Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:11, курс лекций

Описание

1. Информация и знания как экономические категории.
Информация - сведения об объектах и явлениях ОС, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Следует помнить, что:
информация существует вне ее создателя;
информация является сообщением, как только выражена на определенном языке.

Работа состоит из  1 файл

Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний

1.   Информация и знания как экономические  категории.

Информация - сведения об объектах и явлениях ОС, их параметрах, свойствах и состояниях, которые  уменьшают имеющуюся о них  степень неопределенности, неполноты знаний.

Следует помнить, что:

  • информация существует вне ее создателя;
  • информация является сообщением, как только выражена на определенном языке.

Знание — форма  существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы возникающие в еѐ процессе.

Знание в широком  смысле — совокупность понятий, теоретических  построений и представлений.

Знание в  узком смысле — признак определѐнного объѐма информации, определяющий еѐ статус и отделяющий от всей прочей информации по критерию способности к решению поставленной задачи.

Классификация знаний

1.1 По природе

  1. Декларативные (собственно знания)
  2. процедурные (о том, как получить новые знания)

1.2 По степени научности

1.2.1 Научные

    1. эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
    2. теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

1.2.2 Вненаучные

    1. паранаучными
    2. лженаучными
    3. антинаучными
    4. псевдонаучными
    5. обыденно-практическими
    6. личностными

1.3 По местонахождению

    • Формализованные - кодифицированные знания,  которые могут быть выражены в виде формул и всеобщих правил. - эквивалент информации
    • Неформализованные - субъективные знания,  которые связаны с действием и опытом, которые не являются четко выраженными. - сложно передать

Отличия информации и знаний:

• Информация доступна широкому кругу людей, знания - только создателю, т.к. их передача 
изменяет их первоначальные качества.

 

 



Информация    обладает    способностью     к    тиражированию,    стоимость    копирования

информации  стремится к 0.



Создание знаний требует  все большего объема данных



Знания обладают свойством  бесконечного возрастания.

Отличия управления знаниями от управления информацией

Хотя оба процесса направлены на сбор и распространение знаний - как выражаемых («явных»), так и не выражаемых словами («неявных»), - в рамках всей компании, управление информацией имеет дело лишь с первым видом знаний, т.е. со знаниями, которые можно выразить словами и записать. Не выражаемые словами знания, также называемые «неявными» знаниями, невозможно, в отличие от явных знаний, документировать и учесть, и они глубоко и неразрывно вплетены в практику работы предприятия. Эту практику работы часто называют «корпоративной культурой». Неявные знания включают в себя взаимоотношения между людьми, нормы поведения, общепринятые ценности и стандартные оперативные процедуры.

Повышение внимания к  управлению знаниями вызвано произошедшими  в последнее время изменениями  в следующих областях.

  • На практическом уровне осуществлен переход от индустриальной экономики к экономике, движимой знаниями, в которой доминирующее положение занимают предприятия, движимые знаниями, и отрасли, интенсивно использующие информацию.
  • На теоретическом уровне популярность завоевала ресурсная модель развития бизнеса, основанная на знаниях, и взгляд на компании как на обучающиеся организации.

2.   Информационный  менеджмент: понятие, сущность, виды.

Понятие «информационный  менеджмент» появилось относительно недавно - в конце 70-х годов прошлого столетия. Исторической точкой возникновения ИМ как понятия можно назвать 1957 г. В этом году в США число работников отрасли обработки информации сравнялось по численности с числом работников занятых в материальном производстве. Далее в США работники области обработки информации стали доминировать по численности. Последние десятилетия они составляют более 50% работоспособного населения, тогда как производственные рабочие составляют менее 20%, а сельского хозяйственные - менее 5%.

Особенностью дисциплины «Информационный менеджмент» то, что данная отрасль знания зародилась относительно недавно и является развивающейся. По существу ИМ не имеет пока ни устоявшейся терминологии, ни ставших классическими методик и решений. Под ИМ понимают широкий спектр: от технического обслуживания ИС до стратегического планирования.

Сегодня в процессе внедрения  в практику и развития информационных систем могут быть выделены

следующие этапы:

1. Применение компьютерной  техники, прикладного программного  обеспечения, сетевых технологий является для компании вопросом престижа, «продвинутости» руководства. Никто не требует от информационной системы какой-либо отдачи, и тем более экономической эффективности.

 

  1. Информационные технологии, информационные системы применяются на уровне оперативного управления предприятием, организацией - накопление, хранение, классификация, первичная обработка информации.
  2. Информационные системы применяются для решения бизнес задач предприятия, организации.

Сфера информационного  менеджмента:

в узком смысле - круг задач управления производственного и технологического характера в сфере

основной деятельности организации, в той или иной мере использующих ИС и реализованные  в ней

ИТ;

в широком смысле - совокупность задач управления на всех этапах жизненного цикла организации,

включающая действия и операции как с информацией  в различных ее формах и состояниях, так и с

организацией в целом  на основе информации.

ИМ- это управление работой предприятия, осуществляемое на основе комплексного использования всех видов информации, имеющихся на самом предприятии и за его пределами.

ИМ- совокупность известных методов управления информацией, поддерживаемых развитием инф. Технологий, а также потребностями конечного пользования.

