Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:11, курс лекций

Описание

1. Информация и знания как экономические категории.
Информация - сведения об объектах и явлениях ОС, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Следует помнить, что:
информация существует вне ее создателя;
информация является сообщением, как только выражена на определенном языке.

Работа состоит из  1 файл

Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

пользователям виртуальное информационное        пространство        для        осуществления

электронной коммерческой деятельности. Может быть организована в формате 
электронного аукциона, позволяя проводить сделки в он-лайн режиме между удаленными 
участниками, фактически выступая в роли биржи, например, www.goszakupki.by. 
Существуют как узкопрофильные площадки, ориентированные на строго определенные 
тендеры, так и универсальные, предлагающие широкий спектр услуг и товаров. 
Привлекательность для потенциальных пользователей электронных        площадок

обусловлена их доступностью, возможностью охвата целевой аудитории, скоростью и простотой поиска нужной деловой информации.

 

Информационные системы управления предприятием

Для реализации задач операционного функционирования и управления ИС компании может включать в себя следующие системы: Стратегический уровень: исполнительные системы -

Executive Support Systems (ESS);

Управленческий уровень:

  • тактические  управляющие  информационные  системы   -  Management  Information Systems (MIS);
  • системы поддержки принятия решений - Decision Support Systems (DSS);
  • уровень знаний:
  • системы знания - Knowledge Work System (KWS);
  • системы автоматизации делопроизводства - Office Automation Systems (O AS)
  • эксплуатационный уровень: системы диалоговой обработки запросов - Transaction Processing Systems (TPS).

Решения, принимаемые на различных уровнях управления разделяются на структурированные и не структурированные. Неструктурированные решения -оригинальные, не имеют четкой методики их принятия, следовательно, не формализованные и интуитивные.

Структурированные решения - повторяемые, имеют разработанную методику их принятия, следовательно, формализованы. Частично структурированные проблемы находятся между структурированными и неструктурированными проблемами

На уровне оперативного управления чаще всего использую  структурированные решения. На стратегическом уровне управления решаются не структурированные проблемы. Однако на тактическом уровне управления и на уровне формирования знаний часто решаются слабо структурированные задачи.

Системы диалоговой обработки запросов (TPS) - системы ОИ, обеспечивающие операционный уровень производственной деятельности, обслуживают эксплуатационный уровень организации. Система диалоговой обработки запросов - АИС, которая выполняет и рассчитывает рутинные транзакции, необходимые для выполнения функциональных задач бизнеса.

Примеры - системы электронных платежей, бухгалтерского учета, складского учета, системы управления запасами, первичного кадрового учета, системы бронирования, документооборота, почтовые системы.

На     эксплуатационном     уровне     задачи,     ресурсы     и     цели     предопределены     и высокоформализованы.    Например,    решение    о    предоставлении    кредита    клиенту принимается управляющим низшего уровня согласно предопределенным критериям. Единственно, что должно быть определено - соответствует ли клиент критериям.

Системы работы знания и автоматизации делопроизводств (KWS) и системы автоматизации делопроизводства (OAS) обслуживают информационные потребности на уровне знаний организации. Системы работы знания помогают работникам знания, в то время как системы автоматизации делопроизводства прежде всего помогают обработчикам данных.

Работники знания -   это специалисты, занимающиеся   исследовательской   работой, проектировщики, инженеры, врач, юристы, дизайнеры и  т.д. Их работа состоит прежде всего в глубокой  обработке информации, в создании новой информации.

Сотрудники сферы обработки данных состоят прежде всего из секретарей, бухгалтеров,

делопроизводителя или менеджеров линейного уровня, чья работа должна главным образом использовать или распространять информацию.

Системы автоматизации делопроизводства (OAS)  -  информационные приложения, технологии, разработанные, чтобы увеличить производительность труда обработчиков данных в офисе.

Управляющие  информационные  системы  (MIS) - обслуживают  управленческий уровень организации, обеспечивая менеджеров докладами,  в некоторых случаях  с интерактивным доступом к текущей работе организации и историческим отчетам. Обычно они ориентируются почта исключительно на внутренние, не относящиеся к окружающей

среде результаты. MIS прежде всего обслуживают функции планирования, управления и

принятия  решений на управленческом уровне. MIS суммируют результаты и докладывают

относительно основных действий компании.

