Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:35, доклад
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. [1, 302]
Чтобы подготовить детей к восприятию единиц времени, необходимо во 2 классе продолжить систематическую работу с календарем, начатую в 1 классе. Подводя итоги и обобщая наблюдения, полезно обращать внимание детей на последовательность месяцев и количество дней в каждом месяце. При записи даты в тетрадях следует также почаще задавать вопросы на выяснение последовательности месяцев. Например: сегодня 1 октября, а предыдущий месяц как назывался? Какой следующий месяц после октября? и т. п. Знакомя детей с месяцем и годом, учитель использует табель- календарь. По нему дети изучают и запоминают названия месяцев и количество дней в каждом месяце. Сразу же выделяют одинаковые по продолжительности месяцы, отмечают самый короткий месяц в году - февраль (28 или 29 дней). По календарю учащие определяют порядковый номер месяца, устанавливают день недели, определяют на какие числа месяца приходятся определенные дни недели (например, в какой день недели будет праздник 9 мая в этом году).
С помощью календаря учащиеся
решают задачи на нахождение
продолжительности событий.
Понятие о сутках раскрывается
через близкие детям понятия
о частях суток - утро, день, вечер,
ночь. Кроме того, опираются
на представление временной
последовательности: вчера, сегодня,
завтра. Учитель предлагает перечислить,
чем они были заняты от вчерашнего
утра до сегодняшнего утра, что
будут делать с вечера до
завтрашнего вечера. Такие
промежутки времени,- сообщает учитель,-
называют сутками. Дети устанавливают,
сколько суток проходит со
вчерашнего вечера до завтрашнего
вечера и т. п. Объясняют
пословицу: «День и ночь - сутки
прочь». Далее можно провести
аналогичную работу по
Следующими рассматриваются час и минута. Конкретные представления о соответствующих промежутках времени также формируются через практическую деятельность детей, через наблюдения. Так, час- это продолжительность одного урока и перемены. Чтобы ощутить время продолжительностью в 1 минуту, включают упражнения, с помощью которых дети узнают, что можно успеть сделать за 1 минуту. Например: сколько можно решить примеров, или какое расстояние можно пройти за 1 минуту. Уместно объяснить смысл пословицы: «Минута час бережет». На первом же уроке по знакомству с часом и минутой сообщаются отношения между мерами времени: в 1 сутках 24 часа, в 1 часе 60 минут. Для закрепления включаются упражнения.
Важным моментом на данном
этапе является знакомство
с часами. Чтобы дети научились
устанавливать время по часам,
В 3 классе таблица единиц
времени пополняется - учащиеся
знакомятся с веком и секундой.
Конкретное представление о
продолжительности секунды
Век - самая крупная из
Дети узнают, что основными
единицами измерения
В 3 классе рассматривают
Так же, как и во 2 классе для развития временных представлений используется решение задач.
В связи с изучением данной
темы в 3 классе полезно
провести внеклассное занятие,
Дети с нарушениями
В классах коррекции
Целью формирования является
работа, направленная на повышение
эффективности изучения
Конкретные сведения о временных представлениях как день, ночь, вечер, утро, времена года, дни недели и месяц получают не только на уроке математики, но и на уроках развития речи и ознакомления с окружающим миром и др.[7, 23] Обучение проводится на всех уроках. Уделяется большое внимание формированию представлений о временах года, проводились практические занятия, экскурсии с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, в жизни людей. Полученные знания закреплялись на уроках рисования, ручного труда, музыки.
Овладение данными знаниями
помогает детям с выраженными
У детей с выраженными
Также проходит изучение понятий
сутки, час, минута. Но все
это дается детям с большими
трудностями. Усвоение материала
происходит только лишь в
процессе практической деятельности,
с использованием различных форм
наглядностей: картинки с
изображениями дня, ночи, вечера,
утра; картинки с разными временами
года, модель часов с движущимися
стрелками и др. Закрепление
проходит в форме
Пример дидактической игры.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ».
ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.
ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.
ХОД. Учитель бросает мяч
ученику и говорит: «Зима, а
за нею?» Ученик должен вернуть
мяч со словом « весна». Учитель,
произнося: «Весна, а за нею?»,
бросает мяч другому
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «
ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о
временах года, совершенствование
умения строить простое
ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета.
ХОД. Учитель называет какое-
времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается фишкой.
В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.
Выводы:
В начальной школе методика
формирования временных представлений
у младших школьников и у
детей с умственной отсталостью
ведется строго в той последовательности,
которая предусмотрена
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ
' 3.1.Цель, задачи, методика и организация исследования.
Целью констатирующего
Задачи исследования:
1) дать анализ опыта работы в начальных классах при работе по формированию временных представлений
2) выявить трудности, возникающие
у детей с нарушениями
Констатирующий эксперимент проводился в школе коррекции в классах для детей с нарушениями интеллекта и в общеобразовательной школе, начиная с 1 по 4 класс включительно. Посещали уроки окружающего мира, математики, развития речи и практической игры.
Констатирующий эксперимент охватил все начальные классы школы коррекции: 1класс - 6 человек, 2 класс - 6 человек (один из них на надомном обучении), 3 класс - 6 человек, 4 класс- 6 человек; все начальные классы общеобразовательной школы: 1 класс- 19 человек, 2 класс- 18 человек, 3 класс- 25 человек, 4 класс- 25 человек
Анализ методики работы по формированию временных представлений проводился путем просмотра системы уроков по окружающему миру, математике, развитию речи, практической игре во всех классах.
Выявление трудностей у детей
при усвоении временных
представлений проводилось
путем наблюдения за деятельностью
учеников на уроках и анализа
готовой продукции их
Те трудности, которые явились
типичными при усвоении
Наблюдение за деятельностью
учащихся и учителя
' 3.2. Уровень сформированности временных представлений, выявленный в ходе исследования у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Исследование показало, что работа
по формированию временных
представлений ведется методически
грамотно; а именно работа
по формированию представлений
о временах года, пространственных
представлений, единицах измерения
времени. Нельзя не отметить
и то, что начальные классы
являются ко всему прочему
еще и диагностическими. А
если недостатки познавательных
процессов напрямую связаны
с наличием у ребенка
Информация о работе Формирование временных представлений младших школьников