психогенетики.
1.Введение
2.Изменения наследственности коэффициента интеллекта с возрастом.
3.Влияние среды на IQ
4.Вывод
5.Список литературы
Нарастание отличий совершается неравномерно. В периодах формирования детского организма существуют этапы, когда отличия между детьми возникают главным образом под влиянием окружающей среды.
Для интеллекта этим периодом является возраст 3-4 года, а для развития личностных качеств это период предподросткого возраста – 8-11 лет.
Кроме этого, в определенном возрасте функционируют различные генетические факторы. Среди наследственных факторов, которые обусловливают разницу в интеллектуальном развитии, можно выделить стабильные, которые действуют во всех возрастах, и характерные для каждой стадии развития. По всей вероятности, существуют определенные гены, которые влияют на формирование индивидуальных способностей.
До настоящего времени неизвестно, какие гены обусловливают высокий интеллект.
Были отмечены лишь патологические видоизменения генов – мутации, которые вызывают нарушение стандартного интеллектуального развития. Выяснилось, что вполне достаточно одного видоизмененного гена, чтобы на свет ребенок появился с задержкой умственного развития.
Невелико количество людей, которые будут вести спор о том, что имеются еще и национальные генетические различия. Некоторые считают, что имеются еще и национальные генетические различия, тем не менее ни к одному конкретно взятому человеку нельзя применить среднестатистические характеристики той группы, к которой он относится. Важно, чтобы не взяли верх предрассудки по отношению к тем социальным группам, которые оказались в невыгодном положении.
В нашем обществе высокие интеллектуальные способности уважаемы и являются основой прочих благ, которые получает человек (хорошее образование, карьерный рост). Их можно назвать сверхценными.
Данные Клиники репродукции, куда приходят со своими бедами и одинокие женщины, и бездетные пары, говорят о том, что будущие родители очень желают для своих будущих детей исключительно одного – здоровья. Персональные достижения и умения ребенка, появившегося на свет после лечения бесплодия, родители оценивают очень осторожно.
Да, дети «из пробирки» рано пытаются сидеть, быстрее начинают ходить, начинают говорить с младенчества. Это происходит потому, что в среднем, как утверждает статистика, им уделяют больше внимания, чем детям, появившимся на свет от «самостоятельного зачатия».
По показаниям психологов
и родителей, которые обнаружили
незаурядные способности у
Люди в большинстве своем хорошо понимают границы своих возможностей. Они уяснили для себя следующее: владение высоким интеллектом, как и огромным богатством, само по себе не доставляет счастья.
Изучение близнецов дает ученым много информации о закономерностях наследования умственных способностей. Логичным будет предположение, что близнецы, которые сформировались из единой материнской яйцеклетки и имеют подобающий им одинаковый комплект генов, должны иметь в своем распоряжении и очень сходные умственные способности. Но если же уровень мыслительных способностей в большей степени имеет зависимость от методов воспитания, обучения, обычаев, чем от наследственности, то вывод будет иным: интеллект однояйцевых близнецов, которые имеют тождественный комплект генов, и разнояйцевых обязан быть одинаковым, потому что они получают воспитание в одинаковой обстановке.
Ученые из Германии сравнили, насколько успешным является обучение в школе 60 пар однояйцевых и сорока одной пары разнояйцевых близнецов. Они выявили, что успеваемость у однояйцевых близнецов по большинству предметов на удивление схожа. Однако разнояйцевые близнецы предпочитали углубленно изучать разные предметы и по-разному преуспевали в их изучении.
Если различия среди однояйцевых близнецов оказались в 2 раза меньше, чем среди разнояйцевых, то значит, все предопределяется генетикой?
Американские ученые пытались подступиться к настоящей проблеме с иной стороны: они допустили, что школьные баллы нельзя считать показателем интеллекта, и провели тестирование близнецов на IQ. После обработки полученных материалов оказалось, что порой однояйцевые близнецы очень сильно отличаются друг от друга по интеллекту. Тем не менее и похожих по интеллектуальным способностям пар среди них наблюдалось существенно больше.
Абсолютно уникальным для науки является материал об однояйцевых близнецах, которые воспитывались волею судьбы (ну совсем как в мыльных операх) в различных семьях. Исследователи из Америки и Англии сопоставили 19 пар однояйцевых близнецов, которых разлучили в раннем детстве, с 50 парами близнецов, которые выросли под одной крышей. Выяснилось, что, несмотря на различия в условиях воспитания, результаты тестирования на IQ у близнецов, которых разлучили, все же можно было назвать похожими, хотя и не в такой степени, как у тех, которые воспитывались вместе.
А вот если говорить о здоровье, у близнецов оно могло значительно различаться. Это зависело от того, в каких условиях росли и воспитывались дети
Выяснилось также, что ребята, которые выросли в домах приемных родителей, по показателям интеллектуального развития были гораздо более близки к своим биологическим родителям, чем к приемным.
Ученые сопоставляли приемных детей с их биологическими матерями, которые отказались от малышей сразу после их рождения. И в данном эпизоде схожесть умственных способностей была просто ошеломляющей.
Это еще раз свидетельствует о значимости наследственности в формировании интеллекта.
В любом цивилизованном обществе ребенок лишается родной семьи и помещается в приемную по причине криминальности и алкоголизма кровных родителей. Ученые, которые занимаются психогенетикой, предоставили данные о воздействии наследуемости на вышеперечисленные способы поведения. Уже более 70 лет ученые занимаются исследованием криминального поведения. Больше всего их интересует семейная наследственность, в том числе по отношению к близнецам. В результате этих исследований появились разнообразные оценки наследуемости: в диапазоне от 30 до 50%.
