Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:11, курс лекций
1. Информация и знания как экономические категории.
Информация - сведения об объектах и явлениях ОС, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Следует помнить, что:
информация существует вне ее создателя;
информация является сообщением, как только выражена на определенном языке.
За ней следует прямой участок, зрелость технологии, когда никакие дополнительные вложения не приведут к повышению прибыли. Успеха достигают те компании, которые в этой точке кривой переходят на технологии следующего поколения.
В основе данного метода лежит положение о том, что технологии ограничены в своем развитии, и важно определить, когда достигнут предел.
S-образная кривая технологии
Кривая технологических тенденций — метод, также связанный с S-образной кривой развития технологии. Эта кривая помогает обеспечить руководство информацией о природе и объемах различных технологических проектов, в которые должны быть произведены инвестиции. Другими словами, она представляет собой простой способ изучения портфеля капиталовложений в ИТ, обеспечивая высокий темп работы компании.
В любой точке во времени технологии могут быть охарактеризованы как
протяженные, передовые или просачивающиеся.
Возраст протяженных ИТ обычно превышает 4–5 лет, и примерами таких систем могут быть системы управления запасами и отчетов по рабочей силе. Эта технология жизнеспособна, но ее поддержание и реорганизация может потребовать больших расходов. Обычно к этой категории относится не более 10–25% технологий компании.
Передовые технологии сравнительно новые, их возраст — 2–4 года. Они дают компании определенные преимущества в конкурентной борьбе (например, уменьшают затраты), помогают выполнять важнейшие функции компании. Большинство технологий компании (от 50% до 70%) должны относиться к данной категории.
Просачивающиеся технологии — это новейшие механизмы, находящиеся в стадии развития. Хотя краткосрочная прибыль и отдача от них может быть не очень существенной, они могут обеспечить выживание компании в будущем. В зависимости от типа отрасли и конкуренции, 10–25% капиталовложений должны осуществляться в просачивающиеся технологии. Таким образом, тенденции технологии обеспечивают способ оценки портфеля капиталовложений в технологию.
4.Четырехступенчатый
подход к осуществлению оценки
Фаза 1: Исследование
В данной фазе преследуются две цели. Первая из них — развитие основ представлений о том, что нужно оценивать в зависимости от стадии инвестирования компании. Вторая цель — выбор подхода к анализу данных в соответствии с методикой. Капиталовложения в ИТ зависят от характера инвестиции (стратегический или операционный), степени новизны технологии.
Фаза 2: Вовлечение
Вовлечение персонала. Эта фаза направлена на организационные аспекты окупаемости ИТ. Есть мнение, что в большинстве случаев неудачи ИТ носят не технический, а управленческий характер.
Обеспечение вовлечения
потребителей. Если мы планируем оценить рыночную
стоимость капиталовложений
в ИТ, важно обеспечить участие бизнесменов
в определении
объекта оценки. «ИТ должны быть приведены
в соответствие с общим подходом
компании к вопросу о том, что составляет
стоимость и как ее можно оценить». В этом
случае есть возможность обнаружить недостатки
в процессе оценки окупаемости ИТ,
особенно если результаты не оправдывают
ожиданий потребителей. Потребители также
являются источником данных эффективности
функционирования, необходимых для
осуществления анализа. Хотя информация
о расходах доступна для бухгалтерии,
показатели эффективности функционирования
обычно находятся в операционной
документации, доступной потреб
соответствующих показателей и создание экономической модели будет затруднено.
Определение материальных и нематериальных показателей.
Критерии оценки в этом пункте могут быть весьма простыми, например время, затраченное на предоставление клиенту услуг в ответ на телефонный звонок или на выполнение заказа. Однако нематериальные показатели бывает сложно проанализировать. При участии потребителей можно выбрать и согласовать подходящие показатели для выполнения соответствующего анализа.
Обоснование проекта оценки окупаемости ИТ. Одним из самых сложных вопросов является необходимость доказать организации, что затраты времени и средств компании на проведение анализа оправданы.
Обоснование проекта оценки рентабельности ИТ проще осуществить, когда компания ощущает некоторые опасные «симптомы», например общее недовольство информационными системами, угроза потери рыночной доли, жалобы клиентов или сложности при выборе между инвестированием в информационные технологии и другими инициативами.
Фаза 3: Анализ
На этом этапе данные собираются, анализируются и обобщаются для того, чтобы стали возможными целенаправленные действия.
Проведение анализа. Необходимо выбрать одну или несколько методик, которые будут соответствовать целям потребителей. Выбор инструмента анализа зависит также от степени доступности данных. Важнейшими вопросами, которые должны быть рассмотрены, являются: эффект запаздывания, переменные контроля и фактор согласования.
Обработка данных о составляющих. Результаты статистического анализа будут бессмысленными, если их не перевести в понятия бизнеса.
Фаза 4: Связь
Показателем хорошего уровня связи является то, что участники проекта осознают значимость оценки окупаемости ИТ и включают ее в свои рабочие планы.
Обеспечение обратной связи и практических действий. В контексте окупаемости ИТ передача результатов приносит пользу потребителям. Они ощущают себя частью процесса и осознают, что в обмен на предоставленную информацию получают некие преимущества. На данном этапе результаты анализа разбиваются и распространяются по функциональным областям, что приносит большую пользу компании.
Считается, что переход
от результатов анализа к
Оформление
тенденции к оценке окупаемости
ИТ. Оценка эффективности
функционирования играет важную роль
для обеспечения успешной деятельности
организации, потому что невозможно совершенствовать
то, что нельзя измерить. На
последнем этапе заключительной фазы
оценка окупаемости должна превратиться
в
тенденцию внутри организации.
сбалансированной системы показателей. Возможно, через некоторое время эти показатели вызовут необходимость проведения еще одного анализа окупаемости новой технологии или реорганизованного процесса. Это приведет к возврату на первую фазу модели ИВАС и повлечет за собой новый проект по оценке окупаемости ИТ. Однако на этот раз компания будет уже в более выгодном положении, имея опыт, полученный при оценке окупаемости информационных технологий. К тому же отработанная система оценки не потребует дальнейшей модификации. В этом отношении модель ИВАС представляет собой инструмент оценки всего цикла инвестирования и окупаемости.
Описанная выше четырехступенчатая модель ИВАС не является исчерпывающей. В зависимости от природы бизнеса, можно объединять этапы или добавлять дополнительные. Кроме того, один и тот же этап может отнимать различное количество времени и усилий в зависимости от стадии инвестирования ИТ, прошлого опыта по оценке окупаемости и уровня развития инструментов анализа внутри организации.
Основные группы методов оценки эффективности инвестиций
Оценка экономической
эффективности ИТ-проекта
Три категории методов: традиционные (финансовые, количественные), качественные (эвристические) и вероятностные.
Финансовые методы
Основные финансовые методы определения инвестиций в ИТ:
Качественные методы оценки
Качественные методы
базируются на одной идее - целей, приоритетов
и показателей по ним. В этих методах,
называемых еще эвристическими, предпринята
попытка дополнить количественн
Benchmarking (Бенчмаркинг)
Customer Insight
Information Economics (Методи информационной экономики)
IT Portfolio Management
IT Scorecard
Вероятностные методы
прикладная информационная экономика (Applied Information Economics) справедливая цена опционов (Real Options Valuation, ROV). EVS (обеспеченная экономическая стоимость)
К вероятностным методам оценки экономического эффекта от ИТ-проекта близко примыкает статистический метод (некоторые относят его именно к вероятностным, поскольку эффект, который возможен, по статистике совсем не обязателен). Количество внедрений различных ИТ-технологий за рубежом, а также то, что ведется довольно внятная и четкая статистика, позволяет сделать некоторые качественные выводы. Конечно, надо сказать, что отнюдь не все менеджеры компаний воспринимают обоснования будущего эффекта от ИТ-проектов, базирующиеся на этих данных.
Среднестатистические мировые показатели эффекта от внедрения ИТ-систем
Показатель |
Средние внедрения |
Лучшие внедрения |
Снижение количества задержек при поставках продукции заказчикам |
90% |
97% |
Уменьшение неснижаемых остатков на складах материалов |
30% |
45% |
Повышение оборачиваемости запасов |
20% |
30% |
Сокращение НЗП |
17% |
25% |
Повышение оборачиваемости средств в области реализации готовой продукции |
12% |
21% |
Повышение производительности работников и оборудования |
10% |
17% |
Снижение затрат на закупку материалов и комплектующих |
4% |
6% |
Надо сказать, что вероятностные методы нечасто используются для оценки будущего эффекта от ИТ-проекта. Метод прикладной информационной экономики очень субъективен и вообще мало похож на конкретную методику. Метод справедливой цены опциона, напротив, очень конкретен, но достаточно труден и требует большого времени для анализа.
Как правило, компании не используют какой-то один конкретный метод оценки экономического эффекта от ИТ-проекта, которому они очень доверяют. Опыт показывает, что в разных ситуациях ближе к истине оказываются разные методы. Часто компании используют сразу четыре метода - два финансовых и два нефинансовых. Именно на основании таких оценок экономической эффективности уже можно принять оптимальное решение, запускать ли Ит-проект или нет и определиться, какой из ИТ-проектов компании более выгоден.
Обычная классификация дает представление о назначении и сфере применимости описываемых методик, но она не позволяет оценить степень их корреляции между собой, а также границы применимости. Под границами применимости подразумевается применяется ли методика для целей планирования или для оценки фактических результатов. Подходы к оценке планируемых результатов и фактических результатов отличаются друг от друга.
Так как методики, относящиеся к разделу «качественные», представляют собой, по большей части, не измерители конкретных показателей, а управленческие подходы, их использование предполагает относительно долгосрочное применение. Поэтому на каком-то этапе та или иная модель может использоваться как для целей прогнозирования, так и для оценки фактических данных, осуществляемой с учетом накапливающейся информации.
Модель ТСО принципиально отличается по природе от остальных, представленных в настоящей статье, так как предполагает определение затрат, которое возможно произвести как на этапе планирования, так и на этапе оценки фактически полученных результатов. Это не должно вводить читателя в заблуждение.
У каждого метода есть свои минусы. Именно поэтому, чтобы более полно проиллюстрировать конечный эффект от внедрения ИТ-систем, помимо финансовых методов мы вынуждены использовать методы нефинансового анализа. И применение всех трех групп методов в конце концов приводит нас к верной оценке эффективности ИТ-систем.
Информация о работе Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний