Формирование временных представлений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:35, доклад

Описание

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. [1, 302]

Работа состоит из  1 файл

Формирование временных представлений младших школьников.docx

— 71.50 Кб (Скачать документ)

           В первом классе  для детей  с  нарушениями  интеллекта   работа по  формированию   временных   представлений  начинается  с  введения  элементарных  понятий:  вводится  понятие о зиме,  как  о времени  года, имеющем   яркие признаки  (холодно, снег,  лед, мороз).

           Во вторых классах  работа  по  формированию  временных   представлений  продолжается,  и прибавляются  наблюдения  за  сезонными  изменениями  в  природе,  формируется  понятие  об  остальных  временах года  - осень: похолодание,  изменение   окраски листьев,  весна: потепление,  сосульки, таяние  снега, распускание   почек. Во втором  классе начинаем  вести календарь  природы.

           В первом и втором  классах  формирование  временных  представлений   строится на  основе наблюдений  за сезонными  изменениями   в природе, экскурсий,  труда  взрослых  в связи с сезонными   изменениями  в природе. Это   более успешный  и оптимальный   путь для достижения  положительных   результатов  в работе.  

           В третьем классе  расширяются   представления  во времени.  Ведется календарь  природы,  проводятся  экскурсии,  ведется  дальнейшая  работа по изучению  единиц времени.

           В четвертом  классе уточняются  временные  представления   детей, полученные  в предыдущих  классах, дети  должны знать   названия месяцев  года, их  знакомят  с единицей  времени,  как  секунда и век. 

           Нужно отметить,  что во всех  посещенных  классах есть  необходимое   количество  наглядных  пособий  для  занятий.

           Методическая  система работы  по формированию  временных   представлений  в данных классах   оказала  влияние  не только  на  развитие элементарных  математических  представлений,  но и развитие  элементов их  познавательной  деятельности.  Учителя строили   занятия с детьми  на наглядно-практической  основе с использованием  всех  трех групп  методов: словесных,  наглядных и  практических.  Все этапы работы  проводились   последовательно  и взаимосвязанно  с опорой на  индивидуальные  особенности каждого ребенка.  Формирование  временных представлений   проводилось в игровой форме на фронтальных и индивидуальных  занятиях с опорой на различные системы анализаторов  (зрительный,  слуховой,  речедвигательный  и т.д.). кроме названных наглядных пособий учителя использовали  фланелеграф,  наборное полотно,  геометрический  материал, магнитную доску, модель  часов, табель-  календарь,  предметы, окружающие  детей в классе  и в природе, а также в других  уголках класса-  словом, все то,  что так или иначе целесообразно было применить при формировании  временных представлений.

           Итог. Прилагаются  результаты,  выявленные  в ходе эксперимента.

         Таблица № 1. Ошибки,  допущенные  детьми в ходе  констатирующего   эксперимента  (дети с нарушениями   интеллекта).

    Временные     параметры    1 класс    2 класс    3 класс    4 класс          Изменения     в природе  и     жизни людей    70%    70%    50%    42%          Временные     изменения    80%    85%    74%    67%          Пространственные     изменения    58%    56%    51%    49%          Социальные     явления    66%    63%    48%    45%              Таблица № 2. Ошибки,  допущенные  детьми после  проведения  формирующего  эксперимента  (дети с нарушениями  интеллекта).

    Временные     параметры    4 класс          Изменения     в природе  и     жизни людей    35%          Временные     изменения    50%          Пространственные     изменения    30%          Социальные     явления    35%              Таблица № 3. Ошибки,  допущенные  детьми в ходе  констатирующего   эксперимента  (нормально  развивающиеся   дети).

    Временные     параметры    1 класс    2 класс    3 класс    4 класс          Изменения     в природе  и     жизни людей    60%    58%    30%    18%          Временные     изменения    70%    51%    35%    25%          Пространственные     изменения    45%    30%    21%    15%          Социальные     явления    43%    30%    19%    15%              Таблица № 4. Ошибки,  допущенные  детьми после  проведения  формирующего  эксперимента  (нормально  развивающиеся   дети).

    Временные     параметры    4 класс          Изменения     в природе  и     жизни людей    10%          Временные     изменения    18%          Пространственные     изменения    10%          Социальные     явления    9%              Проанализируем  результаты  эксперимента.

           В период исследования  отмечались  ошибки, допущенные  детьми при   формировании  временных  представлений.  В общей сложности  было  проведено  20 уроков за период  эксперимента,  различных по  тематике  и  содержанию,  включая индивидуальные  занятия (нужно  учесть, что  в  течение 2 месяцев  некоторые  уроки  и занятия проводились   непосредственно  учителем, поэтому   количество  уроков эксперимента  осталось мало).  Данные по  формирующему  эксперименту  приведены  в  таблице. Анализ  результатов   исследования  основан на  сравнении   трудностей,  возникающих  в  период эксперимента,  и допущенных  ошибок детьми  с нарушениями   интеллекта  и нормально  развивающихся   детей.

           Таким образом,  рассматривая  полученные  результаты,  необходимо  отметить, что  количество  допущенных  ошибок в экспериментальной   группе при  проведении  формирующего  эксперимента  уменьшилось   по  сравнению  с теми результатами,  что были получены  у экспериментальной   группы до  формирующего  эксперимента.

           Это говорит  о том, что  предложенная  методика работы   по формированию  временных   представлений   повышает  усваиваемость   знаний, предупреждая  и устраняя  трудности,  которые возникают у детей в период  формирования  понятий о времени.

           Количество  ошибок, допущенных  в ходе формирующего  эксперимента,    уменьшилось. 

           На наш взгляд,  данная в  работе  методика поможет  предупредить  появление этих  ошибок и уменьшить   количество  уже появившихся   в знаниях учащихся.

           Методические  рекомендации  по  формированию  временных  представлений   в классах для  детей с  умственной  отсталостью:

             1) обязательно   каждые 5-10 минут   урока уделять  формированию  временных  представлений   с опорой на  наглядный  материал;

             2) осуществлять  принцип индивидуального   и дифференцированного  подхода  при   формировании  временных   представлений  путем учета   индивидуальных  особенностей  каждого  ученика;

             3) в работе по  формированию  временных  представлений   опираться на  личный опыт  детей.

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В данной дипломной  работе  мы рассмотрели  особенности   методики  работы  по формированию  временных  представлений   у детей младшего  школьного   возраста и у  детей с  нарушениями  интеллекта.

           Проведенный  констатирующий  эксперимент  в начальных   классах позволяет  сказать,  что  при существующей  методике  формирования  представлений   о времени дети  испытывают  значительные  трудности,  овладевая   данным навыком,  и в результате  появляется  большое количество  ошибок при  усвоении данных  знаний, что  заставляет  задуматься  о повышении  эффективности   данной методики.

           Методика по  формированию  временных   представлений  у детей с  нарушениями  интеллекта  является  на  данный момент  не полностью   разработанной,  в отличие от  методики для  нормально   развивающихся  детей.

           Не все дети  успешно усваивают   данный материал,  что и является  причиной возникающих  трудностей  при овладении  временными  представлениями.  Именно предупреждение  данных трудностей  у детей  является  сейчас актуальной  проблемой в  педагогике  начального  образования  и коррекционной   педагогике.

           ЛИТЕРАТУРА.

         1. Атаханов Р.  А. "К диагностике развития  математического мышления учащихся  вспомогательной школы"// Вопросы психологии,  1992 год, №1, 2, стр.60.

           2. Бантова М. А.,  Бельтюкова  Г. В.,. Полевщикова  А. М «Методика преподавания  математики  в начальных классах», Москва,  1976 г.

           3. Бантова Н. А.,  Бельтюкова  Г. В. "Методика  преподавания  математики  в начальных классах", Москва,  1984 год.

           4. Брадис В.М."Методика  преподавания  математики  в средней школе",  Москва, 1954 г.

           5. Власова Т.А.,  Лебединская   К.С. "Отбор детей  во вспомогательную   школу", Москва,  1983 год.

           6. "Вопросы обучения  и воспитания  умственно  отсталых школьников",    Ленинград,  1969 год, под ред.  Долгобородова  Н.П.

           7. Воронина М.  В. Представления   о мерах времени  у учащихся  вспомогательной  школы // Дефектология,  1996г., № 3

           8. "Воспитание  и обучение  аномальных  дошкольников",  Москва, 1993 год.

           9. Гаврилушкина  О. П., Соколова  Н. Д. Воспитание  и обучение  умственно отсталых  дошкольников,  М., 1980г.

           10. "Дифференцированный  подход  к учащимся  младших классов   вспомогательной  школы в процессе  обучения",  Москва, 1984 год.

           11. Еленьска Л.  "Методика  арифметики  и геометрии в первые годы  обучения",  перевод с польского

           12. "Коррекционная  работа в  процессе  обучения и  воспитания",  под ред.  Данилкина,  Ленинград, 1974  г.

           13. "Коррекционная  работа в  специальной  школе и дошкольных  учреждениях",  Ленинград, 1985  год

           14. "Коррекционная  работа в  специальных  школах и дошкольных  учреждениях",  Ленинград, 1985  г.

           15. "Коррекционная  работа во  вспомогательной  школе", 1978 год.

           16. Леушина Л. М.  Формирование  элементарных  математических  представлений у детей дошкольного возраста, 1974г.

           17. Лысенкова  С. Н. «Когда легко учиться», Москва,  1985 г.

           18. Маллер А.Р.,.  Цикото Г. В.  Обучение, воспитание  и трудовая  подготовка  детей с глубоким  нарушением  интеллекта,  М.,1988г.

           19. Математическая  подготовка  детей   в дошкольных  учреждениях,  состав. В. В.  Данилова, 1987г.

           20. Метлина Л. С.  Математика  в детском саду,  1984г.

           21. "Методика  начального  обучения  математике",  под ред. Л.Н.Скаткина,  Москва, 1972 год.

           22. "Методика  преподавания  математики",  под ред. Е.С.Ляпина,  Ленинград-  Москва, 1952 год.

           23. "Методические  указания к   работе по математике  в 1 классе", Москва,  1969 год, под ред.  Моро, Бантова.

           24. Минскин "От  игры к знаниям",  Москва, 1982 год.

           25. Моро М. И,. Пышкало  А. М «Методика обучения математике  в 1- 3 классах»,  Москва, 1978 г.

           26. Моро М.И., Пышкало  А.М. "Методика  обучения математике  в 1-3 классах",  Москва. 1975 год.

           27. Обучаем по  системе Л. В.  Занкова: 1- й год обучения: кн.  для учителя /И. И. Аргинская,  Н. Я. Дмитриева,  А. В. Полякова,  З. И. Романовская,  Москва, 1991 г.

           28. "Обучение  учащихся 1-4 классов   вспомогательной  школы", под  ред.  В.Г.Петровой,  Москва, 1982 год.

           29. "Особенности  умственного   развития учащихся  вспомогательной   школы", под ред.  Ж. И. Шиф, Москва,  1965 год.

           30. Обучение учащихся  первых- пятых   классов вспомогательной  школы . под ред.В.  Г. Петровой,М.,1982г. 

           31. Павлов И. П.  Избранные   произведения.  М., 1951.  

           32. Перова М.Н  "Дидактические   игры и упражнения  по арифметике",   Москва, 1972 год.

           33. Перова М.Н.  "Методика  преподавания  математики  в начальной  школе", Москва,  1950 год.

           34. Принципы отбора  детей во  вспомогательные  школы, под  ред.  Г. М. Дульнева  и А. Р. Лурия, 1973г.

           35. Программа  обучения глубоко   умственно  отсталых детей,  М.,1984г

           36. Пчелко А.С.  "Методика  преподавания  арифметики  в начальной школе", Москва,  1953 год.

           37. "Психолого-педагогические  особенности   коррекционной  работы во  вспомогательной   школе и дошкольных  учреждениях",  Ленинград, 1986  год.

           38. Развитие,  воспитание  и обучение  дошкольников  с нарушением  интеллекта:  Хрестоматия/  состав. Л. Б.  Баряева, А. П.  Зарин, Е. Л. Ложко,  СПб, 1996г.

           39. Романенко  О.В. "Изучение  особенностей  операционной  стороны  мышления  учащихся  вспомогательной   школы" // Дефектология,  №5/6, 1989 г., стр.8.

           40. Рубинштейн  С. Я. Психология  умственно  отсталого  школьника,  М.,1979г.

           41. «Специальная  школа», под  ред.  Левина А.,  Ласкевич Н.

           42. «С чего начинается  время?»  М. Каминкова  //1 сентября, прил.  нач. школа № 36, 2000 г.

           43. Салгина Н. Г.,  Сохина В.Т. "Обучение  математике  в начальной школе", под ред.  П.Я.Гальперина,  Москва, 1975 год

Информация о работе Формирование временных представлений младших школьников