Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:35, доклад
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. [1, 302]
Как уже отмечено, время не
имеет наглядных форм, с
ним нельзя совершать действия.
Для восприятия времени у
человека нет специального анализатора.
Время познается
Знакомство со временем может начаться только с усвоения обозначений и мер времени, выработанных людьми. Усвоение таких обозначений дается нелегко, так как они носят условный и относительный характер. То, что было «завтра», становится после ночи «сегодня», а через сутки - «вчера». Эта текучесть времени, его незримость крайне затрудняет его вычленение и познание.[4, 68]
В младшем школьном возрасте
ребенок еще не ориентируется
Формирование временных представлений
у детей начинается позднее
и имеет свою специфику.
Освоение времени
Легче дается детям ориентировка во времени, чем освоение временных представлений и понятий. Это связано с процессом становления речи, со спецификой словарного запаса и грамматического строя речи ребенка. Особая роль в этом процессе отводится освоению специальной терминологии. Ее формирование очень тесно связано с усвоением тех обозначений и измерений мер времени, которые существуют у человека (времена года, время суток, месяц, год, неделя, час, минута).
Развитие временных представлений и ориентировка во времени связаны с повседневной жизнью и деятельностью детей. В дошкольном учреждении основными ориентирами оказываются режимные моменты, эмоционально значимые события, темп деятельности. Если не проводить специальную работу по формированию временных представлений, то это приведет к тому, что получаемые детьми сведения об отдельных временных обозначениях остаются на поверхности детского сознания, не раскрывают временных отношений. Так, многие дети шести-семи лет не могут назвать последовательность дней недели, не соотносят месяцы с сезонами года и датами знакомых им праздников, не знают причинной зависимости времен года.[50, 45]
Специально организованное обучение ведет к тому, что представление о времени у детей быстро совершенствуются, становятся более систематичными, осознанными, развивается чувство времени.
При переходе в школу из дошкольного учреждения дети должны уметь различать и называть части суток, знать их последовательность. Последовательно называть дни недели, называть, какой день был вчера, какой будет завтра. Дети должны знать название текущего месяца и их последовательность.
Знание эталонов времени, умение
устанавливать временные
отношения способствует осознанию
детьми последовательности происходящих
событий, причинно-следственных
связей между ними. Ориентирование
во времени должно
' 1.2.Особенности усвоения математических знаний, умений и навыков младшими школьниками и школьниками с умственной отсталостью.
Особенности усвоения знаний,
умений и навыков младшими
школьниками определяется программой.
Обучение математике должно решать
образовательные, воспитательные
и практические задачи. Овладение
даже элементарными
Обучение должно обеспечить
овладение учащимися
Обучение математике в начальных классах должно обеспечить надежную основу как в отношении знаний и умений учащихся, так и в отношении их развития, для дальнейшего изучения математики.
У нормально развивающихся
детей речь развита, суждения
разнообразны, логика и мышление
на среднем и высоком уровне,
конечно соответствуя возрасту.
Трудности изучения
Детям с выраженными
Дети с умственной ограниченностью:
- не могут долго продолжать одну и ту же деятельность;
- не обладают способностью понимать простейшие сообщения;
- не могут усвоить социальные нормы поведения;
Отношение к учебе
Этому могут препятствовать:
- отсутствие познавательного интереса;
- стереотипность в усвоении знаний, мешающая восприятию нового материала;
- затруднение в способности высказаться;
- неспособность понимать
- непредсказуемая реакция на ощущения при обучении с использованием ручного труда;
- отсутствие возможности обучения из-за быстрой утомляемости;
- плохая память;
- неспособность к
Трудности при обучении
Причина слабой дифференциации математических знаний кроется в том, что происходит отрыв математической терминологии от конкретных представлений, непонимание конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми. Отмечается "застревание" на принятом способе решения примеров, задач. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике.
Трудности в обучении
Для успешного обучения детей
' 1.3. Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста и детей с интеллектуальной недостаточностью.
Временные представления
у первоклассников
В виду потребностей полезно ознакомить детей как по часам определить время.
Знакомство с единицами времени
способствует уточнению временных
представлений у детей.
Программа по математике предусматривает наряду с рассмотренными величинами знакомство с емкостью и ее измерением с помощью литра, а также знакомство со стоимостью и скоростью. Изучение этих величин ведется по такой же методике и непосредственно связывается с обучением решению задач.[25, 303]
Эти особенности характерны для детей младшего школьного возраста с нормальным развитием. У детей с умственной отсталостью отмечается нарушение в работе всех анализаторов.
Интеллектуальное недоразвитие
приводит к нарушению
Диффузный характер
Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична.
Внимание детей с
В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом.
Нарушение интеллекта обуславливает особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей.
Информация о работе Формирование временных представлений младших школьников