Характеристика  управляющих информационных систем:

MIS поддерживают структурированные и  слабоструктурированные решения   на эксплуатационном и управленческом уровне.

MIS ориентированы  для отчетов  и  контроля. Разработаны, чтобы помогать обеспечивать

текущий  учет действий.

MIS имеют немного аналитических возможностей.

MIS помогают в принятии решений, используя прошлые и настоящие данные.

MIS относительно негибки.

MIS имеют скорее внутреннюю, чем внешнюю ориентацию.

Информационные требования известны и устойчивы.

MIS часто требуют длинного анализа и проектирования процесса.

Системы поддержки  принятия решений (DSS) существенно отличаются от MIS. Это компьютерные системы, почти всегда интерактивные, разработанные, чтобы помочь менеджеру среднего или высшего уровня в принятии решений. DSS включают и данные, и модели, чтобы помочь сотруднику уровня управления решить возникающие бизнес-проблемы, особенно те, которые плохо формализованы. Данные часто извлекаются из системы диалоговой обработки запросов или базы данных. Модель, заложенная в основу системы, может быть простой типа «доходы и убытки», чтобы вычислить прибыль при некоторых предположениях, или комплексной типа оптимизационной модели для расчета загрузки для каждой машины в цехе. DSS не всегда оправдываются традиционным подходом стоимость - прибыль; для этих систем многие из выгод неосязаемы, типа более глубокого принятия решения и лучшего понимания данных.

DSS специализированы по специфическим решениям или классам решений типа маршрутизации, формирования очередей, оценки  и т.д.   В основной концепции DSS обещают конечному пользователю управление  данными и  инструментальными средствами.

DSS   разработаны,   чтобы   поддержать   слабоструктурированный   и   неструктурированный

прикладной  анализ. Принятие решений  включает четыре стадии: распознавание, проект,

выбор    и    реализация.   DSS    предназначены,   чтобы   помогать   проектировать,   оценивать

альтернативы и контролировать процесс реализации.

Характеристика  систем поддержки принятия решений:

DSS предлагают гибкость пользователей, адаптируемость и быструю реакцию.

DSS     обеспечивают     поддержку     для     решений     и     проблем,     которые     не     могут     быть

определены заранее

DSS используют сложный анализ и инструментальные средства моделирования.

DSS    имеют    большую    аналитическую    мощность,    чем    другие    системы:   они    включают

различные варианты моделей  для анализа данных.

Системы  DSS интерактивны,  пользователь может изменять предположения и включать

новые данные.

Системы  поддержки  принятия решений  помогают находить ответы  не только на прямой

вопрос «что будет, если?». Типичные вопросы по системам поддержки  принятия решений

(DSS):

  1. Анализ     примеров     (case     analysis)     -     оценка     значений     выходных    величин     для заданного набора значений входных переменных
  2. Анализ чувствительности   - Исследование поведения результирующих переменных в зависимости от изменения значений одной или нескольких входных переменных.
  3. Анализ    возможностей     -     нахождение    значений    входной     переменной,    которые обеспечивают желаемый конечный результат (поиск целевых решений).
  4. и др

Исполнительные  системы поддержки принятия решений (ESS). Используются старшими менеджерами. ESS обслуживают стратегический уровень управления компанией. Они ориентированы на неструктурные решения и проводят системный анализ окружающей среды лучше, чем любые прикладные и специфические системы. ESS разработаны, чтобы включить данные относительно внешних результатов типа новых налоговых законов или конкурентов, но они так же выбирают суммарные данные из внутренних MIS и DSS. Они фильтруют, сжимают и выявляют критические данные, сокращая время и усилия, требуемые, чтобы получить информацию, полезную для руководителей.

В отличие от других типов  информационных систем ESS не предназначены для решения определенных проблем. Вместо этого ESS обеспечивают обобщенные вычисления и передачу данных, которые могут применяться к изменяющемуся набору проблем. ESS имеют тенденцию использовать меньшее количество аналитических моделей, чем DSS. Аналитическая пирамида  средств ОИ

Информационную     инфраструктуру    компании     можно    представить    в     виде    нескольких

иерархических уровней,   каждый  из которых  характеризуется степенью агрегированности

информации и своей ролью в процессе управления.