Концепция информационного  менеджмента объединяет следующие подходы:

  1. экономический, рассматривающий вопросы привлечения новой документированной информации, исходя из соображений полезности и финансовых затрат;
  2. аналитический, основанный на анализе потребностей пользователей в информации и коммуникациях;
  3. организационный, рассматривающий информационные технологии в их влиянии на организационные аспекты;
  4. системный, рассматривающий обработку информации на основе целостного, системно ориентированного, всеохватывающего процесса обработки информации в организации и уделяющий особое внимание оптимизации коммуникационных каналов, информации, материальных средств и других затрат, методов работы.

ИМ- управление информацией  и управление с помощью информации

Цель информационного  менеджмента: повышение эффективности деятельности предприятия на

основе использования  информационных систем (ИС) и технологий (ИТ).

Предмет   информационного   менеджмента:   процессы   создания,   эксплуатации   и   развития  ИС

предприятия.

Объекты ИМ-

  • информация (основной производственный материал)
  • ИТ (последовательность действий по преобразованию информации)
  • ИС (совокупность спец.средств по преобразованию информации, среда предприятия, менеджмент)

5

 

Информационные  технологии (ИТ) - совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационная система (ИС) включает всю инфраструктуру организации, задействованную в процессе управления всеми информационными, документальными потоками.

Информатизация - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий с целью удовлетворения информационных потребностей на основе формирования и использования информационных ресурсов посредством современных информационных технологий и развитой инфраструктуры.

Информатизация ведется  путем тесного взаимодействия между собой процессов совершенствования создания документированной информации, методов улучшения порядка и технологии ее сбора, накопления и хранения, процессов потребления обработки, поиска и распространения информации; механизмов создания и развития средств обеспечения (программных, технических, лингвистических, правовых, организационных по документированию информации, организационных по выполнению информационных процессов).

Виды  ИМ

  • Стратегический
  • Операционный

Стратегический - планомерное определение долгосрочных целей и выбор путей их достижения:

Управление персоналом

Управление  технологической средой

Управление развитием  и обслуживанием

Управление планированием  и контролем

Управление  защищенностью инф. Операционный ИМ включает

  • Оперативное ситуационное планирование
  • Управление     информационными     потоками     на    предприятии,     их    систематизацию    и предоставление информационных услуг.

Задачи информационного  менеджмента

1. Формирование  технологической среды ИС. Имеются в виду не проектные решения по созданию ИС, а решения менеджера как заказчика, по созданию технического задания для специалистов области ИТ и как исполнителя, по созданию технико-экономического обоснования для высшего менеджмента компании.

С позиции  стратегического менеджмента для  формирования технологической среды ИС компании необходимо решить вопросы:

• всегда ли стремиться использовать новейшие средства в области ИТ; возникает риск получения 
незавершенных технологических решений

6

 

  • выбор степени децентрализации ИС
  • выбор норм проектирования и эксплуатации ИС - международные нормы, отраслевые нормы,
  • нормативы одного определенного изготовителя
  • критерии (глобальные) выбора поставщика технологической составляющей ИС.

2. Развитие и обслуживание ИС. Существует очевидная взаимосвязь развития-обслуживания. 
Растущий объем обслуживания усложняет развитие ИС, приводит к росту невыполнимых планов на 
развитие ИС. Это связано как с затратами финансовых ресурсов, потерями возникающими в 
результате простоев ИС, так и с затратами человеческих ресурсов. Поэтому в рамках ИМ следует 
принимать решения о соотношении готовых ИС и собственных разработок; а также об их 
обслуживании.

3. Планирование в среде ИС. Различают стратегический ИМ, оперативный ИМ. Между уровнями 
менеджмента существуют отношения подчиненности. Цели, определяемые на стратегическом уровне 
менеджмента, реализуются на оперативном. Задачи оперативного ИМ решаются исходя из глобальных 
задач стратегического планирования и текущих задач ИС компании.

4. Формирование организационной структуры ИС. Организационная структура ИС должна 
однозначно соответствовать основной деятельности предприятия и во многих случаях структуре 
самого предприятия. Общепринятой основой для решения задач проектирования и организации 
области ИС является структурный подход. Изменение в структуре функционирования компании 
может приводить к существенным изменениям в структуре организации области ОИ.

Основные  тенденции в организационной  структуре ИС: децентрализация техническая, технологическая

внедрение    типовых    рабочих    мест,    использование    мощных    стандартных    проблемно-ориентированных пакетов

возникновение    информационных   центров,    занимающих   полным   комплексом    вопросов функционирования ИС

развитие так называемой «самоподдержки» пользователей; повышение роли ИС и соответственно информационных центров в иерархии компаний.

5. Использование и эксплуатация ИС. Использование ИС должно быть максимально эффективным с 
точки зрения использования мощностей ИС и занятости персонала. Эксплуатация ИС должна 
максимально удовлетворять интересы пользователей. Тенденции в эксплуатации ИС:

  • смещение интересов пользователей от вычислительных функций отдельных компьютеров в сторону использования информационных сетей
  • повышение требований к защищенности информации и ИС в целом
  • снижение интенсивности необходимого текущего обслуживания ИС.

Информация о работе Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний