Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:35, доклад
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. [1, 302]
В первом классе для детей с нарушениями интеллекта работа по формированию временных представлений начинается с введения элементарных понятий: вводится понятие о зиме, как о времени года, имеющем яркие признаки (холодно, снег, лед, мороз).
Во вторых классах работа по формированию временных представлений продолжается, и прибавляются наблюдения за сезонными изменениями в природе, формируется понятие об остальных временах года - осень: похолодание, изменение окраски листьев, весна: потепление, сосульки, таяние снега, распускание почек. Во втором классе начинаем вести календарь природы.
В первом и втором классах формирование временных представлений строится на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе, экскурсий, труда взрослых в связи с сезонными изменениями в природе. Это более успешный и оптимальный путь для достижения положительных результатов в работе.
В третьем классе расширяются представления во времени. Ведется календарь природы, проводятся экскурсии, ведется дальнейшая работа по изучению единиц времени.
В четвертом классе
Нужно отметить, что во всех посещенных классах есть необходимое количество наглядных пособий для занятий.
Методическая система работы
по формированию временных
представлений в данных
Итог. Прилагаются результаты, выявленные в ходе эксперимента.
Таблица № 1. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего эксперимента (дети с нарушениями интеллекта).
Временные параметры 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Изменения в природе и жизни людей 70% 70% 50% 42% Временные изменения 80% 85% 74% 67% Пространственные изменения 58% 56% 51% 49% Социальные явления 66% 63% 48% 45% Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего эксперимента (дети с нарушениями интеллекта).
Временные параметры 4 класс Изменения в природе и жизни людей 35% Временные изменения 50% Пространственные изменения 30% Социальные явления 35% Таблица № 3. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего эксперимента (нормально развивающиеся дети).
Временные параметры 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Изменения в природе и жизни людей 60% 58% 30% 18% Временные изменения 70% 51% 35% 25% Пространственные изменения 45% 30% 21% 15% Социальные явления 43% 30% 19% 15% Таблица № 4. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего эксперимента (нормально развивающиеся дети).
Временные параметры 4 класс Изменения в природе и жизни людей 10% Временные изменения 18% Пространственные изменения 10% Социальные явления 9% Проанализируем результаты эксперимента.
В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 20 уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 2 месяцев некоторые уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с нарушениями интеллекта и нормально развивающихся детей.
Таким образом, рассматривая
полученные результаты, необходимо
отметить, что количество допущенных
ошибок в экспериментальной
группе при проведении формирующего
эксперимента уменьшилось по
сравнению с теми
Это говорит о том, что предложенная методика работы по формированию временных представлений повышает усваиваемость знаний, предупреждая и устраняя трудности, которые возникают у детей в период формирования понятий о времени.
Количество ошибок, допущенных в ходе формирующего эксперимента, уменьшилось.
На наш взгляд, данная в
работе методика поможет
Методические рекомендации по формированию временных представлений в классах для детей с умственной отсталостью:
1) обязательно каждые 5-10 минут урока уделять формированию временных представлений с опорой на наглядный материал;
2) осуществлять принцип индивидуального
и дифференцированного
3) в работе по формированию временных представлений опираться на личный опыт детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной дипломной работе мы рассмотрели особенности методики работы по формированию временных представлений у детей младшего школьного возраста и у детей с нарушениями интеллекта.
Проведенный констатирующий эксперимент в начальных классах позволяет сказать, что при существующей методике формирования представлений о времени дети испытывают значительные трудности, овладевая данным навыком, и в результате появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что заставляет задуматься о повышении эффективности данной методики.
Методика по формированию временных представлений у детей с нарушениями интеллекта является на данный момент не полностью разработанной, в отличие от методики для нормально развивающихся детей.
Не все дети успешно усваивают
данный материал, что и является
причиной возникающих
ЛИТЕРАТУРА.
1. Атаханов Р. А. "К диагностике развития математического мышления учащихся вспомогательной школы"// Вопросы психологии, 1992 год, №1, 2, стр.60.
2. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.,. Полевщикова А. М «Методика преподавания математики в начальных классах», Москва, 1976 г.
3. Бантова Н. А., Бельтюкова Г. В. "Методика преподавания математики в начальных классах", Москва, 1984 год.
4. Брадис В.М."Методика преподавания математики в средней школе", Москва, 1954 г.
5. Власова Т.А., Лебединская
К.С. "Отбор детей во
6. "Вопросы обучения и воспитания
умственно отсталых
7. Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3
8. "Воспитание и обучение аномальных дошкольников", Москва, 1993 год.
9. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников, М., 1980г.
10. "Дифференцированный подход
к учащимся младших классов
вспомогательной школы в
11. Еленьска Л. "Методика арифметики и геометрии в первые годы обучения", перевод с польского
12. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред. Данилкина, Ленинград, 1974 г.
13. "Коррекционная работа в
специальной школе и
14. "Коррекционная работа в
специальных школах и
15. "Коррекционная работа во вспомогательной школе", 1978 год.
16. Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, 1974г.
17. Лысенкова С. Н. «Когда легко учиться», Москва, 1985 г.
18. Маллер А.Р.,. Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта, М.,1988г.
19. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, состав. В. В. Данилова, 1987г.
20. Метлина Л. С. Математика в детском саду, 1984г.
21. "Методика начального обучения математике", под ред. Л.Н.Скаткина, Москва, 1972 год.
22. "Методика преподавания математики", под ред. Е.С.Ляпина, Ленинград- Москва, 1952 год.
23. "Методические указания к работе по математике в 1 классе", Москва, 1969 год, под ред. Моро, Бантова.
24. Минскин "От игры к знаниям", Москва, 1982 год.
25. Моро М. И,. Пышкало А. М «Методика обучения математике в 1- 3 классах», Москва, 1978 г.
26. Моро М.И., Пышкало А.М. "Методика обучения математике в 1-3 классах", Москва. 1975 год.
27. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1- й год обучения: кн. для учителя /И. И. Аргинская, Н. Я. Дмитриева, А. В. Полякова, З. И. Романовская, Москва, 1991 г.
28. "Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы", под ред. В.Г.Петровой, Москва, 1982 год.
29. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы", под ред. Ж. И. Шиф, Москва, 1965 год.
30. Обучение учащихся первых- пятых классов вспомогательной школы . под ред.В. Г. Петровой,М.,1982г.
31. Павлов И. П. Избранные произведения. М., 1951.
32. Перова М.Н "Дидактические игры и упражнения по арифметике", Москва, 1972 год.
33. Перова М.Н. "Методика преподавания математики в начальной школе", Москва, 1950 год.
34. Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 1973г.
35. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, М.,1984г
36. Пчелко А.С. "Методика преподавания арифметики в начальной школе", Москва, 1953 год.
37. "Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1986 год.
38. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия/ состав. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко, СПб, 1996г.
39. Романенко О.В. "Изучение особенностей операционной стороны мышления учащихся вспомогательной школы" // Дефектология, №5/6, 1989 г., стр.8.
40. Рубинштейн С. Я. Психология
умственно отсталого
41. «Специальная школа», под ред. Левина А., Ласкевич Н.
42. «С чего начинается время?» М. Каминкова //1 сентября, прил. нач. школа № 36, 2000 г.
43. Салгина Н. Г., Сохина В.Т. "Обучение математике в начальной школе", под ред. П.Я.Гальперина, Москва, 1975 год
Информация о работе Формирование временных представлений младших школьников