Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:11, курс лекций

Описание

1. Информация и знания как экономические категории.
Информация - сведения об объектах и явлениях ОС, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Следует помнить, что:
информация существует вне ее создателя;
информация является сообщением, как только выражена на определенном языке.

Работа состоит из  1 файл

Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

различные ситуации, оценивать  уровень выполнения операций, сравнивать плановые и

текущие показатели.

SCE - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

При помощи SCM могут быть реализованы следующие логистические задачи:

планирование и прогнозирование  спроса и предложения;

выбор поставщиков и управление закупками;

выполнение заказа и  послепродажного обслуживания;

управление  складом;

управление отгрузкой, транспортировкой;

решение оптимизационных  задач;

анализ эффективности  отдельных элементов системы  поставок. Достоинством   систем   SCM  является   возможность   их   использования   для   решения оптимизационных логистических задач, в т.ч.:

30

 

задачи управления запасами;

задачи распределения  ресурсов;

задачи календарного планирования (теории расписаний);

задачи транспортного  типа (выбора маршрутов перевозок);

задачи сетевого планирования и управления;

задачи планировки и  размещения объектов. Для решения  данных задач используется линейное и целочисленное программирование, а также комбинаторная оптимизация (Constraint programming).

В качестве примеров SCM систем можно привести следующие: DigitaLogistix, Extended Enterprise Management (EEM), Infor: Logistics, Microsoft Dynamics NAV SCM, Oracle Управление логистикой, SAP SCM, Парус-Управление логистикой и ряд других ИС.

Комплексные системы управления ресурсами предприятий ERP II

В информационных системах, относящихся к ERP II, сделана попытка объединения концепций ERP, CRM, SCM и электронной коммерции в единую систему управления всеми (внутренними и внешними) ресурсами предприятия.

Помимо расширения и углубления функциональности и использования возможностей Интернета характерной чертой новой концепции ERP II является тенденция к специализации систем на отраслевых/промышленных сегментах.

Таким образом, внедрение  систем ERP II позволяет выполнить практически все задачи, возникающие в рамках логистической системы предприятия, в том числе: .    хранение информации;

  • создание различных отчетов и аналитических документов;
  • учет и контроль над различными видами активов и информации, в т.ч. за товарами на складах, выполнением заказов и закупок;
  • разработка   планов   и   расписаний   движения   материальных   средств   внутри предприятия и за его пределами;
  • решение    оптимизационных   задач,    в    т.ч.    задачи    оптимизация   параметров транспортного процесса, задач календарного планирования

Системы управления складами WMS

Программные системы  автоматизации склада различаются  на системы учета товаров и  системы управления складом. Эти  системы различаются по предоставляемому функционалу, а также по степени участия операторов склада в принятии решений. Системы учета товаров только предоставляют операторам информацию о состоянии склада, необходимую для принятия решений. Далее человек вручную анализирует предоставленную информацию и на ее основе дает команды кладовщикам на складе.

31

 

Системы управления складами помимо предоставления информации способны решать разного рода оптимизационные задачи, выдавать задания работникам склада, отслеживать возникновение определенных ситуаций в работе склада, реагировать на разные события. Например, складская программа может определить, какому грузчику целесообразно поручить выполнение конкретной складской операции, исходя из текущего расположения грузчиков на территории склада.

Основные логистические  задачи, решаемые при помощи WMS:

•  настраиваемые правила складирования для максимизации использования складского пространства и/или производительности складских операций; гибкое управление заказами и группами заказов;

• автоматическое формирование и отправка заданий сотрудникам на комплектацию заказов;

• составление расписания отгрузки товаров с учетом приоритетов; контроль  состояния и получение информации о складских запасах в  режиме реального времени; проведение инвентаризации; управление и оптимизация хранения по срокам годности.

В настоящий момент, в  мире насчитывается порядка 300 WMS-решений. Среди них можно назвать WMS Infer, WMS SAP, WMS Manhattan, Made4Net, Solvo, Бухта, Фолио, 1С-Логистика, Awarda.

 

 

Инвестиции в ИТ: понятие, классификация, правила, критерии

эффективности.

В общем, под инвестициями можно понимать долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции подразделяются на краткосрочные (локальные задачи) и долгосрочные

Классификация инвестиций (1й подход)

  • Поддержание текущей инфраструктуры, без которой невозможно функционирование
  • Инвестиционные проекты, связанные с автоматизацией оперативных процессов, в т.ч. управленческих
  • Инвестиции в проекты, позволяющие повысить эффективность компании

Классификация инвестиций в ИТ (2й подход)

  1. Инвестиции в оптимизацию деятельности. (Support)
  2. Инвестиции в развитие новых технологий. (Brainware)
  3. Инвестиции в программные комплексы. (Software)
  4. Инвестиции в аппаратные комплексы. (Hardware)
  5. Инвестиции в инфраструктуру. (Infrastructure)

Этапы внедрения ИТ на предприятии

  • Инновация (перспективные технологии и решение об инвестировании)
  • Адаптация

.    Рационализация (разработка системы контроля)

• Зрелость

Принципы  инвестирования в ИТ:

  1. Рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла
  2. Сопоставимость условий сравнения различных проектов
  3. Принцип положительности и максимум эффекта
  4. Учет фактора времени
  5. Сотрудничество ИТ специалистов и менеджеров других отделов при принятии других решений
  6. Рассмотрение ИТ проекта как самостоятельного проекта
  7. Формирование системы показателей критических для данных компании
  8. Учет всех издержек, касающихся внедрения и эксплуатации
  9. Выявление экономических выгод
  10. Соотнесение предполагаемых результатов внедрения со стратегическими целями внедрения

 

Требования  к методам оценки эффективности

  1. Метод анализа д.б строго обоснован (не должен содержать противоречий)
  2. Метод должен учитывать случайных характер изменения во времени показателей информационной системы и разновременность показателей затрат и доходов
  3. Метод должен позволять с единых позиций подходить к разным классам систем управления в разных отраслях народного хозяйства и на разных этапах внедрения ИТ

Факторы, влияющие на эффективность инвестиций в ИТ

1. Внутренние

a. Организационные

b. Факторы конкурентного преимущества и снижения издержек

c. Фактор человеческих ресурсов

d. Деловые факторы

e. Технологические факторы

2. Внешние

a. Политические

b. Экономические

c. Социальные

d. Технологические

Оценка влияния данных факторов на эффективность инвестиций в ИТ может осуществляться при  помощи SWOT-анализа (Strength, Weaknesses, Opportunities and Threat).

Процесс утверждения  инвестиций в ИТ.

После разработки стратегии  предоставления ИТ-услуг, бизнес и ИТ-подразделение должны определить проекты и услуги, которые лучше всего поддерживают эту стратегию. Портфель ИТ-услуг содержит перечень этих проектов и услуг. Чтобы включить в портфель нужные проекты и услуги, необходимо:

  • Проекты должны быть согласованы со стратегическими ИТ-инициативами.
  • Составить список проектов в очереди, внедренных услуг и услуг, запланированных к выводу из эксплуатации.
  • Четкое  определение   приоритетов   и  налаженный  процесс утверждения новых проектов.
  • Разработка системы определения ценности услуг с точки зрения бизнес-целей.

Портфель ИТ-услуг  помогает согласовывать потребление  ИТ-ресурсов, оперативный бюджет и  стратегии инвестирования, поддерживающие предоставление ИТ-услуг. Основные пользователи портфеля — руководители бизнес-подразделений и ИТ, отвечающие за получение коммерческой ценности от инвестиций в ИТ.

Действия по разработке портфеля ИТ-услуг

• Определение структуры и состава портфеля ИТ-услуг.

.    Измерение ценности ИТ-услуг с учетом результатов работы компании.

