Информационные технологии в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:30, реферат

Описание

В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.

Работа состоит из  1 файл

реферат_современные информац.технологии вшколе.docx

— 919.46 Кб (Скачать документ)

В сфере образования применяются  базовые информационные технологии: технологии работы в текстовых редакторах; графические; технологии числовых расчетов, технологии хранения, поиска и сортировки данных, сетевые информационные технологии, технологии мультимедиа.

В процессе обучения детей  с помощью информационных технологий, они учатся работать с текстом, создавать  графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы  сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор.

При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется  познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной  работы. Компьютер вместе с информационными  технологиями открывает принципиально  новые возможности в области  образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает  такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными  инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека.

При использовании информационных технологий необходимо стремиться к  реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы  на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области  владения информационными образовательными технологиями. Развитие этой компетентности надо начинать во время обучения будущих  педагогов в вузах.

Изменение в ходе научно-технического прогресса основ современного производства, использование новых информационных технологий приведут к увеличению доли интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде, к его  профессиональной мобильности и, естественно, вызывают преобразование системы знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся в школе.

На наш взгляд, сегодня  имеется необходимость более  интенсивного внедрения информационных образовательных технологий в процесс  обучения и в начальной школе. Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Учебный процесс в начальной школе, практически никак не обеспечен наглядными электронными пособиями, соответствующими современному уровню развития новых информационных технологий. Следовательно, возникает необходимость в разработке и внедрении на практике таких пособий, которые соответствовали бы духу времени. Мультимедийные и гипермедийные технологии предоставляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленной задачи.

Правительством Российской Федерации в рамках внедрения  Федеральной целевой программы  “Развитие единой образовательной  информационной среды (2001-2005 гг.)”, четко  поставлены задачи создания и использования  в учебном процессе современных  электронных материалов, а также  разработка средств информационно-технологической  поддержки и развития учебного процесса, создание и практическое внедрение  электронных учебных материалов для начальной школы. Однако в  младшем звене, как показывает опыт, информационные технологии используются крайне редко. [1]

Мы в данной публикации не ставим перед собой задачи выявления  причин, по которым тормозится внедрение  Федеральной программы. Однако, факт остается фактом. Студенты, выполняющие курсовые и выпускные исследования, изучающие использование информационных технологий в учебном процессе, испытывают затруднения, не имея возможности воспользоваться опытом практикующих учителей в полном объеме, иначе говоря, он крайне незначительный. Как правило, педагоги, работающие по традиционной системе, редко обращаются к использованию информационных образовательных технологий в процессе обучения, не отрицая, тем не менее, их несомненных достоинств. Не всегда готовы учителя менять сложившиеся стереотипы преподавания, в ряде случаев педагоги не могут подобрать материал для учащихся, который будет соответствовать их возрастным особенностям и т.д.

На наш взгляд, применение информационных образовательных технологий в процессе обучения в начальной  школе, возможно на любом уроке. Например, уроки математики. Ведь уроки математики формируют и развивают у младших  школьников пространственное мышление, активизируют внимание, память, которые, наверняка развивались бы более  интенсивно, если бы на занятиях по математике применялись информационные образовательные  технологии.

Допустим, учащиеся у доски  записывают решение примеров или  задач, которые были заданы на дом. С  остальными детьми в это время  проводится разминка — решение аналогичных  примеров, которые демонстрируются  при помощи проектора на специальном  экране. Учащиеся производят вычисления устно и записывают результат на заранее подготовленные карточки, которые затем показывают по просьбе учителя.

Учащиеся, которые были вызваны  к доске перед разминкой, объясняют  свои действия в процессе решения. Повторяется  алгоритм решения. На экране появляются задания из домашней работы. Ребята с места предлагают разные варианты трактовки этих выражений. Педагог  акцентирует внимание на том, что  каждое выражение и каждое равенство  можно расшифровать разными способами.

При изучении нового материала  его описание также предлагается на экране с комментариями и пояснениями  учителя.

На сегодняшний день, как  показывает опыт, применение информационных образовательных технологий ограничивается рамками компьютерных классов, уровень  оснащенности и количественный состав персональных компьютеров в которых  оставляет желать лучшего. Также  не нужно забывать о том, что использовать информационные технологии предстоит учащимся младшего школьного возраста, поэтому надо предусматривать их возрастные и индивидуальные особенности.

Таким образом, можно сказать, что появление понятия “информационная  образовательная технология” связано  с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании. Информационные технологии подразумевают: программированное  обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики применяются  в зависимости от учебных целей  и учебных ситуаций, когда в  одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в  других — проанализировать знания в предметной области, в третьих — учет психологических принципов обучения.

Для того, чтобы не спутать использование в процессе обучения информационных образовательных технологий с автоматизацией тех или иных сторон процесса обучения, с обычным переносом информации с бумажных носителей на магнитные, говорить же о новой информационной технологии можно только в том случае, если:

  • она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, последовательность, целеобразование, целостность);
  • решает задачи, которые ранее не были решены по тем или иным причинам;
  • средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер. [5]

Таким образом, можно сделать  вывод, что грамотное применение информационных технологий в учебном  процессе начальной школы будет  способствовать развитию у учеников теоретического мышления, содействовать подлинной интеграции процесса образования в нашей стране и наиболее развитых западных странах, где подобные системы применяются уже давно.

