Формирование временных представлений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:35, доклад

Описание

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. [1, 302]

Работа состоит из  1 файл

Формирование временных представлений младших школьников.docx

— 71.50 Кб (Скачать документ)

Формирование временных  представлений младших школьников

       ВВЕДЕНИЕ

         С проблемой  времени человек   сталкивается  ежедневно,  ежеминутно.  Вся жизнь человека  тесно связана   с временем, с умением измерять,  распределять  и ценить время.  Время является  регулятором всей деятельности  человека. Ни  одна деятельность  не проходит  без восприятия  времени.  

           Восприятие  времени - это  отражения   деятельности  и последовательности  явлений и событий.  Наше восприятие  времени несовершенно:  нам кажется,  что время течет  то быстрее,  то  медленнее в  зависимости   от того, чем  заполнен тот   или ной промежуток  времени. [1,  302]

           Точность оценки  временных   интервалов  определяется  динамикой   процессов  возбуждения  и  торможения.  Дифференцировка   временных  интервалов  является  результатом  условных рефлексов   на время. 

           Особенности  времени как   объективной  реальности  затрудняют  его восприятие  нормально   развивающимися  детьми. Временные   представления  развиваются   медленно, в  процессе длительных  наблюдений,  накопления  жизненного  опыта, изучения  других величин.

           У детей интеллектуального   развития замедленная,  ограниченная  восприимчивость,  недифференцированность  ощущений и восприятий  еще больше  затрудняет  формирование  временных представлений.

           Дефектное  развитие ощущений  и восприятий  у детей с нарушением  интеллекта  оказываются  ядерными  симптомами  отсталости,  которые  затрудняют  формирование  представления   о времени, тормозят  развития  психических  процессов, в   частности,  мышления.  

           Первые представления  о времени  дети  получают в  дошкольный  период. Смен  дня и ночи, смена   времени года,  повторяемость   режимных моментов  в жизни  ребенка-  все это формирует   временные  представления.  Однако, как  временная  последовательность  событий, так  и особенно  понятие о  продолжительности   событий усваивается  детьми  с большим  трудом. Данное  исследование  обусловлено  необходимостью  изучения процесса  формирования  временных  представлений   у детей младшего  школьного   возраста и  интеллектуальной  недостаточностью  и  у нормально   развивающихся  детей. Важность  этой проблемы  для практики  воспитания  и обучения  младших школьников  определяет  актуальность  данной работы.

           Цель исследования  состояла в   разработке  системы формирования  временных  представлений   в процессе  изучения математики  у детей младшего  школьного   возраста и у  детей с  нарушениями  интеллекта.

           Поставленная  цель реализуется   решением следующих  задач:  

            Изучить проблему   обучения  детей   и формирования   у них представления   о времени  в   психолого-педагогической   и методической   литературе

              Выявить особенности   временных   представлений   у детей младшего   школьного   возраста и у   детей с нарушениями   интеллекта.   

              Разработать   систему формирования   временных   представлений   у детей младшего   школьного   возраста в   процессе изучения   математики.

          Гипотеза  состояла в  предположении:  в процессе  специального  обучения возможно  сформировать  у детей с интеллектуальной  недостаточностью  временные представления и ориентировки,  необходимые для последующего  обучения и социальной  адаптации.

           Объект исследования:  процесс  овладения  детьми временными  представлениями. 

           Предмет:  педагогические  условия  формирования  представлений   о времени у  младших школьников  и детей с нарушениями  интеллекта.

           Новизна состоит  в том, что  выявлены  особенности  временных   представлений  у детей с  нарушением  интеллекта  и разработана   система формирования  представления   о времени.

           Разработка  действенных  средств  индивидуализации  важна для всех  звеньев школы,  но особенно  актуальна она  для системы   начального  обучения, где  закладывается   фундамент  школьной  успеваемости,  формируются  основные стереотипы  учебной деятельности.