• Анализ и утверждение концепций новых проектов. 
.    Публикация портфеля.

Метод «выбор/контроль/оценка»  для управления ИТ-проектами.

1. Фаза выбора

  1. Выбрать     ИТ-проекты,     которые    наилучшим     образом     могут     поддержать выполнение основных задач предприятия или его миссию
  2. Провести    идентификацию   и   анализ   рисков   по   каждому   проекту,   а   также показатели ожидаемого возврата инвестиций

 

  1. Фаза контроля 2.1. Показатели  риска должны оставаться в пределах нормы
  1. Фаза оценки

 

  1. Оцениваются фактические и ожидаемые результаты
  2. Оценивается        воздействие        проекта        на        эффективность        деятельности предприятия
  3. пересматриваются   принципы   управления   инвестиционными   проектами   в области ИТ

Использование модели зрелости для управления ИТ-инвестициями.

Оценка зрелости рассматривает  процессы управления ИТ-услугами исходя из целей, поставленных перед каждым процессом. Уровень зрелости процесса зависит от степени достижения цели. Выделяют 5 основных уровней:

  1. Начальный — характеризуется существованием процессов, однако деятельность по управлению ими незначительная, либо полностью отсутствует; в компании нет понимания важности самих процессов, им не оказывается должного внимания; ресурсов, выделенных для выполнения процессов, не предоставлено
  2. Цикличный — процессы определены, но им придается небольшое значение. Ресурсы выделены. Основные деятельности в отношении процессов нескоординированы, нерегулярны, не имеют направления
  3. Формализованный — процессы определены и документи-рованы, но по ним не существует формального соглашения, подтверждения и понимания их роли в деятельности ИТ как единого целого. Тем не менее, процессы имеют владельцев, формальные цели и задачи с выделенными ресурсами и сфокусированы на достижение

эффективности,   и   финансовой   целесообразности.   Отчеты   и   результаты   хранятся для использования в будущем

  1. Управляемый — процессы полностью определены и приняты в ИТ, ориентированы на оказание услуг; их цели и задачи основаны на потребностях бизнеса. Процессы полностью управляемы, имеют документированные взаимосвязи
  2. Оптимизируемый — процессы определены полностью, их цели и задачи синхронизированы с общими стратегическими целями бизнеса и ИТ. Процессы стали неотъемлемой частью повседневной деятельности каждого участника процесса. Самостоя-тельное непрерывное совершенствование является частью процессов

Уровни зрелости ITAM: стоимость и ROI

2 основных  положения:

  • Любой процесс может быть улучшен
    • Ни одно предприятие не может сразу перейти с начального уровня зрелости на высший

Принципы модели зрелости:

  1. Модель зрелости является структурой для широкого использования
  2. Является структурой для организационного усовершенствования
  3. Описываются характеристики процесса управления и инвестирования в ИТ
  4. Не    называются    все    факторы,    которые    могут    воздействовать    на    успех инвестирования
  5. Использует подход, нацеленный на процессы
  6. Не существует единственного правильного пути для реализации модели зрелости
  7. Интерпретация модели зрелости происходит с учетом особенностей организаций

Модель  Фостера для оценки влияния ИС на эффективность предприятия.

Каждая технология имеет  точку, которая ограничивает ее применение и существенные преимущества в конкурентной борьбе, которые она дает. Но после того как предел достигается, компании, которые осознали и перешли на использование технологий более высокого уровня, будут обладать постоянным преимуществом в конкурентной борьбе.

Инструментом для оценки уровня развития технологии может служить S-образная кривая технологии (кривая развития технологии). Она отображает выгоды, которые можно получить от нововведения, выводя так называемую функцию зрелости технологии. Во многих технологических окружениях рентабельность зависит от положения на кривой развития технологии.

На ранних стадиях  приходится много экспериментировать, поэтому большой отдачи не наблюдается. В восходящей части кривой окупаемость  достигает наивысшей точки, это  период наивысшего развития технологии.

Информация о работе Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний