Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:35, доклад
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. [1, 302]
Формирование временных
представлений младших
ВВЕДЕНИЕ
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. [1, 302]
Точность оценки временных
интервалов определяется динамикой
процессов возбуждения и
торможения. Дифференцировка
временных интервалов является
результатом условных
Особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие нормально развивающимися детьми. Временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления жизненного опыта, изучения других величин.
У детей интеллектуального развития замедленная, ограниченная восприимчивость, недифференцированность ощущений и восприятий еще больше затрудняет формирование временных представлений.
Дефектное развитие ощущений и восприятий у детей с нарушением интеллекта оказываются ядерными симптомами отсталости, которые затрудняют формирование представления о времени, тормозят развития психических процессов, в частности, мышления.
Первые представления о
Цель исследования состояла в разработке системы формирования временных представлений в процессе изучения математики у детей младшего школьного возраста и у детей с нарушениями интеллекта.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
Изучить проблему обучения детей и формирования у них представления о времени в психолого-педагогической и методической литературе
Выявить особенности временных представлений у детей младшего школьного возраста и у детей с нарушениями интеллекта.
Разработать систему формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения математики.
Гипотеза состояла в предположении: в процессе специального обучения возможно сформировать у детей с интеллектуальной недостаточностью временные представления и ориентировки, необходимые для последующего обучения и социальной адаптации.
Объект исследования: процесс овладения детьми временными представлениями.
Предмет: педагогические условия
формирования представлений
о времени у младших
Новизна состоит в том, что выявлены особенности временных представлений у детей с нарушением интеллекта и разработана система формирования представления о времени.
Разработка действенных средств
индивидуализации важна для всех
звеньев школы, но особенно
актуальна она для системы
начального обучения, где закладывается
фундамент школьной успеваемости,
формируются основные
Действенная забота о
В системе народного
Учитывая особенности детей группы риска, планирование учебной работы в классах коррекции приобретает иной характер, учитывая то, что в этих классах реализуется типовая программа.
Трудность обучения состоит в том, что учителям нелегко дифференцировать материал из учебников. Для детей класса коррекции материала мало.
К группе риска относятся
дети, развитие которых осложнено
неблагоприятными факторами
генетического, биологического
и социального свойства. Эти
дети не принадлежат к
ЗРП бывает 3- х видов:
конституционная,
самоточенная,
психогенная.
Все эти виды задержек являются показательными для зачисления детей в классы коррекции.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
' 1.1. Теоретические основы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста.
Математические понятия выражают сложные отношения и формы действенного мира: количественные, пространственные, временные представления, представления о форме и величине.
Абстрактность объектов
В связи с этим можно определить содержание знаний, с которыми дети должны поступать в школу:
Количественные представления (счет, счетные операции, решение арифметических задач).
Сюда входит прямой и обратный счет, знание последовательности чисел, счет с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), счет групп предметов, деление целого на части, упражнения в запоминании чисел, сопоставление совокупности предметов, независимость числа предметов от их размера и формы расположения, порядковый счет, цифры, решение текстовых арифметических задач, представления о множестве и подмножестве,
Представления о величине предметов и ее измерении (высота, ширина, толщина и прочее),
Представления о геометрических фигурах и форме предметов,
Представления о времени (времена года, дни недели, части суток),
Представления о пространстве (ориентировка в окружающей действительности, в схеме собственного тела, на противоположном объекте, на плоскости листа бумаги).
В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и осваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд основных понятий, на которых строится вся наша система знаний. Одним из них является понятие времени.
Эта категория появилась в
процессе осознания человеком
смены событий: сон
В истории философии
Между длительностями различных явлений имеются временные отношения одновременности и последовательности. Порядок « прошлое- настоящее- будущее» характеризует временное отношение последовательности.
Временная определенность явлений
складывается из временной
определенности его элементов.
В то же время в силу
существования между
С понятием длительности связывается также одномерность, необратимость, равномерность течения.
Время существует объективно, вне и независимо от нашего сознания. Восприятие же и познание его - это лишь отражение в нашем сознании реально существующего времени.
Можно выразить три основные особенности времени:
текучесть, время связано с движением,
необратимость,
отсутствие наглядных форм, «его не видно и не слышно». [5, 52]
Само слово «время»
В природе регулярно
Человечество прошло длительный
путь осознания и определения
В Древней Греции длительность
суток определялась по времени,
прошедшему между рассветом
и закатом. Ночные часы попросту
не учитывались, однако, уже
древние римляне стали
Прежде чем были изобретены
часы, день и ночь разбивали
на двенадцать равных промежутков.
Однако такая система была
неудобной, так как
Египтяне первыми определили продолжительность года. Жрецы заметили, что ежегодно, примерно одновременно с началом разлива Нила, перед восходом Солнца на небосклоне появлялась яркая звезда. Таких дней между событиями оказалось 365.
Древние египтяне создали первый
лунный (месячный) календарь, но
он оказался неточным, и римляне
видоизменили его. Этот календарь
утвердил Юлий Цезарь. Названия
месяцев в этом календаре
определялись по именам цезарей
и других известных людей.
Некоторые из них мы
Информация о работе Формирование временных представлений младших школьников