Лекции по "Информационному обеспечению управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:48, курс лекций

Описание

ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Информационное обеспечение различных этапов процесса управления
Понятие управления. Структура управленческого процесса

Работа состоит из  1 файл

(!) ЛЕКЦИИ ИОУ Информационное обеспечение управленческой деятельности 4лекция во вторник.doc

— 2.87 Мб (Скачать документ)

Эксперты - это квалифицированные специалисты в своих областях деятельности - финансисты, экономисты, врачи, адвокаты и т.д., которые обладают общими качествами:

  • имеют огромный багаж знаний о конкретной предметной области;
  • имеют большой опыт работы в этой области;
  • умеют точно сформулировать и правильно решить задачу.

Экспертные системы  призваны заменить специалистов в конкретной предметной области, то есть позволить решить задачу без эксперта.

 

Упрощенная базовая  структура ЭС


 


 

 

      1. Нейронные сети (Neural Networks)

Нейронные сети (Neural Networks) – это технология искусственного интеллекта, которая применяет статистический анализ огромных объемов данных, связанных с большим количеством ситуаций, в которых принятые решения известны, для распознавания моделей поведения объекта, и адаптации их для предсказания решений при изменении ситуации


Например, оценка заявок на коммерческие займы (ссуды), распознавание почерка на кредитных картах, обнаружение нефтяных и газовых месторождений под землей.

      1. Информационные системы поддержки управления (Executive Support Systems-ESS)

Основные функции информационных систем ESS

    • сравнение текущих показателей эффективности процессов с их прошлыми значениями, например, фактические издержки бюджета за прошлый и текущий год;
    • составление периодических аналитических и сводных типовых отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;
    • поддержка принятия решений структурированных и частично структурированных задач, при помощи ответов на вопросы: «что, если?» в интерактивном режиме;
    • обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

 

  1. 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

    1. Организационно-методическое обеспечение информационных технологий

- нормативно-методические материалы  по подготовке и оформлению управленческих и иных документов

- инструктивные и нормативные  материалы по эксплуатации технических  средств, в том числе по технике  безопасности

- инструктивные и нормативно-методические  материалы по организации работы  управленческого и технического персонала

    1. Классификация информационных технологий

  1. По типу обрабатываемой информации

  1. По степени автоматизации задач управления:
    • электронная обработка данных;
    • автоматизация функций управления;
    • поддержка принятия решений;
    • электронный офис;
    • экспертная поддержка.
  1. По классу реализуемых технологических операций:
    • системы с текстовым редактором;
    • системы с табличным процессором;
    • системы управления базами данных;
    • системы с графическими объектами;
    • мультимедийные системы;
    • гипертекстовые системы.
  1. По типу пользовательского интерфейса:

Классификация А

    • Системный интерфейс – это набор приемов взаимодействия с компьютером, который реализуется операционной системой или ее надстройкой.
    • Прикладной интерфейс реализуется прикладными программами.  
      Например, СУБД, экспертными системами, текстовыми процессорами и т.д.

Классификация Б

С точки зрения участия или неучастия  пользователя в процессе выполнения функциональных ИТ на рабочем месте выделяют пакетные,  диалоговые и сетевые технологии.

    • Пакетный режим наиболее распространен при централизованной организации решения экономических задач (пример: обработка данных Госкомстата, Госналогслужбы)
    • алгоритм решения формализован, процесс решения не требует вмешательства человека;
    • имеется большой объем входных и выходных данных;
    • расчет выполняется для большинства записей входных файлов;
    • большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;
    • задача решается с заданной периодичностью (регламент)

 

    • Диалоговый режим взаимодействия пользователя и ЭВМ обеспечивает возможность оперативного вмешательства человека в процесс обработки информации на ЭВМ.

Диалоговый режим предполагает отсутствие жестко закрепленной последовательности операций обработки данных.

Требования  к  диалоговым системам:

    • легкая адаптация пользователя к системе;
    • единообразие вычислительных, логических процедур и терминологии;
    • снабжение пользователя справочной информацией и необходимыми инструкциями, выводимыми на экран видеотерминала или печатающее устройство с указанием момента получения помощи от ЭВМ или необходимости проведения ответных действий;
    • использование кратких форм диалога;
    • наличие защитных средств информации в системе, реализуемых операционными системами и специальными программами.

 

    • Сетевой режим обеспечивает взаимодействие многих пользователей (будет рассмотрен отдельной темой)
  1. По обслуживаемым предметным областям:
    • бухгалтерского учета;
    • банковской деятельности;
    • налоговой деятельности;
    • страховой деятельности и т. д.
  1. В зависимости от роли человека в процессе управления
    • информационные
    • управляющие.

А) Информационные технологии (основная роль принадлежит человеку, а машина играет вспомогательную роль, выдавая для него необходимую информацию)

    • обеспечивают сбор и выдачу в удобном для обозрения виде измерительную информацию о ходе технологического или производственного процесса
    • в результате соответствующих расчетов определяют, какие управляющие воздействия следует произвести, чтобы управляемый процесс протекал наилучшим образом и предлагают рекомендации ЛПР

Виды информационных технологий.

      1. информационно-справочные (пассивные), которые поставляют информацию оператору после его связи с системой по соответствующему запросу.
      2. информационно-советующие (активные), которые сами выдают абоненту предназначенную для него информацию периодически или через определенные промежутки времени.

Б) Управляющая технология осуществляет функции управления по определенным программам, заранее предусматривающим действия, которые должны быть предприняты в той или иной производственной ситуации. За человеком остается общий контроль или вмешательство в тех случаях, когда возникают непредвиденные алгоритмами управления обстоятельства.

Виды управляющих  технологий

    1. С децентрализованной структурой  - совокупность нескольких независимых систем со своей информационной и алгоритмической базой.  Для Выработки управляющего воздействия на каждый объект управления необходима информация о состоянии только этого объекта
    2. С централизованной структурой - осуществляет реализацию всех процессов управления объектами в едином органе управления
    3. С централизованной рассредоточенной структурой – представляет собой совокупность взаимосвязанных алгоритмов управления различными объектами
    4. С иерархической структурой.

В многоуровневой иерархической системе управления (например, гибкой производственной системой) выделяют обычно три уровня:

    1. уровень управления работой оборудования и технологическими процессами,

Функции:

    • сбор и обработка информации и непосредственное управление работой оборудования и технологическими, процессами с учетом команд» поступающих с вышестоящего уровня;
    • фиксация времени простоя оборудования с учетом причин простоя;
    • контроль за состоянием инструмента и учет его использования;
    • учет числа обработанных деталей;
    • передача информации на уровень оперативного управления.
    1. уровень оперативного управления ходом производственного процесса

Функции:

    • анализ наличия ресурсов для выполнения сформированных задании;
    • оперативная корректировка режимов отдельных технологических процессов и выдача заданий по коррекции технических устройств низшего уровня; контроль качества изделий;
    • прием и систематизация информации с управляющих устройств низшего уровня;
    • координация работы всех элементов системы в соответствии с полученным заданием;
    • передача информации на верхний уровень управления.
    1. уровень планирования работ.

Функции:

    • решение комплекса задач, связанных с управлением и контролем за работой уровня оперативного управления;
    • управление библиотекой управляющих программ для оборудования и технологических процессов;
    • сбор, обработка и выдача информации о ходе производственного процесса в системе.
    1. Разработка и внедрение информационных технологий

      1. Стратегия разработки и внедрения информационной технологии.

 

1.Предпроектное обследование

 

2.Проектирование

 

3.Планирование

 

4.Разработка 

 

5. Ввод ИТ в эксплуатацию (внедрение)

 

6.Эксплуатация и поддержка


1. Предпроектное обследование

1.1. Сбор материалов для проектирования

1.2. Формулирование требований к объекту автоматизации

1.3. Моделирование  предварительного варианта ИТ.

1.4. Подготовка технического задания на проектирование

2. Проектирование

1) Предварительное проектирование

    • выбор проектного решения
    • описание компонент будущей ИТ
    • оформление и утверждение технического проекта

2) Детальное проектирование

    • выбор или разработка математических методов или алгоритмов программ
    • корректировка структур БД
    • выбор комплекса технических средств с документацией на ее установку
    • создание документации на доставку и установку программных продуктов

3) Разработка техно-рабочего проекта ИТ.

4) Методологическое проектирование

    • разработка методологии реализации функций управления с помощью ИТ
    • описание регламента действий аппарата управления (подготовка должностных инструкций)

3. Планирование - составление календарного плана реализации проекта.

4. Разработка ИТ

1) получение и установка технических  и программных средств

2) разработка (или закупка), тестирование  и доводка программного комплекса

3) разработка инструкций по эксплуатации  программно-технических средств

5. Ввод ИТ в эксплуатацию (внедрение)

1) ввод технических средств

2) ввод программных средств

3) обучение и сертификация персонала

4) опытная эксплуатация

5) сдача и подписание актов  приемки-сдачи работ

6. Эксплуатация и поддержка

1) повседневная эксплуатация

2) общее сопровождение всего  проекта

      1. Модели стратегий разработки и внедрения информационных технологий

    • Каскадная модель– переход на следующий этап происходит после полного окончания работ на предыдущем этапе.
    • Поэтапная модель с промежуточным контролем – итерационная модель разработки ИТ с циклами обратных связей между этапами.

Информация о работе Лекции по "Информационному обеспечению управления"