           Действенная  забота о здоровье  и гармоничном  развитии детей   предполагает  создание адекватных  условий обучения  для каждого   переступившего  школьный порог   ребенка. Создание  таких условий,  учитывающих  индивидуальные  особенности,  общие и специальные   способности  школьников,-  важнейший   аспект программы  охраны детства,  обязательная  предпосылка  фактической  реализации  права каждого  человека на  полноценное  образование.

           В системе  народного  образования   утвердилась  разветвленная   сеть специальных  школ: вспомогательных   школ и школ-  интернатов  для  умственно  отсталых детей.

           Учитывая  особенности  детей  группы  риска, планирование  учебной  работы  в классах коррекции   приобретает  иной характер,  учитывая то,  что в этих  классах  реализуется  типовая  программа. 

           Трудность  обучения состоит   в том, что учителям  нелегко  дифференцировать  материал из  учебников. Для  детей класса  коррекции  материала мало.

           К группе риска  относятся  дети,  развитие которых  осложнено   неблагоприятными  факторами   генетического,  биологического  и социального  свойства. Эти   дети не принадлежат  к категории   больных и  дефективных.  Однако, в силу  указанных  обстоятельств,  находятся в  пограничной   ситуации между  нормой и  патологией,  имеют при сохраненном   интеллекте  худшие, чем у  сверстников,  адаптационные  возможности.  Для таких детей  характерен  низкий уровень  выполнения  учебных и неучебных  заданий, обусловленный сниженной учебной мотивацией  и отсутствием познавательных  интересов. При этом наблюдается повышенная  отвлекаемость,  импульсивность,  гиперактивность.  Все это обусловлено неярко выраженными теми или иными отклонениями  в их развитии.  В группу риска входят дети  с ЗРП (задержкой психического  развития).

           ЗРП бывает  3- х видов:

         конституционная,

          самоточенная,

          психогенная.

          Все эти виды  задержек являются  показательными  для зачисления  детей в классы  коррекции.

         ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ   ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА И У   ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

         ' 1.1.  Теоретические  основы  формирования  временных  представлений   у детей младшего  школьного   возраста.

         Математические  понятия выражают  сложные отношения  и формы  действенного  мира: количественные,  пространственные,  временные представления,  представления о форме и величине.

           Абстрактность  объектов математики,  с одной стороны,  конкретность  наглядно-действенного  и наглядно-образного   характера  мышления младших   школьников,  с другой стороны,  создают объективные  трудности  в  отборе содержания  знаний, методов  и способов их  представления   для обучения.

           В связи с этим  можно определить  содержание  знаний, с которыми  дети должны  поступать в   школу:

            Количественные   представления   (счет, счетные   операции, решение   арифметических   задач).

          Сюда входит  прямой и обратный  счет, знание  последовательности  чисел, счет с  помощью различных  анализаторов  (зрительного,  слухового,  тактильного),  счет групп  предметов,  деление целого  на части, упражнения  в запоминании  чисел, сопоставление  совокупности  предметов,  независимость  числа предметов  от их размера  и формы расположения,  порядковый  счет, цифры,  решение текстовых  арифметических  задач, представления  о множестве  и подмножестве,

            Представления   о величине   предметов и   ее измерении   (высота, ширина,   толщина и  прочее),

              Представления    о геометрических   фигурах и форме   предметов,

             Представления   о времени (времена   года, дни недели,   части суток),

             Представления   о пространстве   (ориентировка   в окружающей   действительности,   в схеме  собственного   тела, на противоположном   объекте, на   плоскости   листа бумаги).

          В ходе непосредственного   общения с окружающим  миром,  изучая  и  осваивая  впечатления   о нем, человечество  выработало  ряд основных  понятий, на  которых  строится  вся наша система   знаний. Одним  из них является  понятие времени.

           Эта категория   появилась в   процессе осознания  человеком  смены  событий: сон  сменяется   бодрствованием,  день - ночью и   т. д. и их круговорота.  Это  привело  к мысли о длительности  времени.

