Лекции по "Информационному обеспечению управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:48, курс лекций

Описание

ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Информационное обеспечение различных этапов процесса управления
Понятие управления. Структура управленческого процесса

Работа состоит из  1 файл

(!) ЛЕКЦИИ ИОУ Информационное обеспечение управленческой деятельности 4лекция во вторник.doc

— 2.87 Мб (Скачать документ)

Обратная  связь в разработке и внедрении  ИТ

   


 

Новые проблемы – исходные проблемы были сформулированы неполно или неточно.

Ошибки концептуальные – информационная технология в принципе не способна решить те проблемы, ради которых она создавалась, по причине ошибочных представлений руководства компании и менеджеров о путях решения проблем и т.д.

Ошибки стратегии:

    • данная информационная технология оказалась неудобной в использовании,
    • оказались неучтенными психологически-политические аспекты,
    • разработка технологии серьезно выбилась из графика и ресурсов и т.д.
      1. Основные способы построения ИТУ

  1. Разработка системы «под себя» (наиболее дорогостоящий)
  2. Использование прототипов (шаблонов, «полуфабрикатов»)– вместо полной системы создается прототип, отвечающий основным потребностям пользователей (Например: 1С:Предприятие).

1) определение основных запросов

2) создание рабочего прототипа

3) использование рабочего прототипа

4) пересмотр и улучшение прототипа

5) работа с окончательной версией  прототипа

  1. Использование готовых решений – рекомендуется в максимальной степени использовать стандартные технологии и автоматизации бизнеса.

4. Использование услуг сторонней организации– организация использует специализированную фирму, которая выполняет управляющие функции по функционированию и развитию ИС компании.

Плюсы:

    • гарантийное качество обслуживания
    • экономия денежных средств
    • человеческие ресурсы

Минусы:

    • не дешево
    • утечка информации
    • зависимость
    • потеря контроля за ИТ
      1. Жизненный цикл информационной технологии.

Жизненный цикл информационной технологии - это период создания и использования ИТ начиная с момента возникновения потребности в ИТ и заканчивая моментом полного ее выхода из эксплуатации.

Периоды  жизненного цикла ИТ

 

Для информационной технологии, как  и для любой системы справедливо  понятие жизненного цикла. Выделяют пять периодов жизненного цикла информационной технологии. (пример Windows 98)

1-й период – зарождение данной технологии. Ее распространение не велико, но ее эффективность очевидна, поэтому масштаб использования увеличивается;

2-й период – спрос на технологию устойчив и опережает предложение (фаза ускорение роста);

3-й период – постепенно предложение начинает опережать спрос и наступает период замедления роста.

4-й период – период зрелости. Достигнуто насыщение спроса.

5-й период – наступает спад, когда спрос на данную технологию снижается и ей на смену приходит другая, более эффективно удовлетворяющая общественные потребности.

Когда технология оказывается в 4-м  и в 5-м периодах менеджеры должны принимать ответственные решения  по переходу на новые технологии или  же выжимать все возможности из старой, добиваясь ее окупаемости.

Для производителя полезная жизнь технологии может быть продлена за счет перехода на рынок другой страны с более низким уровнем развития технологии.

 

Процессы  жизненного цикла ИТ по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207

    1. Особенности ИТ в организациях различного типа

Информационная технология является основной составляющей ИС организационного управления предприятия.

Выбор типа АИТУ определяется следующими факторами:

    • областью функционирования предприятия или организации;
    • типом предприятия или организации;
    • величиной организации;
    • производственно-хозяйственной или иной деятельностью;
    • принятой моделью управления организацией или предприятием;
    • новыми задачами в управлении;
    • существующей информационной инфраструктурой
      1. Типы предприятий и организаций в зависимости от области функционирования

 

Область функционирования предприятия или организации

Тип предприятия или  организации в соответствии с  производственно-хозяйственной или  иной деятельностью

Органы власти

  • Местные  - ИТ функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д
  • Региональные – ИТ предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории
  • Федеральные – ИТ решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.

Государственные службы

  • Налоговые органы
  • Органы социального обеспечения
  • Таможенные службы
  • Государственные нотариальные конторы
  • Арбитражные органы и другие

Государственные учреждения

  • Здравоохранение
  • Образовательные учреждения

Сфера услуг

  • Банки
  • Коммерческие страховые органы
  • Торгово- посреднические фирмы
  • Туризм
  • Консалтинговые фирмы
  • Лизинговые компании
  • Рекламные агентства
  • Аудиторские фирмы и другие

Транспортная система

  • Железнодорожный транспорт
  • Автомобильный транспорт
  • Водный транспорт
  • Воздушный транспорт
  • Трубопроводный транспорт

Предприятия связи

  • Объединенные
  • Специализированные

Производственные предприятия, которые  классифицируются по следующим признакам

  • Отраслевая и  предметная  специализация предприятий и организаций 
  • Административно - хозяйственная принадлежность предприятия
  • Структура производства
  • Мощность производственного потенциала
  • Тип производства
  • Тип хозяйственных объединений предприятий

      1. Типы предприятий и организаций в зависимости от их величины

Организации (предприятия) можно разделить  на три группы

    • малые
    • средние
    • большие (крупные)

На малых предприятиях различных сфер деятельности информационные технологии, как правило, связаны с:

    • решением задач бухгалтерского учета,
    • накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов,
    • созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы
    • организацией телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.

Персонал малых предприятий  работает в среде локальных вычислительных сетей различной топологии с организацией автоматизированного банка данных информационных ресурсов предприятия.

В средних предприятиях большое значение имеет функционирование электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам.

Для средних предприятий характерны:

    • организация автоматизированных хранилищ и архивов информации,
    • структуризация архивов,
    • улучшенные возможности поиска информации,
    • усиленная защита информации от несанкционированного доступа и т. д.

Как правило. локальная вычислительная сеть средних предприятий представляет собой двухуровневую вычислительную сеть, на верхнем (серверном) уровне которой организована коммуникационная среда для обмена информацией между локальными серверами, а на нижнем уровне —обеспечивается взаимный обмен информацией между пользователями корпоративной локальной сети.

. В крупных предприятиях информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса,  включающего:

    • телекоммуникационные средства связи,
    • многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент-сервер»,
    • применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей.

Корпоративная информационная технология крупного предприятия имеет, как правило, трехуровневую иерархическую структуру

    • центральный сервер системы устанавливается в центральном офисе,
    • локальные серверы — в подразделениях и филиалах,
    • станции клиентов, организованные в локальные вычислительные сети структурного подразделения, филиала или отделения — у персонала компании
      1. Четыре круга задач, решаемые фирмой с использованием ИТУ

  1. Первый круг задач ориентирован на предоставление экономической информации внешним по отношению к фирме пользователям – инвесторам, налоговым службам и т.д.
  2. Второй круг связан с задачами анализа, предназначенными для выработки стратегических управленческих решений развития бизнеса.

Стратегический уровень ориентирован на руководителей высшего ранга. Основными целями стратегического уровня управления являются:

    • определение системы приоритетов развития организации;
    • оценка перспективных направлений развития организации;
    • выбор и оценка необходимых ресурсов для достижения поставленных целей.
  1. Третий круг задач анализа ориентирован на выработку тактических решений.

Тактический уровень принятия решений имеет целью:

    • обеспечение устойчивого функционирования организации в целом;
    • создание потенциала для развития организации;
    • создание и корректировка базовых планов работ и графиков реализации заказов на основе накопленного в процессе развития организации потенциала.
  • Четвертый круг задач связан с задачами оперативного управления экономическим объектом

Оперативный (операционный) уровень принятия решений является основой всех автоматизированных информационных технологий. На этом уровне выполняется огромное количество текущих рутинных операций по решению различных функциональных задач экономического объекта. При этом к числу важнейших приоритетов оперативного управления следует отнести:

  • планирование и реализация мероприятий, направленных на получение прибыли
  • регистрация, накопление и анализ отклонений хода производства от запланированного;
  • выработка и реализацию решений по устранению или минимизации нежелательных отклонений.
    1. Техническое обеспечение информационной технологии управления организацией

      1. Классификация ЭВМ по назначению

 

Универсальные вычислительные средства предназначены для решения самых различных инженерно-технических, экономических, математических, информационных и других задач, отличающихся сложностью алгоритмов и большим объемом обрабатываемых данных. Они широко используются в вычислительных центрах коллективного пользования и в других мощных вычислительных комплексах.

Характерными чертами универсальных  ЭВМ являются:

  • высокая производительность;
  • разнообразие форм обрабатываемых данных: двоичных, десятичных, символьных, при большом диапазоне их изменения и высокой точности их представления;
  • обширная номенклатура выполняемых операций, как арифметических, логических, так и специальных;
  • большая емкость оперативной памяти;
  • развитая организация системы ввода-вывода информации, обеспечивающая подключение разнообразных видов внешних устройств.

Проблемно-ориентированные  вычислительные средства служат для решения более узкого круга задач, связанных, как правило, с управлением технологическими объектами, регистрацией, накоплением и обработкой относительно небольших объемов данных, выполнением расчетов по относительно несложным алгоритмам.

Специализированные  вычислительные средства используются для решения узкого круга задач или реализации строго определенной группы функций. Такая узкая ориентация позволяет существенно снизить сложность и стоимость компьютеров при сохранении высокой производительности и надежности их работы.

К специализированным ЭВМ можно отнести, например:

  • программируемые микропроцессоры специального назначения;
  • адаптеры и контроллеры, выполняющие логические функции управления отдельными несложными техническими устройствами, агрегатами и процессами;
  • устройства согласования и сопряжения работы узлов вычислительных систем.
      1. Классификация ЭВМ по размерам и функциональным возможностям

 

По размерам и функциональным возможностям ЭВМ можно разделить на:

ЭВМ

         

 Однопользовательские ЭВМ 

 

Многопользовательские (мэйнфреймы, терминальные серверы)  ЭВМ

 

Серверы

 

Коммутацион-ные машины (Host-ЭВМ)

       

Персональные ЭВМ

 

Рабочие станции (абонентские ЭВМ) - клиенты сети

 
           
               
   

Сетевые серверы (универсаль-ные серверы,  серверы приложений)

 

 Рабочие серверы

 

Серверы баз данных

             
             

Основные ЭВМ - выполняют все необходимые информационно-вычислительные работы

 

Файл-сервер

   

Архивационный сервер

                   
                       
 

Факс-сервер

 

Почтовый сервер

 

Сервер печати

 

Сервер телеконфе-ренций

                 
                 

 

Вспомогательные ЭВМ - служат для преобразования и передачи информации от одной ЭВМ к другой по каналам связи

Информация о работе Лекции по "Информационному обеспечению управления"