Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:06, лекция
Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и воспр-я инф-ии как в межличностном так и в массовом общении, причем по разным каналам при пом различных верб и неверб ср-в комм-ии.
Межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам
Фоновая компетенция – подраз кругозор и тезаурусные знания (словарь который сожержит полное описание той или иной сферы деят-ти)
Проф компетенция – пись/уст; текстоформирующая; жанрово-стилевая.
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА, ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЕ
Хаймс объед все т.з к пониманию взаимоотн-я яз-а и к-ры и выд 4 осн подхода:
1. Яз первичен, т.е. он явл источником, причиной, фактором становл-я и разв-я к-ры
2. остальная ч. к-ры (кроме яз-а) первична, т.е. яз вторичен
3. ни яз, ни остальная ч. к-ры не первичны, они рассм-ся как взаимноопределяющие
4. ни яз ни остальная ч. к-ры не первичны, и то и другое опр-ся фактором лежащим в их основе (такими факторами м.б. взгляд на мин или нац х-р)
Наиб приемлемым с т. з больш-ва явл №3. Уайтхед: «ч-кая цивилиз-я есть продукт развивающейся цивилизации»
ЯЗЫК, СОЗНАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ
Сознание осущ-щее
Яз, созн-е и мышл-е выст как разные ипостаси некой единой сущности и образ единый ментально-лингвальный комплекс. Морковкин гов: «мышление это прежде всего динамич-я ипостась, созн-е – накопительно-оценочная ипостась, яз – это инструментальная и коммуникативная ипостась.
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ
Яз-е сознание существуя как коллективное сознание опр-го лингво-к-ного сооб-ва являет себя и доступно наблюдению лишь тогда, когда опосредуется конкретной яз лич-тью в ее деят-ти. Этот термин был введен в 80-е гг. проф Карауловым и до сих пор явл модным словечком
Яз личность – это многослойный и много компонентный набор яз спос-тей умений, готовностей к осущ-ю реч-х поступков разной степени сложности, причем поступков которые классифицируются с одной стор по видам реч д-ти (говорение, аудирование, чтение, письмо), а с др сотр по ур-ням яз-а.
Кроме этого, опр-я Караулов предлож структуру яз лич-ти состоящей из 3-х ур-ей.
1. вербально-сементический – предполагающий для носителя нормальное владение ест яз-ом.
2. когнитивный – единицами
которого явл понятия, идеи
складывающиеся у каждой яз
лич-ти в более или менее
упорядоченную
3. прагматический – включающий
цели, мотивы, установки и интересы.
Этот ур-нь осеспечивает
Ч-к говорящий
яз лич-ть коммуник-я лич-ть речевая лич-ть
(вербально семантич-й) (когнитивный) (прагматич-й)
Караулов указ на сущ-е обще-русского яз типа явл-гося предпосылкой существования инвариантной части в стр-ре каждой отд лич-ти. Именно эта инвариантная ч. обеспеч возм-ть взаимопоним-я носителей разных диалектов соц-х и к-х кодов.
ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НЕУДАЧ В МКК
Прежде всего коммуник-е неудачи обусловлены не просто кодовыми (яз-ыми) причинами, но и внекодовыми (экстралингв-ми). Комм неудачи встречаются как в монок-ной так и в МКК, но частотность появл-я таких неудач чаще в МКК.
Классификация комм неудач:
1. Неудачи вызв-е недостаточным Влад-ем инофоном, русскими семантическими системами (яз жестов, яз телодвиж и тд.)
2. неудачи вызв-е их
нац-ми различиями или теми
когнитивными аспектами лич-ти
коммуникантов принадлежащих
3. неудачи вызв-е прагм-ми факторами разного рода
4. неудачи вызв-е разным поведенческим х-ром инофонов.
КУЛЬТУРА И КОММУНИКАЦИЯ
Культура – это сущностная
характеристика человека, связанная
с чисто человеческой способностью
целенаправленного
Только через общение
человек проходит инкультурацию
и социализацию, становится представителем
своего народа и культуры. Именно общение
во всех своих формах (вербальное и
невербальное), видах (формальное и
неформальное), типах (межличностное, межгрупповое,
межкультурное) наиболее полно раскрывает
специфику человеческого
Каждый конкретный акт
коммуникации определяется культурными
различиями собеседников. В зависимости
от специфики культурных различий в
межкультурной коммуникации принято
различать коллективистский и индивидуалистский
виды культуры. Коллективистский вид
культуры распространен преимущественно
среди восточных народов, в культурах
которых главной ценностью
Напротив, в индивидуалистских культурах акцент делается на личность, и главной ценностью в них является индивидуализм. Там каждый человек имеет свои принципы и убеждения. В этих культурах все поступки человека направлены на себя.
Закономерно, что тот или иной вид культуры порождает свой тип общения. Так, представители коллективистских культур стараются избегать прямых взаимодействий и делают акцент на невербальных средства коммуникации, которые, по их мнению, позволяют им лучше выяснить и понять намерения собеседника, определить его отношение к ним. Со своей стороны, представители индивидуалистских культур предпочитают прямые формы общения и открытые способы решения конфликтов. Поэтому в процессе коммуникации они используют преимущественно вербальные способы.
Общение происходит на трех уровнях:
- Коммуникативный уровень
представляет собой общение
- Интерактивный уровень
– это общение, учитывающее
личностные характеристики
- Перцептивный уровень
дает возможность взаимного
Ни одна культура не существует
изолированно. В процессе своей жизнедеятельности
она вынуждена постоянно
1. Знаки-копии, которые
воспроизводят различные
2. Знаки-признаки, несущие
некоторую информацию по
3. Знаки-сигналы, заключающие
в себе информацию по
4. Знаки-символы, несущие
информацию о предмете на
5. Языковые знаки
Однако сами по себе отдельные знаки не имеют смысла и не представляют ценности, если они не взаимосвязаны с другими знаками и не входят в определенную знаковую систему например, существует знаковая система приветствий: разного рода поклоны, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу.
Любой знак имеет свою форму
и содержание. Содержание знаков представляет
собой сложную, многоплановую, сконцентрированную
информацию для тех, кто в состоянии
ее прочитать. При этом культура каждого
общества может существовать только
благодаря преемственности
Во взаимосвязи культуры и коммуникации происходит их взаимное влияние друг на друга. Так, например, в каждой культуре существуют свои представления о вежливости.
КУЛЬТУРНАЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ И ЛИЧНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Идентичность – осознание
ч-ком своей принадлежности к
к-л группе, позволяющее ему определить
свое место в социок-ном
Культурная идентичность – принадлежность ч-ка к той или иной культуре.
Суть КИ закл в осознанном принятии ч-ком соотв-х к-ных номр и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех к-ных х-к, которые приняты в данном об-ве, в самоотоджествлении себя с к-ными образцами именно этого об-ва.
Этническая идентичность
– осознание ч-ком своей
ЭИ означает принятие опр-х
групповых представлений, готовность
к сходному образу мыслей, разделяемые
этнические чувства, а также построение
системы отношений и действий
в различных межэтнических
С ее помощью ч-к определяет свое место в полиэтническом об-ве и усваивает способы поведения внутри и в не своей группы.
Личная идентичность – совок-ть знаний и представлений ч-ка о своем месте и роли как члена соц и этнической группы, о своих способностях и дел кач-вах
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ КУЛЬТУР
Культура – это сущностная
характеристика человека, связанная
с чисто человеческой способностью
целенаправленного
Каждый конкретный акт коммуникации определяется культурными различиями собеседников. В зависимости от специфики культурных различий в межкультурной коммуникации принято различать коллективистский и индивидуалистский виды культуры.
В процессе своей жизнедеятельности
она вынуждена постоянно
1. Знаки-копии, которые
воспроизводят различные
2. Знаки-признаки, несущие
некоторую информацию по
3. Знаки-сигналы, заключающие
в себе информацию по
4. Знаки-символы, несущие
информацию о предмете на
5. Языковые знаки
сами по себе отдельные знаки не имеют смысла и не представляют ценности, если они не взаимосвязаны с другими знаками и не входят в определенную знаковую систему например, существует знаковая система приветствий: разного рода поклоны, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу.
Все многочисленные знаки и знаковые системы, которые существуют в человеческом обществе, составляют культуру того или иного времени, того или иного социума. В каждом знаке заключен какой-то смысл, который был выражен и зафиксирован в этом знаке предыдущими поколениями. Передача к-ной инф-ии осуществляется посредством передачи знаков от одного поколения другому, а также от одной культуры к другой. Взаимодействие культур играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа.
Между культурами существуют значительные различия в том, как и какие средства коммуникации используются при общении с представителями других культур.
содержание и результаты МКК во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре ценностей, норм поведения, установок и т.д.
Во взаимосвязи культуры и коммуникации происходит их взаимное влияние друг на друга. Так, например, в каждой культуре существуют свои представления о вежливости и т.п.