Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:11, курс лекций

Описание

1. Информация и знания как экономические категории.
Информация - сведения об объектах и явлениях ОС, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Следует помнить, что:
информация существует вне ее создателя;
информация является сообщением, как только выражена на определенном языке.

Работа состоит из  1 файл

Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

Индекс развития ИКТ (The ICT Development Index ) - новый индекс, предложен Международным союзом электросвязи (ITU), который является ведущим учреждением ООН в области информационно-коммуникационных технологий и всемирным координационным центром для правительств и частного сектора в развитии сетей и служб. Это одна из старейших международных организаций, она была основана в Париже 17 мая 1865 года под названием Международного телеграфного союза. В 1934 году организация получила свое нынешнее название, а в 1947 году стала специализированным

13

 

подразделением     ООН.     В    настоящее     время     в     организацию     входит     191    страна    (по состоянию на сентябрь 2008 года).

Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU), специализированное подразделение ООН, определяющее стандарты в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), исследовал развитие ИКТ в 154 странах мира. Результатом этого исследования стал доклад, содержащий рейтинг развития стран в сфере ИКТ — ICT Development  Index.

Компоненты данного  индекса:

1) ИКТ инфраструктура   и показатели доступа

i.       Число  стационарных телефонов на 100 жителей 
ii.      Число используемых мобильных телефонов на 100 жителей 
iii.      Пропускная способность широкополосного интернета на

пользователя интернета (бит/сек) iv.     Доля домохозяйств, имеющих компьютер v.      Доля домохозяств, имеющих дома доступ к сети Интернет

2) Показатели  использования ИКТ

i.       Количество пользователей Интернет  на 100 жителей ii.      Число пользователей широкополосного интернета на 100 жителей iii.      Число постоянных пользователей мобильной связи на 100 жителей

3) Показатели  навыков и умений использования ИКТ

i.       Уровень грамотности взрослого  населения ii.      Доля учащихся   (специальное и высшее образование)

 

Одна из основных целей ICT Development Index заключается в том, чтобы измерить масштабы и тенденции в изменении глобального «цифрового разрыва». Исходя из понятия, что «цифровой разрыв» является относительным, что подразумевает сравнивание прогресса в развитии ИКТ между различными странами, отчет показывает, что общая величина глобального «цифрового разрыва» остается на неизменном уровне. Несмотря на значительное улучшения положения в развивающихся странах, разрыв между странами с развитыми ИКТ и странами с неразвитыми ИКТ сохраняется.

Поделив все страны мира на четыре группы в зависимости от уровней развития ИКТ, можно констатировать незначительное уменьшение «цифрового разрыва» между странами, находящимися в группе с «высокоразвитыми» ИКТ, и странами, относящимися к другим группам, пишут исследователи. Возможно, это объясняется увеличением уровней проникновения подвижной сотовой связи во многих странах, принадлежащих к группам с менее развитыми ИКТ. С другой стороны, результаты показывают также, что «цифровой разрыв» между странами с «высоким» и странами со «средним» и «низким» уровнями развития ИКТ несколько увеличивается. Это свидетельствует о том, что по мере того как информационные общества становятся все более зрелыми, уровни развития ИКТ постепенно выравниваются. Менее зрелые, но, тем не менее, достаточно развитые информационные общества уверенно растут, оставляя позади тех, кто находится на более низких ступенях.

14

 

В отчете ICT Development Index представлен новый инструмент, «корзина цен» на услуги ИКТ, который позволяет измерить и сравнить цены на них в различных странах. Он объединяет в себе среднюю стоимость услуг фиксированной телефонии, мобильной связи и широкополосного Интернета и сравнивает тарифы на пользование ИКТ. Общий разброс этого показателя составлял от 1,6% в развитых странах до 20% в развивающихся странах (2008г.), и от 0.3 до 22% в 2010 г.. Иными словами, между странами существуют значительные различия, основанные на уровнях дохода. Страны с высокими уровнями дохода платят относительно мало за услуги ИКТ, в то время как страны с низкими уровнями дохода платят относительно больше. Часто это объясняется очень высокими тарифами на услуги фиксированного широкополосного Интернета в некоторых развивающихся странах.

Самая низкая стоимость услуг ИКТ отмечена в Сингапуре и Соединенных Штатах Америки. Далее идут: Люксембург, Дания, Гонконг (Китай), Объединенные Арабские Эмираты, Тайвань, Швеция, Норвегия и Финляндия. Учитывая уровни доходов этих стран, они предлагают самые доступные в мире услуги ИКТ, стоимость которых составляет от 0,4 до 0,6% от ежемесячного дохода на душу населения. Во всех 25 странах с наиболее развитыми ИКТ, на оплату услуг этих технологий уходит менее 1% ежемесячного дохода. Для сравнения, стоимость корзины цен на услуги ИКТ 25 стран, находящихся в нижней части рейтинга, колеблется в пределах от 40% до 72% от ежемесячного дохода, что явно свидетельствует о том, что услуги ИКТ являются в ценовом отношении неприемлемыми для большей части населения этих стран.

Также сравниваются цены на каждый из трех видов технологий: фиксированную телефонию, подвижную  телефонию, широкополосный Интернет. Что  касается тарифов, лежащих в основе паритета покупательной способности, то самая низкая стоимость услуг  фиксированной связи зарегистрирована в Иране, за которым следует Тайвань (Китай) и Объединенные Арабские Эмираты; самая низкая стоимость услуг подвижной сотовой связи — в Гонконге (Китай), за которым следует Дания и Сингапур; а самая низкая стоимость услуг широкополосного Интернета в Соединенных Штатах Америки, за которыми следуют Канада и Швейцария.

Сравнение уровней развития ИКТ и цен на услуги ИКТ выявляет устойчивую взаимосвязь. В отчете подчеркивается, что страны с относительно низкими  ценами имеют относительно высокие уровни ICT Development Index; страны же с относительно высокими ценами имеют относительно низкий рейтинг в данном индексе. Международный союз электросвязи планирует публиковать «корзину цен» на услуги ИКТ на ежегодной основе, что позволит странам следить за изменением цен во временной динамике.

Индекс новой  экономики (1999г., США), на настоящий момент переименован в Индекс глобальной информационной экономики

1.     Рабочие места, требующие  высокой  квалификации

15

 

a. Количество инженеров на рынке труда каждой страны

b. Количество   квалифицированных работников  в  области  ИТ на рынке труда 
каждой страны

c. Количество руководящих работников на рынке каждой страны

d. Количество учащихся  в учебных заведениях в возрасте 17-34 лет

2. Глобализация экономики

a. Экспорт товаров, услуг

b. Прямые иностранные инвестиции за границу

c. Степень национальных протекционистских мер

3. Динамика экономики и конкуренции

a. Общая производительность (ВВП на 1 работника)

b. Мотивация работников

c. Управление процессами

d. Предпринимательство

e. Финансовое благополучие компании

f. Венчурный капитал (его наличие)

4. Трансформация в информационную экономику

a. Доступ к интернет

b. Степень развития электронной коммерции

c. Вложения в телекоммуникации

d. Используемые компьютеры

e. Мощность компьютеров (доля от общей мощности)

5. Возможности для внедрения технологии нововведений

a. Количество выданных патентов

b. Общий объем расходов на исследования и разработки

c. Общее     количество     работников     в     стране,     занятых    в     исследованиях    и 
разработках

Прочие индексы: .    Unated   Nations   Government  Readiness  Index  (Индекс   готовности  электронного правительства),     состоит     из:     веб-услуг     "электронного     правительства", телекоммуникационной   инфраструктуры   и   степени  готовности   населения  к подобному нововведению.

  • Networked Readiness Index — Рейтинг развития информационных технологий в странах мира, который выпускает Всемирный Экономический Форум. (разработана Information Technology Group, which worked at Harvard University's Center for International Development)
  • и др.

Методологические рекомендации международных организаций по совершенствованию  показателей уровня развития ИКТ  и подходов к их применению

1.   Обеспечить транспарентность  методов и показателей (открытость, прозрачность)

16

 

  1. Обеспечить международную сопоставимость показателей по изменению ИКТ
  2. Разработать национальные программы в области информатизации
  3. Обеспечить комплексный подход к измерению ИКТ
  4. Создать единую методологию по измерению ИКТ

3. Электронная торговля товарами и услугами.

 

 

 

Основы электронной торговли товарами и услугами.

Электронная торговля (Electronic trading, eTrading, e-Trading) — осуществление торгово-закупочной деятельности через Интернет.

Формы электронной торговли

C2C (customer to customer)

Для взаимодействия конечных потребителей с конечными потребителями  используются электронные торговые площадки, которые характеризуются  преобладанием лотов на продажу. В данном случае сайт выступает в  роли посредника между покупателем и продавцом. Например: auto.ru, ebay.com и др.

B2C (Business-to-Consumer)

В2С - термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между  организацией и частным, так называемым, "конечным" потребителем. Часто используется для описания деятельности, которую ведѐт предприятие, т.е., в данном случае, - продажа товаров и услуг, непосредственно предназначенных для конечного использования. Одним из наиболее популярных инструментов B2C является Интернет-магазин.

B2B (Business to Business)

В2В - термин, определяющий вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов, в данном случае — это юридические лица. Это сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес. Под понятием B2B также подразумеваются системы электронной коммерции, или системы электронной торговли — программные-аппаратные комплексы, являющиеся инструментами для осуществления торгово-закупочной деятельности в сети интернет. В западных странах, под термином В2В часто понимается обеспечение каких-нибудь производственных фирм сопроводительными услугами, дополнительным оборудованием и т. д.

Однако в общем смысле определению B2B соответствует любая  деятельность, направленная на клиентов, которые являются юридическими лицами. Основная задача систем В2В — повышение  эффективности работы компаний на В2В-рынке  за счѐт снижения затрат на подготовку торговых процедур и расширения географии бизнеса до масштаба всего мира. Межфирменная торговля в Интернете осуществляется через системы электронной торговли, посредством организации торговых площадок, на которых компании могут выступать и в качестве заказчиков (покупателей), и в качестве поставщиков (продавцов). Некоторые системы электронной торговли предлагают клиентам дополнительные сервисы, такие как привлечение поставщиков под торговые процедуры, расчет логистики, услуги перевода на иностранные языки, разработка собственной торговой площадки под клиента и др. Ядром системы выступают торги на

понижение между проверенными потенциальными компаниями-поставщиками в режиме реального времени. Рынок  услуг B2B в России находится на стадии формирования.

В задачи B2B систем также входит:

- организация взаимодействия  между предприятиями (может быть  связано с торговлей, обменом  технологиями, опытом, инвестиционной  деятельностью и т. д.); - построение защищѐнных надѐжных каналов обмена информацией между фирмами; - координация действий предприятий и совместное их развитие на основе информационного обмена.

Классификация B2B-систем

B2B-системы различаются по набору предлагаемых функций:

1. корпоративный сайт компании: предназначен для общения с партнѐрами и 
контрагентами, содержит информацию о компании, персонале, руководстве, продукции, 
описание услуг.

  1. интернет-магазин — предназначен для сбыта продукции, может быть встроен в корпоративный сайт. Он позволяет размещать заказы, проводить электронные платежи, обеспечивать доставку.
  2. служба закупок снабжения ищет поставщиков, получает коммерческие предложения, осуществляет   электронные платежи, контролирует выполнение заказов.
  3. информационный сайт — предназначен для размещения информации об отрасли, входящих в неѐ компаний, параметров состояния рынка, отраслевых стандартов.

5. брокерские сайты выполняют роль посредников между покупателями и продавцами.

6. электронные торговые площадки (ЭТП): предназначены для непосредственного 
осуществления торгово-закупочной деятельности. ЭТП, как правило, выполняются в виде 
отдельных сайтов, и на них создаются рабочие места для предоставления пользователям 
целого ряда услуг.

7. профессиональные b2b-медиа продукты — это продукты (газеты, журналы, отраслевые 
каталоги, информационные бюллетени), нацеленные исключительно на профессионалов 
работающих в определѐнной сфере либо отрасли. B2B-издания могут быть посвящены 
вопросам менеджмента, логистики, продажам, финансам, различным секторам экономики 
и т. д. Как правило, данные издания потребляются исключительно с целью получения 
информации, необходимой для работы. При этом, различные типы изданий (нацеленные 
на определѐнную профессию или отрасль) могут иметь общую аудиторию, ведь одни и те 
же профессионалы работают на разных рынках.

B2G (Business to Government)

B2G-системы электронной торговли применяются и для взаимодействия государства с бизнесом. Через такие системы государственные учреждения и ведомства осуществляют свои закупки на открытом рынке.

E-tendering

Тендерная площадка электронная (веб-площадка, интернет-площадка, электронная 
торговая        площадка)        - специализированный        интернет-ресурс,        предоставляющий

Информация о работе Роль информации и знания в условиях становления и развития экономики знаний