Информационные образовательные  технологии позволяют наполнить  образовательный процесс использованием новейших средств мультимедиа, включая гипертекстовые и гипермедиа-ссылки, графики, картинки, анимацию, фрагменты видеофильмов и звуковое сопровождение. Поэтому можно предположить, что использование информационных технологий в процессе обучения в начальной школе будет способствовать активизации мышления, восприятия и познавательной активности учащихся.

Глава 2: Опыт использования  мультимедийных и других информационных технологий в начальных классах ГБОУ СОШ №1985

В данной главе будет рассмотрен практический опыт внедрения информационных технологий в младшем звене ГБОУ СОШ № 1985. В качестве объекта анализа выступает 1 класс «б», период анализа сентябрь-декабрь 2012г., педагог Стародубцева Елена Александровна.

Сразу необходимо отметить, что данный класс выбран для проведения исследования в области применения информационных технологий неслучайно. Педагог, работающий в этом классе, интенсивно использует в процессе обучения следующие информационные технологии:

- проектор

- компьютер (ноутбук)

- интерактивная доска.

Все информационные средства находятся в постоянном пользовании класса и поэтому учитель не ограничен в их использовании.

Итак, каждый рабочий день начинается в классе с проведения зарядки. Музыкальное сопровождение  обеспечивается посредством ноутбука, на интерактивной доске показана презентация с элементами физических упражнений. Далее учитель начинает урок, например, обучение грамоте. При введении нового материала педагог проецирует при помощи проектора образец написания буквы на интерактивную доску. ПРИМЕР.

Следующий урок – это  урок математики. На интерактивной  доске в зависимости от цели урока  показывается:

  1. Образец написания цифры
  2. Примеры для устного решения учащимися, ответы на которые вскрываются по команде педагога.
  3. Математические задачи в виде нарисованных образов, по которым учащиеся должны самостоятельно составить равенство и далее решить его. Ответ «вскрывается» по команде учителя.
  4. Красочные примеры, которые учащиеся самостоятельно решают прямо на интерактивной доске (оперирование пальчиком). В случае правильного ответа, система показывает солнышко, или тучу в противоположном случае. ПРИМЕРЫ

Во второй половине дня  учитель проводит занятия в рамках программы дополнительного образования. В зависимости от расписания это  может быть урок риторики или кружок «Русский быт». На каждом занятии посредством  проектора на интерактивной доске  показывается презентация или задание  для учащихся, которое решается ими  либо устно, либо у доски. Важно, что  учащиеся обучены пользоваться интерактивной  доской с первых дней обучения. ПРИМЕР.

Глава 3: Информационные технологии в работе ГБОУ СОШ № 1985

3.1. Сайт школы  как инструмент взаимодействия  с родителями и учащимися ГБОУ  СОШ № 1985

В последние два года Департамент Образования г.Москвы и окружное управления образования внимательно следит за работой школьных сайтов. Существует специальный штат людей, который отслеживает «свежесть» информации на школьных сайта, разрабатывает методические рекомендации по его заполнению, указывает, какая информация должна быть опубликована на сайте, а затем проверяет исполнение своих указаний. ГБОУ СОШ № 1985 не исключение и имеет свой сайт – sch1985.ru.

Каждое направление деятельности администрации школы представлено на сайте. Скажу несколько слов о  своем направлении.

На сайте имеется специальный  раздел «Организация питания», в котором  выложена вся интересующая родителей  информация по этому направлению.

Хотелось бы отметить отрицательные стороны администрирования сайта. К сожалению, ответственный за выкладку информации на сайте работает в школе по договору и не присутствует на своем рабочем месте постоянно. Появляясь в школе один раз в неделю, ответственный за оформление сайта не имеет обратной связи с сотрудниками, которые отправляют ему информацию для выкладки на сайт, что, с моей точки зрения, очень важно. Например, что касается раздела «организация питания», то информация выложенная в том порядке и формате, в котором она была прислана электронной почтой ответственному. При наличии взаимодействия с сотрудником школы можно было бы достичь более качественного изложения информации на сайте.   

3.2. Внешние информационные  ресурсы, используемые в работе  ГБОУ СОШ № 1985

Помимо электронной почты  школы, на которую приходят указания, распоряжения или просто информация от вышестоящих структур системы образования, существует портал Северо-Западного Окружного образования г.Москвы, который предназначен для пользования как сотрудниками школ, так и родителями обучающихся.

В разделе  «Личный кабинет» сотрудники, имеющиеся  право доступа в эту систему, вбивают логин, пароль и выходят  на доску объявлений, где получают в режиме реального времени, доступ к текущим распоряжениям, срочной информации, указаниям и т.д.

Далее на этом же портале  можно перейти в разделы ЕКИС, КПМО, ДОгМ, МРКО и т.д.

 

Следует сказать несколько  слов о системе ЕКИС – единый комплекс информационных систем(http://st.educom.ru/eduoffices). Данная база данных отображает всю информацию о школе и предназначена для служебного пользования. Школа заполняет все разделы портала самостоятельно, а Департамент образования обрабатывает информацию по каждому направлению деятельности, например,  для расчета финансирования.

Информация о работе Информационные технологии в школе