Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:35, доклад
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. [1, 302]
Основной формой обучения является урок. Но познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта нарушена и развивается значительно медленнее, чем у детей с нормальным интеллектом. Поэтому обучение умственно отсталых детей имеет свою специфику.
Особенности детей с
Для лучшего усвоения
1.необходимо формировать временные
представления на базе
2.Знакомить учащихся (до изучения единиц измерения времени и их соотношений) с помощью бесед, игр с отношениями времени, сутки больше, чем день или ночь, сутки меньше недели, год больше месяца, час больше минуты и т. д.
3. показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени.
4. Формировать, как можно раньше,
правильные представления о
длительности событий, явлений,
которые учащиеся постоянно
наблюдают или в которых
участвуют (например, режимных моментов,
урока, перемены и т. д.). Учащиеся
должны накапливать опыт в
определении длительности промежутка
времени, необходимого для выполнения
той или иной работы, подмечать
зависимость между
5.проводить работу по формированию временных представлений и понятий на других учебных предметах (уроках музыки, русского языка, физкультуры, рисования) и во внеурочное время.
6.проводить работу по
В первом классе уточняются представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь). Учитель знакомит детей с понятием «сутки». Учащиеся должны овладеть определенной группой слов, словосочетаний (рано, поздно, быстро, медленно).
К концу пропедевтического
периода учащиеся должны уметь
чередовать понятия «вчера»,
«сегодня», «завтра». Эти понятия
могут быть усвоены только
при систематическом их
употреблении. Необходимо регулярно
спрашивать детей, что было
накануне (вчера), что произойдет
в дальнейшем (завтра), какие
дела нужно выполнить
Начинается работа по формированию понятия недели. Опыт показывает, что учащиеся постепенно запоминают названия дней недели и их последовательность, если ежедневно спрашивать их, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера.
Ко второму классу учащиеся должны иметь большой запас наблюдений смены дней в течение недели. Закреплению последовательности дней недели способствует проведение дидактических игр.
Наряду с календарным
Во втором классе учащиеся
вспомогательной школы
Учащиеся знакомятся с часами, узнают об их назначении, о том, зачем людям нужно знать и уметь измерять время.
На циферблате учащиеся рассматривают стрелки: часовую и минутную. Обращают внимание на движение стрелок.
Сначала дети учатся размещать числа на циферблате, затем изображают стрелки.
В последующие дни проводится работа по наблюдению за конкретной наполняемостью часа.
Таким образом, дети должны
научиться различать стрелки,
В третьем классе дети учатся определять время с точностью до 5 минут.
Представления о временах года начинают формироваться с первого класса с наиболее типичного, ярко выраженного времени года, затем- с противоположным временем года, имеющим ярко выраженные признаки, потом с тем временем года, из оставшихся, которое имеет яркие признаки, в конце- наименее выраженное время года.
С понятием «год» учащиеся знакомятся в третьем классе (в годе 12 месяцев).
Одним из пособий, которое помогает сформировать понятие года, месяцев, дней недели является календарь.
При знакомстве с календарем показывают различные виды календарей, уточняют их назначение.
Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта проводится по следующим этапам:
по подражанию действиям взрослого
по образцу действия взрослого
по словесной инструкции взрослого [9, 138]
Выводы:
Таким образом, одной из самых
сложных областей знаний, умений
и навыков, включенных в содержание
общественного опыта,
В принципе, овладение элементарными
временными детьми младшего
школьного возраста с
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.
' 2.1. Изучение временных представлений в начальной школе.
Практически в каждом классе есть дети, которые пришли в школу, не обладая элементарными математическими знаниями. Они с первых же уроков оказываются в тяжелом положении: на детей обрушивается лавина незнакомых фактов, понятий, представлений, что ученик не в силах их осмыслить и запомнить. К этому добавляется сознание того, что другим детям все дается легко. Ребенок начинает чувствовать себя неуютно, у него пропадает интерес к математике и вообще к школе. Поэтому, по крайней мере, для двух категорий учащихся первые уроки приносят разочарование.
Нужно построить изучение темы так, чтобы все ученики были вовлечены в активную и интересную для них учебную деятельность.
Предлагается методика изучения тем, независимо от того, умеет ребенок считать или нет, и выводы, которые делаются детьми на основе самостоятельных практических действий и наблюдений.
Изучение темы «Меры времени» в начальной школе начинаются с первого класса. Элементарные временные представления дети уже знают, умеют применять их на практике. Внимание этой теме уделяется на всех уроках, включая внеклассные занятия, экскурсии, наблюдения.
Строится последовательность заданий,
где ученики должны прийти
к новому знанию в результате
самостоятельной практической
и интеллектуальной деятельности-
сравнения, анализа, обобщения.
Понятие времени формируется
в сознании, проходя последовательно
ряд ступеней. Каждая ступень-
это рассмотрение изучаемого
понятия в новом аспекте.
Все аспекты образуют в
сознании ребенка множественность
связей, что и является основой
сознательного усвоения
Определяя методику, учитель должен учитывать, что понятие времени весьма отвлеченное.[27, 252]
На других уроках также происходит
изучение временных
В процессе такой работы у
детей четко формируется
представление о времени.
Изучение временных
В учебниках математики тема “Меры времени” дана в полном объеме и по предусмотренной школьной программе.
Существуют также разные формы
и системы обучения
Традиционная система обучению математике (формирование временных представлений)
2 класс (1- 3) М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова.
Тема «Время и его измерение» идет после темы «Доли».
Изучение начинается с таких
временных промежутков, как
год, месяц, неделя. Для закрепления
даются упражнения, задания. Далее,
изучаются сутки, час, минута.
3 класс (1- 3, 1- 4) М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова.
Тема «Единицы времени» изучается в большой теме «Величины». Повторяется ранее изученные единицы времени и дети знакомятся с такими понятиями как секунда и век. Предлагаются для закрепления задания, как для самостоятельной работы, так и для всего класса. Дается таблица единиц времени для запоминания.
Выводы:
Процесс формирования временных
представлений, их изучение в
начальной школе происходит
в достаточно трудной степени
для детей, т. к. тема сложная,
требует много усилий, труда,
запоминания и т. д. Но, тем
не менее, все дети и нормально
развивающиеся и с
' 2.2. Методика формирования временных представлений в начальной школе.
Как уже говорилось в предыдущих
главах, методика работы по формированию
временных представлений
у детей требует разработки.
Необходимо проанализировать трудности,
возникающие при усвоении
временных представлений
у детей нормально
Информация о работе Формирование временных представлений младших школьников