Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:29, дипломная работа
Формирование информационного пространства предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах деятельности и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Основными инструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационные технологии, технологии связи, системы и средства их обеспечения.
Введение
1 Теоретические аспекты информационных технологий управления
1.1 Информационная база как основа современной технологии управления7
1.2 Разработка и внедрение информационных технологий
в таможенной сфере11
1.3 Задачи и итоги информационно-технического обеспечения таможенных органов19
1.4 Портал ФТС России «Электронное представление сведений»31
2 Аналитическая часть
2.1 Общая характеристика и анализ деятельности
Сыктывкарской таможни38
2.2.Анализ внешнеэкономической деятельности Республики Коми43
2.3 Анализ применения информационных технологии46
3 Проектная часть
3.1 Основные направления совершенствования управления55
3.2 Переоснащение объектов таможенной инфраструктуры системами бесперебойного гарантированного электроснабжения56
3.3 Внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий58
3.4.Совершенствование Интернет-декларирования60
4 Экономическая часть63
Заключение
Библиографический список
Не остается без внимания и сам процесс передачи документов в таможню. При внедрении технологии ЭД-2 участники ВЭД столкнулись с необходимостью формализации большого объема документов, что иногда вызывало трудности у декларантов. Использование программ для автоматической загрузки документов позволило частично решить этот вопрос. Однако для некоторых необходимых при оформлении документов просто отсутствовали соответствующие электронные формы.
Выход был найден в использовании формы «Универсальный документ», который был разработан ГНИВЦ специально для таких случаев.
Настоящим прорывом для участников ВЭД стала появившаяся в последнее время возможность прикреплять напрямую к универсальному документу файлы форматов DOC, SOCCER и RTF.
Осталось только решить вопрос с XLS-файлами, что упростило бы работу декларантов с такими документами как «Ведомость банковского контроля», «Экспортная декларация» и др.
Наконец, осуществилось долгожданное решение проблемы сканированных документов. Таким образом появилась возможность пересылки документов, формализация которых невозможна – фотографий, чертежей и сложных схем.
Несмотря на то, что рост объема электронного оформления продолжается, его скорость сейчас не превышает 10% в месяц.
Зато увеличилось количество дополнительных пересылаемых сообщений. Если год назад их количество для одной оформленной декларации составляло 50, то теперь не менее 70. В результате только через наш узел доступа ежесекундно в обе стороны проходит более 100 сообщений.
Одной из проблем ЭД-системы являлись задержки передачи данных. Проблемы с доставкой документов могут возникать на любом участке маршрута движения от декларанта до инспектора. И если участок от декларанта до узла доступа находится в зоне ответственности оператора (и задержек на нем практически не происходит), то ЭД-сервер ГНИВЦ и остальной путь к серверам региональных таможенных управлений и таможен находится, увы, вне этой зоны.
И все же меры для уменьшения этих задержек были найдены. В частности, организован круглосуточный мониторинг работоспособности ЭД-системы.
Специалисты ГНИВЦ, в свою очередь, безотлагательно принимают меры по восстановлению работоспособности транспортной системы. Такое сотрудничество позволило минимизировать задержки за счет быстрого запуска аварийно-восстановительных работ. Недавно было принято решение о создании в ФТС России соответствующей технической поддержки на территории всех региональных таможенных управлений, в настоящий момент идет формирование этих служб.
В настоящий момент при отсутствии каких-либо технических сбоев время передачи одного сообщения от декларанта до инспектора составляет 1-2 минуты. Такая скорость передачи практически не влияет на скорость процесса оформления, вполне вписываясь в рабочий ритм декларанта.
Причем на сервере оператора декларация находится не дольше одной секунды, остальное время она «путешествует» по транспортной сети ФТС России.
Сервис «Мониторинг пересылок» позволяет абонентам самостоятельно, в режиме реального времени следить за перемещением документов в ЭД-системе, быстро выявлять возникновение задержек и локализовать места их возникновения.
В настоящий момент наиболее востребованной в этом сервисе является функция статистики, которая позволяет выполнить анализ деятельности декларанта в заданный период времени, определять остаток средств на биллинговом счету и пр.
Таким образом, обозначив далеко не полный круг информационных аспектов таможенной политики Российской Федерации, можно сделать следующие основные выводы:
Проблема реализации сбалансированной таможенной политики государства содержит ряд достаточно ярко выраженных информационных компонентов и вследствие этого на любом этапе (постановочном, концептуальном, нормотворческом и т. д.) должна рассматриваться также и как информационная проблема.
Тесная связь между экономической безопасностью государства и эффективностью его таможенной политики обусловливает необходимость отнесения единого информационного пространства таможенных органов к важнейшим национальным информационным ресурсам с одновременным признанием ответственности государства за обеспечение его целостности и сохранности.
Важнейшим направлением развития таможенных технологий, их интеграции в международные процессы регулирования товарооборота является комплексная информатизация деятельности таможенных органов Российской Федерации, основанная на совершенствовании существующей ЕАИС и организации ее взаимодействия с информационными системами других министерств и ведомств правоохранительного и экономического блоков.
2 Аналитическая часть
2.1 Общая характеристика и анализ деятельности
Сыктывкарской таможни
Сегодня Сыктывкарская таможня – одна из 16 таможен Северо-Западного таможенного управления. На 6 таможенных постах и в отделах таможни работают свыше 300 человек.
Регионом деятельности Сыктывкарской таможни является вся территория Республики Коми – это свыше 416,8 тыс. кв. км. (25% площади Северо-Западного федерального округа России).
Республика Коми активно вовлечена во внешнеторговую деятельность. Экономика региона характеризуется развитыми топливно-энергетическим и лесопромышленным комплексами. Продукция данных отраслей промышленности составляет основную часть товаров, оформляемых на экспорт на таможенных постах Сыктывкарской таможни. Среди импортируемых товаров преобладают технологическое оборудование, сырье и материалы, ввозимые предприятиями республики для обеспечения и модернизации производства.
Из года в год Сыктывкарская таможня успешно справляется с задачами, возложенными на таможенные органы, выполняя фискальную функцию, обеспечивая проведение эффективного таможенного контроля, осуществляя мероприятия по пресечению таможенных правонарушений.
По итогам внешней торговли в регионе деятельности Сыктывкарской таможни за январь - декабрь 2010 года построены диаграммы товарной структуры экспорта и импорта.
Рисунок 2.1-Товарная структура экспорта за 2010год
Рисунок 2.2-Товарная структура импорта за 2010год
Рисунки наглядно указывают на то, что 54% экспорта составляет древесина, пиломатериалы, бумага и картон. На продукцию ТЭК приходится 41% экспорта. Импорт в основном (56%) представлен машиностроительной продукцией, продукция химической промышленности составляет 28%.
В табл.2.1. представлен товарооборот по основным странам-контрагентам.
Таблица 2.1-Товарооборот по основным странам-контрагентам
Страны-контрагенты | 12 месяцев 2010 года | |||
Импорт (тыс.долл) | Экспорт (тыс.долл) | Товарооборот (тыс.долл) | уд.вес, % | |
Дальнее зарубежье | 206 256.9 | 357 683.7 | 563 940.6 | 63.9 |
Австрия | 9 559.80 | 4 536.60 | 14 096.40 | 1.8 |
Бельгия | 546.90 | 1 379.50 | 1 926.50 | 0.2 |
Бразилия | 21.10 | 3 348.00 | 3 369.10 | 0.4 |
Великобритания | 2 970.90 | 24 070.90 | 27 041.90 | 3.1 |
Венгрия | 260.10 | 4 005.70 | 4 265.80 | 0.5 |
Германия | 63 072.10 | 26 900.90 | 89 972.90 | 10.4 |
Греция | 28.50 | 3 764.80 | 3 793.30 | 0.4 |
Дания | 109.50 | 2 412.90 | 2 522.40 | 0.3 |
Египет | 814.50 | 19 611.50 | 20 425.90 | 2.5 |
Израиль | 1.40 | 4 224.60 | 4 226.10 | 0.5 |
Индия | 101.10 | 3 437.30 | 3 538.40 | 0.4 |
Иран | - | 14 100.80 | 14 100.80 | 1.6 |
Испания | 2 127.90 | 1 102.90 | 3 230.90 | 0.4 |
Италия | 4 359.10 | 36 297.60 | 40 656.70 | 4.8 |
Канада | 410.50 | 978.10 | 1 388.60 | 0.2 |
Китай | 60 336.50 | 1 684.30 | 62 021 | 7.1 |
Кувейт | - | 3 484.60 | 3 484.60 | 0.4 |
Латвия | 234.50 | 29 081.10 | 29 315.60 | 3.6 |
Ливан |
| 5 773.50 | 5 773.50 | 0.7 |
Литва | 565.80 | 2 031.10 | 2 596.80 | 0.3 |
Малайзия | 812.20 | 720.10 | 1 532.20 | 0.2 |
Нидерланды | 959.40 | 18 291.10 | 19 250.50 | 2.2 |
Объединенные Арабские Эмираты | 1 563.20 | 1 513.50 | 3 076.60 | 0.4 |
Польша | 4 854.20 | 30 075.90 | 34 930.10 | 4.2 |
Республика Корея | 50.30 | 3 931.50 | 3 981.70 | 0.5 |
Саудовская Аравия | - | 2 463.60 | 2 463.60 | 0.3 |
Сирия | - | 5 740.60 | 5 740.60 | 0.7 |
Словения | 924.80 | 756.80 | 1 681.60 | 0.2 |
США | 1 838.00 | 8 202.40 | 10 040.40 | 1.2 |
Турция | 313.30 | 11 343.00 | 11 656.30 | 1.3 |
Финляндия | 19 456.90 | 52 887.10 | 72 343.90 | 8.5 |
Франция | 7 989.30 | 5 120.10 | 13 109.40 | 1.7 |
Чехия | 3 889.00 | 612.10 | 4 501.10 | 0.5 |
Швеция | 15 042.40 | 2 488.40 | 17 530.80 | 2.0 |
Шри-Ланка |
| 2 152.80 | 2 152.80 | 0.2 |
Эстония | 1 228 | 85.90 | 1 313.60 | 0.2 |
Страны СНГ | 10 205.8 | 294 255.6 | 304 461.4 | 36.1 |
Азербайджан | 891.70 | 20 420.80 | 21 312.50 | 2.8 |
Казахстан | 476 | 28 896.70 | 29 373.00 | 3.5 |
Киргизия | - | 4 537.90 | 4 537.90 | 1.0 |
Молдавия | - | 3 505.20 | 3 505.20 | 0.5 |
Узбекистан | 2 627.90 | 16 690.60 | 19 318.60 | 2.3 |
Украина | 6 209.80 | 218 714 | 224 924.10 | 26.0 |
Всего: | 216 462.7 | 651 939.3 | 868 402.0 | 100 |
По данным таблицы видим, что 64% в структуре товарооборота принадлежит странам дальнего зарубежья, где товарооборот за 2010год составил 563940тыс.долл. 36% составляет товарооборот со странами СНГ, из которых большая доля приходится на Украину.
Особое внимание в работе ведомства в отчетный период было уделено выполнению главной задачи, возложенной на таможенные органы, – пополнению доходной части федерального бюджета, а также повышению эффективности борьбы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости, расширению практики применения электронного декларирования, упрощению таможенных процедур, пресечению таможенных правонарушений и преступлений недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.
За шесть месяцев 2011 года Сыктывкарская таможня перечислила в федеральный бюджет 2 миллиарда 478 миллионов 878 тысяч рублей таможенных платежей, это почти в 3 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Установленное плановое задание выполнено на 110%.