В    качестве    примера    схематического    представления    информационной    инфраструктуры

можно        привести        так       называемую        аналитическую       пирамиду       (analytical       stack),

разработанную компанией Gartner. В этой иерархии прослеживаются несколько уровней:

– уровень транзакционных систем;

–   уровень   систем   бизнес-интеллекта,   включая   хранилища   данных,   витрины   данных  и

OLAP-системы;

– уровень аналитических приложений.

Основанием аналитической пирамиды служат ERP и другие транзакционные системы. По мере движения от основания пирамиды к ее вершине происходит постепенное преобразование детальных операционных данных в агрегированную информацию, предназначенную для поддержки принятия управленческих решений.

Отнести тот или иной программный продукт к какому-либо одному классу не всегда возможно, поскольку  многие системы позволяют решать аналитические задачи нескольких категорий.

Уровень транзакционных  систем

К числу транзакционных относятся ERP-системы, автоматизированные банковские системы (АБС), биллинговые системы, учетные системы и некоторые другие. Часто для обозначения таких систем используется термин OLTP (On-Line Transaction Processing – обработка транзакций в режиме реального времени). Эти системы представляют собой источники первичной информации, используемой для аналитической обработки. Данные из этих источников требуется собрать, структурировать и представить в виде, удобном для принятия решений. Сами транзакционные системы тоже содержат некоторые аналитические возможности, но, строго говоря, не относятся к категории аналитических систем. В то же время именно они являются поставщиками информации для систем бизнес-интеллекта и аналитических приложений.

Одним из основных типов транзакционных систем являются системы класса ERP, именно они служат важным источником данных для после дующего   анализа.

Передача данных из транзакционных систем в аналитические приложения может производиться как последовательно, через все обозначенные ярусы аналитической, так и более коротким путем, минуя один или несколько уровней.

Системы бизнес-интеллекта

Понятие систем бизнес-интеллекта (Business Intelligence) объединяет различные средства и технологии анализа и обработки данных масштаба предприятия. Среди BI-систем можно выделить такие составляющие, как: хранилища данных (Data Warehouse), витрины данных (Data Marts), инструменты оперативной аналитической обработки (On-Line Analytical     Processing,     OLAP),    средства    обнаружения    знаний    (Data    Mining),    а    также

24

 

инструменты конечного  пользователя, предназначенные для  выполнения запросов и построения отчетов.

Хранилища данных (Data Warehouse) находятся на следующем после транзакционных систем уровне аналитической пирамиды. Хранилища определяются как «предметно-ориентированные, интегрированные, стабильные, поддерживающие хронологию наборы данных, организованные для целей поддержки управления, призванные выступать в роли «единого и единственного источника истины», обеспечивающего менеджеров и аналитиков достоверной информацией, необходимой для оперативного анализа и принятия решений».

Ценность хранилищ данных для менеджеров и экономистов  заключается в том, что это – некая база данных масштаба предприятия, которая содержит определенную аналитическую информацию, обеспечивает ее оперативное представление в удобном для пользователя виде и обладает структурой, учитывающей отраслевую специфику деятельности организации.

Витрины данных (Data Marts), как и хранилища, представляют собой

структурированные информационные массивы, но отличие состоит в  том, что витрины в еще большей  степени являются предметно-ориентированными. Как правило, витрина содержит информацию, относящуюся к какому-либо определенному  направлению деятельности организации. Поэтому информация в витрине данных хранится в специальном виде, наиболее подходящем для решения конкретных аналитических задач или обработки запросов определенной группы аналитиков. OLAP-системы  (On-Line Analytical Processing).

Под термином OLAP понимают системы аналитической обработки данных в режиме реального времени. OLAP-системы могут обеспечить решение многих аналитических задач: анализ ключевых показателей деятельности, маркетинговый и финансово-экономический анализ, анализ сценариев, моделирование, прогнозирование и т. д. Такие системы могут работать со всеми необходимыми данными, независимо от особенностей информационной инфраструктуры  компании.

Информация о работе Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний