Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является закрепление теоретических знаний в области методологии системного моделирования и практическое освоение технологии имитационного моделирования.
Задачами курсового проектирования являются:
- системный анализ и структуризация конкретной проблемной области с позиций системного подхода;
- применение технологии компьютерного моделирования для решения конкретной задачи.
Введение……………………………………………………………….……3
1. Имитационное моделирование……………………………………...….4
1.1 Понятие, цели и область применения имитационного моделирования ……………………………………………..……………….…….4
1.2 Виды имитационного моделирования…………………….………..5
1.3 Основные преимущества и недостатки имитационного моделирования…………………………………………………….………………6
2. Описание предметной области……………………………………...…..8
3. Формулирование проблемы: описание исследуемой проблемы и описание целей исследования……………………………………………..9
4. Разработка концептуальной модели…………………………………..10
5. Описание программного продукта…………………………………….11
5.1 История……………………………………………………………...11
5.2 Три подхода имитационного моделирования…………………….12
5.3 Методы имитационного моделирования………………………....13
5.4 Библиотеки AnyLogic……………………………………………...14
6. Моделирование………………………………………………………….15
6.1 Общие параметры модели………………………………………….15
6.2 Пункт прибытия…………………………………………………….16
6.3 Пункт оформления документов…………………………………....17
6.4 Деление на разные пункты погрузки……………………………...18
6.5 Погрузка на трех пунктах…………………………………………..19
6.6 Разгрузка……………………………………………………….……22
6.7 Проверка документов……………………………………………....23
6.8 Выезд………………………………………………………………..23
6.9 Полученная модель………………………………………………...24
6.10 Статистика………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………28
Рис. 6.2.2 – Установка времени между прибытиями заявок.
6.3 Пункт оформления документов.
а) В том случае, если до прихода следующей заявки предыдущая не покинет пост оформления документов, то потребуется очередь, в которой машина сможем подождать.
Задаем вместимость объекта – максимальную.
Рис.6.3.1 – Установка вместимости объекта.
б) Время оформления документов
Задаем время задержки при оформлении документов – 5,6 или 7 минут.
Рис. 6.3.2 – Установка времени оформления документов.
в) Ресурсы
На пункте оформления документов работают 2 бухгалтера.
Рис. 6.3.3 – Установка количества ресурсов.
6.4 Деление на разные пункты погрузки.
а) Крупнотоннажные машины прибывают на склад с вероятностью – 10%. Поэтому задаем вероятность отправки автомобиля на пункт погрузки крупнотоннажных машин 0,1. Средне- и малотоннажные машины отправятся по другому пути.
Рис. 6.4.1 – Установка вероятности прибытия.
б) следующий объект делит оставшиеся машины на средне-(55%) и малотоннажные (45%)
Рис. 6.4.1 - Установка вероятности прибытия.
6.5 Погрузка на трех пунктах.
а) Для крупнотоннажных задаем пункт погрузки
Рис. 6.5.1 – Установка вместимости объекта.
Время обслуживания 40, 50 или 60 минут
Рис. 6.5.2 – Установка времени погрузки 1.
Ресурсы - 2 человека.
Рис.6.5.3 – Установка количества ресурсов 1.
б) Для среднетоннажных задаем пункт погрузки
Рис. 6.5.4 – Установка вместимости объекта 2.
Время обслуживания 25, 30 или 40 минут
Рис. 6.5.5 – Установка времени погрузки 2.
Ресурсы - - 6 человек
Рис.6.5.6 – Установка количества ресурсов 2.
в) Для малотоннажных пункт погрузки
Рис. 6.5.7 – Установка вместимости объекта 3.
Время обслуживания 15, 20 или 30 минут
Рис. 6.5.8 – Установка времени погрузки 3.
Ресурсы - - 4 человека
Рис.6.5.9 – Установка количества ресурсов 3.
6.6 Разгрузка
а)
Рис. 6.6.1 – Установка вместимости объекта .
б) Задаем время разгрузки -
Рис. 6.6.2 – Установка времени разгрузки.
в) Ресурсы - - 4 человека
Рис.6.6.3 – Установка количества ресурсов.
6.7 Проверка документов.
а)
Рис. 6.7.1 – Установка вместимости объекта .
б) Задаем время проверки -
Рис. 6.7.2 – Установка времени разгрузки.
в) Ресурсы - - 2 человека
Рис.6.7.3 – Установка количества ресурсов.
6.8. Выезд .
Данный элемент завершает
6.9 Полученная модель.
Рис. 6.9.1 – Модель работы склада ООО «Деловые линии».
6.10 Статистика.
Для того, чтобы решить поставленную задачу – «Достаточно ли для эффективной работ терминала выделение под погрузку крупнотоннажных, среднетоннажных и малотоннажных грузовиков двух, шести и четырех грузчиков соответственно? Определить простой или перезагрузку грузчиков, если такие имеют место быть», необходимо собрать статистику загруженности ресурсов.
Для этого в панели инструментов «статистика» выбираем столбиковую диаграмму.
После ее размещения, заполняем ее основные параметры:
Рис.6.10.1 - Установка основных параметров статистики.
Во вкладке «Внешний вид» можно выбрать расположение легенды и многое другое:
Рис.6.10.2 - Настройка внешнего вида статистики.
После всех настроек получаем диаграмму, которая наглядно покажет реальную загрузку ресурсов:
Рис. 6.10.3 – Диаграмма загрузки ресурсов до запуска модели.
После прогона модели мы получили следующую статистику:
Рис. 6.10.4 – Диаграмма загрузки ресурсов после запуска модели.
Выводы: Исходя из результатов, мы видим, что такие ресурсы, как:
Бухгалтера (2 чел),
Грузчики1 – погрузка крупнотоннажных автомобилей (2 чел),
Грузчики3 (4 чел) – погрузка малотоннажных автомобилей,
Грузчики4 (4 чел) – разгрузка
Охранники (2 чел) – проверка документов
используются с полной загруженностью.
А вот Грузчики3 (6 чел) – загружены лишь наполовину, что является неэффективным использованием.
Таким образом,
проведенный эксперимент
Заключение
В ходе курсового проекта были закреплены основные теоретические знания в области методологии системного моделирования, а также освоены технологии имитационного моделирования.
В курсовом проекте детально описана проблемная область с позиций системного подхода, а затем была разработана имитационная модель в имитационной среде AnyLogic University. Все процессы модели очень наглядны и отражают реальные процессы организации.
В ходе эксперимента с моделью были определены недостатки и избытки ресурсов организации, что несомненно поможет сделать работу организации более эффективной и менее затратной.
Список литературы
1. Лычкина Н. Н. Методический
указания к курсовому
2. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем – искусства и наука – М.: Мир, 1978;
3. Адлер Ю. П. и др. Планирование экспериментов при поиске оптимальных условий. – м.: Наука, 1971;
4. Клейнен Дж. Статистические методы в имитационном моделировании. т.1,2 – м.: Статистика, 1978;
5. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2005. -426 с.
6. Гинзбург А.И. Экономический анализ: Предмет и методы. Моделирование ситуаций. Оценка управленческих решений: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2003. -622 с.
7. Синюк В.Г. Использование информационно-аналитических технологий при принятии управленческих решений: Учебное пособие. -М.: Экзамен, 2003. -237 с.
8. Холод Н.И. Экономико-математические методы и модели. -Мн.: БГЭУ, 2000. -318 с.
9. Шикин Е.В. Математические методы и модели в управлении. -М.: Финансы и статистика, 2002. -430 с.
Информация о работе Моделирование работы склада ООО «Деловые линии»