Наибольший объем поступлений денежных средств в государственную казну обеспечил Ухтинский таможенный пост – 1 миллиард 819 миллионов рублей. Эжвинский таможенный пост пополнил бюджет страны более чем на 302 миллиона рублей, Воркутинский таможенный пост – на 165 миллионов рублей. В регионе деятельности этих подразделений работают крупнейшие участники внешнеэкономической деятельности Республики Коми, предприятия нефтяной, газовой, угольной и лесной промышленности, имеющие крупные долгосрочные контракты, как по экспорту, так и по импорту.
Стабилизация экономической обстановки в Республике Коми способствовала развитию внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов, расположенных в регионе деятельности Сыктывкарской таможни.
Внешнеторговый товарооборот Республики Коми за шесть месяцев 2011 года увеличился на 41% и превысил 697 миллионов долларов США. Из региона было отправлено в страны ближнего и дальнего зарубежья около 1 миллиона 300 тысяч тонн экспортных грузов, ввезено из-за рубежа 39 тысяч тонн импортируемых товаров.
Всего в январе-июне текущего года Сыктывкарской таможней оформлено свыше 9 000 деклараций на товары, их них экспортных – около 7800, импортных – более 1200.
На таможенных постах продолжается работа по расширению практики применения электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет. В I квартале 2011 года доля электронного декларирования в Сыктывкарской таможне составляла 55%. Во втором квартале текущего года этот показатель был увеличен до 75%. Всего с начала года таможенными постами было оформлено около 6000 электронных деклараций.
В I полугодии 2011 года из аэропорта города Сыктывкара осуществлялись авиарейсы в Турцию, Египет, Таиланд, Грецию и обратно. Таможенный контроль в воздушном пункте пропуска проводят должностные лица Сыктывкарского таможенного поста. За шесть месяцев текущего года было оформлено 108 международных авиарейсов. Через государственную границу, расположенную в аэропорту Сыктывкара, проследовало 15 400 человек.
Таможенная статистика отмечает также рост количества автомобилей иностранного производства, ввезенных жителями Коми из-за рубежа для личного пользования. В январе-июне 2011 года на таможенных постах Сыктывкарской таможни было оформлено 172 транспортных средства, большая часть из которых была ввезена из Белоруссии. В аналогичном периоде прошлого года было оформлено только 11 иномарок.
С начала года таможенниками Коми возбуждено 149 дел об административных правонарушениях. Среди них наиболее распространенными стали непредставление в таможенный орган отчетности, нарушения валютного законодательства, недекларирование и недостоверное декларирование товаров, нарушение сроков временного хранения товаров.
Предметами административных правонарушений являлись лесоматериалы, транспортные средства, технологическое оборудование.
По результатам проведенных оперативно-розыскных мероприятий Сыктывкарской таможней возбуждено 9 уголовных дел по статье 188 Уголовного кодекса РФ «Контрабанда». Общая стоимость незаконно перемещенных товаров составила 38 миллионов рублей. Среди предметов преступлений, выявленных Сыктывкарской таможней, вывезенные за границу с обманным использованием документов пиломатериалы и ввезенные в республику в обход таможенных правил нефтепромысловое оборудование, автомобиль «Порше Кайен» и культурные ценности.
2.2.Анализ внешнеэкономической деятельности Республики Коми
В Республике Коми в течение 2010 года сохранялась достаточно стабильная социально-экономическая ситуация. Сложилась положительная динамика основных показателей социально-экономического развития республики.
Наряду с этим сохранились, а в ряде случаев обострились проблемы долговременного характера, главные из них – недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, медленные темпы модернизации производства, низкий уровень инновационной активности организаций, отсутствие достаточных рынков сбыта производимой продукции.
В области внешнеэкономической деятельности Республика Коми выступает как крупный поставщик продукции топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов. Внешний рынок республики ориентирован на страны дальнего зарубежья, главным образом, Европы.
Информация о работе Проект мероприятий по информационным технологиям в таможенной сфере