Верхние числа наследуемости получены при исследовании близнецов. Отдельные исследователи полагают, что близнецовый метод может завышать оценку наследуемости, потому что, применяя его, не всегда удается разделить влияние генетических факторов и зависимость от своеобразных условий среды, которая окружает однояйцевых близнецов. При проведении исследования приемных детей получены значения коэффициента наследуемости приблизительно в 2 раза меньшие, чем те, которые получили при исследовании близнецов.
Систематически изучается наследуемость преступного поведения с помощью метода исследования приемных детей в странах Скандинавии – Дании и Швеции. Благодаря сотрудничеству родителей-усыновителей и ряда органов власти датские ученые успешно отследили судьбу около 14 тыс. личностей, которые были усыновлены в период с 1924 по 1947 гг.
Количество осужденных преступников, чьи биологические отцы были правонарушителями, немного превышает количество тех осужденных, кровные родители которых не преступали закон. Выяснилось, что число судимостей у биологического отца оказывает прямое влияние на судьбу ребенка: чем больше было судимостей у родителя, тем больше вероятность у потомка стать правонарушителем. Было доказано также, что у братьев, которые в результате усыновления попали в разные семьи, совпадало преступное поведение. Особенно это видно в том случае, когда их кровный отец не один раз становился правонарушителем. Все вышесказанное подтверждает теорию о том, что наследственность играет вполне определенную роль в увеличении риска уголовных проступков. Однако не следует считать, что плохая наследственность всегда предопределяет будущее детей. Ученые проследили судьбы мальчиков, у которых биологические отцы были осуждены. В дальнейшем из этих ребят преступили закон только 14%, другие 86% не совершили ничего противоправного.
Более того, выяснилось,
что приемная семья может особенно
сильно повлиять на ребенка, имеющего
неблагоприятную
Многие ученые считают,
что в этом случае большую роль
сыграла благоприятная
Но нередки и такие случаи, когда обстановка в приемной семье может только увеличивать риск преступного поведения. Если и биологический, и приемный отцы бывали осуждены, то такие дети преступали закон чаще остальных (хорошо, что подобных семей существует очень и очень мало). Это говорит о том, что в организме имеются такие генотипы, которые очень уязвимы по отношению к неблагоприятной обстановке семейного окружения (аналогичные явления в психогенетике носят название генотипно-средового взаимодействия).
Шведские ученые тоже проводили исследование приемных детей. Поначалу они не увидели никаких связей между осужденными детьми, которые получили воспитание в приемных семьях, и жизненном пути их родных отцов.
В основном шведские граждане совершали преступления, находясь под воздействием алкоголя. Ученым пришлось исключить из рассматриваемых настоящий вид правонарушения.
И тогда они выявили слабую, но утвердительную связь между существованием судимости детей и их родными отцами. Причем правонарушения, совершенные обоими поколениями, нельзя назвать очень серьезными. Среди них преобладали хищения и мошенничество.
Исследования подтвердили
и тот факт, что дети с неважной
наследственностью тонко
Стоит заметить, что среди неродных родителей-шведов не было замечено тех, кто имел бы трения с законом.
Другими словами, предельно благоприятная семейная атмосфера сыграла роль нейтрализатора эффекта генетического наследия.
Cамый большой соблазн преступить закон отмечается у тех детей с неблагоприятной наследственностью, которые жили в приемной семье с низким социально-экономическим статусом.
Скандинавские исследователи подробно рассмотрели поведение приемных детей, которые появились на свет в первой половине ХХ в. Подобные результаты приведены и в трудах американских ученых, работавших в штате Айова. Необходимо заметить, что в этой работе подвергали анализу не судимость, а существование у приемных детей влечения к асоциальному поведению. Американцы высказали мнение о значении поведения, которое является основой для диагноза «асоциальное расстройство личности». Оно содержит в себе такие действия, за совершение которых может последовать арест. Сюда же относятся такие черты характера, как лживость, импульсивность, раздражительность, третирование безопасности, безответственность и бесстыдство. Специалисты учли также все характеристики приемной семьи, которые могли бы оказать влияние на развитие аналогичных склонностей.
Ученые подвергли рассмотрению сведения только о лицах мужского пола, потому что численность женщин, склонных к асоциальному поведению, оказалась невысокой. Из числа 286 обследованных мужчин только 44 получили диагноз «асоциальное расстройство личности». Результаты говорят о том, что наличие данного расстройства зависит от существования трех факторов:
1) наличия судимости у кровного родителя (генетический фактор);
2) алкоголизма или
наличия признаков
3) усыновления ребенка
с неблагоприятной
4. Вывод
Выяснилось, что чем
выше возраст родителей на момент
рождения ребенка, тем выше показатели
его интеллектуального
На показатель уровня умственных способностей детей немалое влияние оказывает величина семьи, ее количественный состав и очередность рождения детей. Так, среднестатистический показатель IQ детей становится меньше при количественном увеличении состава семьи, причем самый старший ребенок в семье имеет очень высокий показатель IQ, после этого IQ заметно ниже. Эта тенденция отчетливо прослеживается в самых низких социальных кругах общества. Показатель IQ находится в зависимости также от того, какие национальные и культурные традиции приветствуются в семье. В настоящее время существуют культуры, где ни один ребенок не остается без внимания взрослых (в семьях мормонов, квакеров, иудеев, староверов и др.). В этих домах количественный состав семьи (а семьи традиционно многодетные: есть и свои дети, и приемные) не влияет отрицательно на интеллектуальное развитие детей.
Информация о работе Зміни успадкування коефіцієнта інтелекту з віком