           В истории философии  проводился  диалектический  анализ времени,  в результате  которого установлено,  что основными  моментами   являются длительность  и мгновение.  Мгновение -  чистое «когда»,  лишенное  длительности.  Длительность-  продолжительность  существования   объектов или  его элементов,  сохранение  их существования.

           Между длительностями  различных   явлений имеются  временные   отношения  одновременности   и последовательности.  Порядок  « прошлое-  настоящее-  будущее»  характеризует  временное   отношение  последовательности.

           Временная  определенность  явлений  складывается  из временной   определенности  его элементов.  В то же время  в силу  существования  между элементами  отношений  одновременности   и последовательности  в объекте  имеется  хронологическая   структура.  Поэтому временная   определенность  реального  явления  есть  органическое  единство  его  длительности  и хронологической   структуры.

           С понятием  длительности  связывается   также одномерность,  необратимость,  равномерность  течения.

           Время существует  объективно,  вне и независимо  от нашего сознания.  Восприятие  же и познание  его - это лишь  отражение в нашем сознании  реально существующего времени.

           Можно выразить  три основные  особенности  времени:  

            текучесть,   время связано   с движением,

             необратимость,

             отсутствие   наглядных   форм, «его не   видно и не слышно».   [5, 52]

          Само слово  «время» происходит  от древнерусского  «веремя», что  означает «вращение».  Прошедшее,  настоящее и  будущее связаны  между собой  таким образом,  что они не могут  поменяться  местами. Свойство  необратимости    времени, протекание  времени в одном  направлении  есть выражение  вечного развития  природы и общества  по восходящей  линии, от старого  к новому.

               В природе  регулярно  повторяется   смена времен  года, дня и ночи.  Эти явления  связаны с суточным  вращением  земного шара,  движением  Луны  вокруг Солнца.  На этой  основе  и возникли  основные  единицы  измерения  времени  - сутки,  неделя, месяц,  год. Деление   суток на четыре  части (утро,  день, вечер,  ночь) связано  с  изменениями,  происходящими   в окружающей  среде в связи   с различным  положением  Солнца  и Луны  и сменой видов   деятельности  людей в различные   части суток.  Эта смена принята   условно, так  как продолжительность   каждой части  суток различна.  [44, 35]

           Человечество  прошло длительный  путь осознания  и определения   времени.

           В Древней Греции  длительность  суток определялась  по времени,  прошедшему  между рассветом   и закатом. Ночные  часы попросту  не учитывались,  однако, уже   древние римляне  стали считать   время так же,  как и мы: от  полуночи  до полуночи.

           Прежде чем были  изобретены  часы, день и  ночь разбивали   на двенадцать  равных промежутков.  Однако такая  система была  неудобной, так  как продолжительность   дня и ночи в  разное время   года непостоянна.  Первыми, кто   разделил все  сутки целиком   на 24 части, равные  одному часу,  были римляне. 

           Египтяне первыми  определили  продолжительность  года. Жрецы   заметили, что  ежегодно, примерно  одновременно  с началом разлива   Нила, перед  восходом Солнца  на небосклоне  появлялась  яркая  звезда.  Таких дней  между событиями   оказалось 365.

           Древние египтяне  создали первый  лунный (месячный)  календарь, но  он оказался  неточным, и  римляне  видоизменили  его. Этот календарь   утвердил Юлий  Цезарь. Названия  месяцев в этом  календаре   определялись  по именам цезарей   и других известных  людей.  Некоторые  из них мы используем  и в нашем календаре.  Поэтому  дети  с таким трудом  запоминают  названия месяцев,  потому что  они  не несут смысловой   нагрузки для  детского восприятия.  Например, «июль»  назван в честь   Юлия Цезаря.  [42, 8]

Информация о работе Формирование временных представлений младших школьников