Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:11, курс лекций
1. Информация и знания как экономические категории.
Информация - сведения об объектах и явлениях ОС, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Следует помнить, что:
информация существует вне ее создателя;
информация является сообщением, как только выражена на определенном языке.
Особенность OLAP-систем состоит в многомерности хранения данных (в противовес реляционным таблицам), а также в предрасчете агрегированных значений. Это дает пользователю возможность строить оперативные нерегламентированные запросы к данным с использованием аналитических измерений.
Кроме того, для OLAP-систем характерна предметная (а не техническая)
структурированность информации, позволяющая пользователю оперировать привычными экономическими категориями и понятиями. Типичным представителем программных продуктов этого класса является разработка корпорации Hyperion – OLAP-сервер Hyperion Essbase.
Средства обнаружения знаний (Data Mining). Соответствующие программные продукты обеспечивают выявление закономерностей в данных, позволяя аналитику получать качественно новую информацию (возможно, не содержащуюся в источнике данных явным образом) и таким способом формировать знания на основе данных. Здесь используются такие методы анализа данных, как фильтрация, дерево решений, ассоциативные правила, генетические алгоритмы, нейронные сети, статистический анализ.
25
Системы бизнес-интеллекта, включающие реляционные и многомерные базы данных, в свою очередь, служат основой для систем верхнего уровня аналитической пирамиды – аналитических приложений.
Сегодня принято говорить о целом комплексе средств, которые в совокупности называют системами бизнес-интеллекта (BI). В соответствии с рассмотренной выше аналитической пирамидой основными элементами BI-платформы являются хранилища данных и OLAP-системы.
Универсальным критерием определения OLAP как инструмента является тест FASMI (Fast Analysis of Shared Multidimensional Information – быстрый анализ разделяемой многомерной информации).
Fast (быстрый). Это свойство означает, что система должна обеспечивать ответ на запрос пользователя в среднем за пять секунд. При этом большинство запросов обрабатывается в пределах одной секунды, а самые сложные из них должны обрабатываться в пределах двадцати секунд.
Analysis (анализ). Система должна справляться с любым логическим и статистическим анализом, характерным для бизнес-приложений, и обеспечивать сохранение результатов в виде, доступном для конечного пользователя.
Средства анализа могут включать процедуры анализа временных рядов, распределения затрат, конверсии валют, моделирования изменений организационных структур и некоторые другие.
Shared (разделяемый). Система
разграничения доступа
к данным и одновременной работы
многих пользователей.
Multidimensional
(многомерный). Система должна
многомерное предоставление данных, включая полную поддержку множественных иерархий.
Information (информация). Мощность различных программных продуктов характеризуется количеством обрабатываемых входных данных. Разные OLAP-системы имеют разную мощность. При выборе OLAP-инструмента следует учитывать целый ряд факторов, включая дублирование данных, требуемую оперативную память, использование дискового пространства, эксплуатационные показатели, интеграцию с информационными хранилищами и т. п.
Аналитические приложения
Высший уровень аналитической пирамиды – уровень аналитических приложений (analytic applications). Это информационные системы, обеспечивающие потребности организаций в автоматизации процессов обработки, анализа и оптимизации бизнес-процессов. Здесь пользователь применяет привычные для него инструменты, обеспечивающие реализацию методик управления. Такие системы могут быть довольно разнообразными: от простейших электронных таблиц до специализированных приложений для решения задач бюджетирования, консолидации финансовой отчетности, бизнес-моделирования. Именно к этой категории относятся прикладные программные ВРМ-продукты.
Как следует из названия, аналитические приложения нацелены на проведение анализа, целью которого является более глубокое понимание и осознание того, что произошло,
26
происходит или произойдет. В этом смысле аналитические приложения действительно
отличаются от транзакционных систем, ориентированных прежде всего на обработку
отдельных операций, но в то же время дополняют их, образуя в совокупности
многофункциональную
комплексную систему
Для того, чтобы система могла считаться аналитическим приложением, она должна
удовлетворять следующим критериям:
– структурировать и автоматизировать процессы, способствующие повышению качества
управленческой информации, что, в свою очередь, приведет к повышению качества
принятия решений. Это достигается путем применения правил, процедур и технологий
(основанных на
бизнес-проблем;
– поддерживать аналитические функции, то есть действия по анализу данных, полученных
из самых разных источников (внутренних или внешних, финансовых или операционных),
включая анализ трендов и прогнозирование ситуации в будущем;
– представлять собой самостоятельный программный продукт, который может работать
независимо от транзакционных систем, но в то же время способный взаимодействовать с
ними «в обе стороны» как в части получения транзакционных данных, так и в части
обратной передачи результатов их обработки.
Более того, аналитические приложения часто имеют дело с нестандартными,
непредсказуемыми или редкими ситуациями. Такие ситуации могут возникать, например,
при запуске в производство нового продукта, моделировании новой корпоративной
структуры или создании нового подразделения, а также при оценке последствий слияний
и приобретений, пересмотре бюджетов и т. п.
Выделяют три основных
категории аналитических
– системы управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management);
– приложения для анализа опера
(Operations/P roduct ion Analysis);
– системы анализа взаимоотношений с клиентами (СRMAnalysis).
Системы класса Business Performance Management (BPM) предназначены для широкого круга задач: анализа и оптимизации финансовых индикаторов, определения стратегии развития компании, бюджетного планирования, финансовой консолидации. Системы бюджетирования и консолидации были созданы в числе первых готовых аналитических приложений, поскольку эти задачи хорошо проработаны методологичски, понятны большинству руководителей и применяются практически во всех отраслях.
В основе концепции ВРМ лежит идея непрерывного цикла управления. Таким образом, суть ВРМ как системы управления состоит в том, что она позволяет более системно и комплексно подойти к задачам управления сложной организацией. В рамках ВРМ задачи стратегического и тактического уровней оказываются логически и технологически увязанными в единый комплекс.
27
Системы управления логистическими потоками предприятия
При рассмотрении существующих в настоящее время специальных информационных систем управления логистикой предприятия следует выделить следующие основные группы данных систем:
системы управления ресурсами предприятия (MRP, MRP П, ERP)
системы управления цепочками поставок SCM
системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM
комплексные системы управления ресурсами предприятия (ERP II)
системы управления складом WMS
Системы управления ресурсами предприятия (MRP, MRP II, ERP) направлены на прогнозирование, планирование, контроль над материальными ресурсами на протяжении всего производственного цикла, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой продукции потребителям.
Система MRP основывается на системе расчетов, использующих данные основного производственного плана, при построении которого за исходную точку принимается ожидаемый (фактический) спрос на готовую продукцию. Основной производственный план разрабатывается исходя из прогноза спроса или информации о принятых к исполнению (плановых) заказах с утвержденными (ожидаемыми) датами поставок, а также о потребностях в пополнении страховых запасов и обеспечении дистрибьюторских центров. Используя данный план как отправную точку, по алгоритму MRP рассчитываются необходимые для реализации производственного плана объемы материалов, компонентов и деталей с учетом требуемой даты выполнения плана. Таким образом, MRP-системы в большей степени направлены на выполнение задач сбора и хранения информации, а также планирования и прогнозирования материальных потоков предприятия. В настоящее время системы MRP достаточно редко используются ввиду постоянного развития и совершенствования новых ИС.
Система планирования производственных ресурсов MRP II является результатом развития MRP-систем. MRP II сочетает в себе функции планирования из MRP и новые функции управления складами, снабжением, продажами и производством.
Основной целью внедрения ERP-
28
В качестве примеров систем ERP можно привести следующие: 1С Предприятие фирмы 1С, AgroClever от Ситроникс информационные технологии, AVA ERP от AVA Systems, Renaissance от ROSS, JD Edwards EnterpriseOne & JD Edwards World от Oracle, Microsoft Dynamics от Microsoft, SAP R/3 и mySAP от SAP компании Бизнес Консалтинг Групп, Галактика ERP от корпорации Галактика, «Парус-Предприятие 8 (on Oracle)» Корпорации ПАРУС и др.
Таким образом, информационные системы, относящимся к ERP и MRPII, могут быть использованы для решения следующих логистических задач предприятия:
. финансовый учет и оперативное управление финансами;
• управление проектами.
Системы управления
взаимоотношениями с клиентами
CRM - это информационные системы, предназначенные для автоматизации стратегии
компании по работе с клиентами, в частности, для повышения уровня продаж,
оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путѐм сохранения
информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения
бизнес-процедур и последующего анализа результатов.
Внедрение системы CRM позволяет реализовать следующие задачи логистики
предприятия:
29
Следует отметить, что наряду с CRM-системами получают распространение и иные программные приложения для работы с клиентами, в т.ч. программно-аппаратные решения для Call-центров и системы технической поддержки внешних и внутренних заказчиков (компьютерные системы класса Service Desk).
В качестве примеров коммерческих информационных систем управления взаимоотношениями с клиентами можно привести следующие решения: Infor СRМ Epiphany, SAP СRМ, 1С CRM ПРОФ, Siebel, PeopleSoft СRМ, Microsoft Dynamics CRM, Amdocs СRМ CES, Firstwave СRМ, КОМПАС: Маркетинг и менеджмент и др.
Системы управления цепочками поставок SCM
Системы управления цепями
поставок предназначены для
В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:
SCP - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют компьютерные системы
для расширенного планирования и формирования календарных графиков, а также
системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного
управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование
структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать
Информация о работе Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний