Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:48, курс лекций
ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Информационное обеспечение различных этапов процесса управления
Понятие управления. Структура управленческого процесса
Архитектура ANSI (American National Standards Institute) позволяет обеспечить логическую (между уровнями 1 и 2) и физическую (между уровнями 2 и 3) независимость при работе с данными.
Логическая независимость предполагает возможность изменения одного приложения без корректировки других приложений, работающих с этой же базой данных.
Физическая независимость предполагает возможность переноса хранимой информации с одних носителей на другие при сохранении работоспособности всех приложений, работающих с данной базой данных.
По назначению:
По архитектуре поддерживаемой вычислительной среды
По виду хранимой информации
По языку общения пользователя с БД
В открытых системах языковым средством общения с БД один из языков программирования, например C, Pascal. В таких системах для общения с БД нужен посредник, то есть программист, который владеет избранным языком программирования
Закрытые системы имеют
Для того, чтобы использовать информацию, доступную в больших объемах по сетям телекоммуникаций, эффективно, организации должны обладать механизмами "трансформации" информации в знание и использования этого знания как информационного ресурса (интеллектуальной собственности).
В организации любого уровня можно выделить следующие виды "стратегических" ресурсов, от которых зависит конкурентоспособность организации: материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические и информационные. Эти понятия являются категориями в экономике информационного общества.
Информационные ресурсы организации - весь объем знаний, отчужденных от создателей, зафиксированных на материальных носителях и предназначенных для общественного использования в организации, в отрасли, в стране (см. Виды и источники управленческой информации ).
В настоящее время общество достигло такого уровня, когда информационные ресурсы (объем информации) и уровень их сложности возросли настолько, что потребовали создания информационной индустрии. Определим в общих чертах информационные ресурсы, составляющие информационных систем, необходимые современной организации.
На уровне организации достаточно
разработаны методологии
Управление информационными ресурсами означает:
Технология - способ преобразования материалов, информации или людей.
Технология в информационных отраслях
Понятие технологии в информационных отраслях близко к понятию технологии в привычном производственном понимании. Например, понятия технологических операций и разделения труда приводятся к обработке документов или занесению информации. При подготовке договора технология может предполагать последовательное исполнение операций юристом и бухгалтером. Аналогичная ситуация с понятием «конвейера» - документ идет по «конвейеру», и каждый работник, занятый в технологическом цикле обработки документа, отвечает за определенную информационную часть документа: графу, столбец, позицию.
Применение конвейерного подхода преобразования информации наиболее эффективно в случаях однотипных потоков информации. Примеры применения: учет входящих документов, оформление заказов на закупку или доставку, формирование исходящих документов.
Результаты применения конвейера:
Информационные системы (как программный продукт) - это инструмент, участвующий в технологических процессах организации, обеспечивающий выполнение ряда задач в части преобразования информации.
Отсутствие в информационных системах механизмов конвейерного выполнения задач приводит к уменьшению эффективности работы организации.
Исследование возможностей оптимизации управления предприятием
Контроль исполнения как часть задачи управления предприятием
Обобщенная схема управления предприятием показана на схеме, приведенной на рис. 2. Это простейшая схема управления. План, учет, контроль, анализ, прогноз, управленческое решение.
Рисунок 3.
Такое представление процесса управления предприятием общеизвестно. Из приведенной схемы наиболее интересное для нас в контексте темы семинара - суперпозиция учета, контроля и анализа.
Главная функция управления, как говорилось выше, - принятие решения. Для этого необходимо проведение анализа, базирующегося на учете и контроле исполнения. В свете этого нам интересны формальные результаты учета, позволяющие решать вопросы контроля и анализа. Причем анализ нам интересен в виде комплексной картины контроля работы предприятия.
В связи со сложившейся в последнее
время неоднозначности с
Вопросы контроля, анализа, информирования
Функции контроля - проверка определенного ряда показателей на соответствие критериям. В рамках применения различных систем часто контроль путают с системами оперативного информирования, системами анализа, или, что еще менее верно, с системами, осуществляющими функции ситуационных центров.
Понятие системы оперативного информирования
предполагает прежде всего наличие
многоплановой оперативной
Понятие же анализа гораздо шире,
подразумевает определенный математический
аппарат и сильную
Контроль - это проверка на соответствие чему-либо. Мы можем применять различные способы контроля - отчетные и экранные формы, сводные отчеты, различные светофорные методы (плохо-допустимо-отлично). В конечном итоге это все является различными формами контроля состояния деятельности.
Эффективное управление
Для осуществления эффективного управления необходимо наличие формального описания процессов предприятия. Насколько верен тезис?
Можно утверждать, что для принятия решения необходимо:
Рассмотрим оба варианта на предмет осуществимости.
На более-менее развитом предприятии круг основных решаемых задач достаточно широк, и всегда имеется спектр попутных задач. Например, основные задачи деятельности: закупка, продажа, хранение товара. Задача продажи требует решения попутных задач работы с клиентами, логистики, бухгалтерии, финансов, возможно, других задач. Одному руководителю в сжатые сроки детально разобраться по всем задачам скорее всего не под силу. Да и риск «за деревьями леса не увидеть» не позволяет руководителю опускаться в детали. В случае сжатых сроков принятия решения такой подход становится вообще недопустимым.
Поэтому для развитого предприятия рассматриваем второй вариант: определение основных показателей контроля, формирование интегрированного решения.
Следует учитывать важность таких параметров контроля, как длительность проведения контроля, момент осуществления контроля: постоянный контроль, контроль с определенными временными интервалами, контроль по возникновению какого-либо события.
Формализация описания деятельности предприятия
Мы уже коснулись формализации контроля. Мы выяснили, что нам необходимо определиться с основными показателями, подлежащими контролю, и на их основе формировать решения.
Для определения нужного набора показателей необходимо формализовать описание деятельности предприятия. Т.е. надо разделить процессы на дискретные блоки, определить задачи этих блоков, описать входную и выходную информацию.
Формализация деятельности предприятия - поэтапный процесс. На первом этапе раскладываем деятельность на направления. В результате получим направления, подлежащие контролю.
Для примера рассмотрим предприятие, занимающееся двумя видами деятельности. Первый этап детализации деятельности будет выглядеть в виде небольшой схемы (см. рис. 3).
Информация о работе Лекции по "Информационному обеспечению управления"