Формирование временных представлений младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 04:35, доклад

Описание

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана с временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени - это отражения деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или ной промежуток времени. [1, 302]

Работа состоит из  1 файл

Формирование временных представлений младших школьников.docx

— 71.50 Кб (Скачать документ)

           Основной формой  обучения является  урок. Но познавательная  деятельность  детей с нарушением  интеллекта  нарушена и  развивается   значительно  медленнее, чем   у детей с нормальным  интеллектом.  Поэтому обучение  умственно   отсталых детей  имеет свою  специфику.

           Особенности  детей с нарушением  интеллекта  с их быстрой   утомляемостью,  отвлекаемостью,  затруднениями  при необходимости   применять  умственные  усилия требуют внесения игровых моментов, частой  смены форм  работы, перерывов для отдыха, и,  кроме того,  постепенного  вовлечения  их в учение с постоянным  учетом индивидуальных  особенностей  каждого. 

           Для лучшего  усвоения материала   необходимо  перед каждым  разделом  изучаемого  материала  проводить   подготовительную  работу. Поэтому   количество  уроков по каждой  теме значительно  увеличилось   по сравнению  с программой  для детей с  легкой степенью  умственной  отсталости.  Ведется  большая  работа по закреплению   и многократному  повторению  пройденного  материала, так   как детям с  нарушением   интеллектуального  развития  свойственно  быстрое забывание.  Весь процесс  формирования  временных  представлений   у детей с нарушением  интеллекта  проводится  с учетом следующих   требований:

           1.необходимо  формировать  временные   представления  на базе детских   наблюдений,  опыта, практики.  Связывать  каждый факт,  явление,  события  со временем,  в  которое оно  протекает.

           2.Знакомить  учащихся (до  изучения  единиц  измерения  времени  и их  соотношений)  с помощью  бесед,  игр с отношениями   времени, сутки  больше, чем   день или ночь,  сутки меньше  недели, год  больше месяца,  час больше  минуты и т. д.

           3. показывать  продолжительность   единиц времени,  возможное   конкретное  их содержание  с  тем, чтобы  ученик ощутил  длительность  этого промежутка  времени в различных  условиях, постиг  путем опыта,  что можно  сделать  за ту или иную  единицу времени.

           4. Формировать,  как можно раньше,  правильные  представления  о  длительности  событий, явлений,  которые учащиеся  постоянно   наблюдают или  в которых  участвуют  (например, режимных  моментов, урока,  перемены и т.  д.). Учащиеся  должны накапливать  опыт в  определении  длительности  промежутка  времени, необходимого  для выполнения  той или иной  работы, подмечать   зависимость  между количеством   продукции и  затраченным   на ее изготовление  временем, отчетливо  выделять связи   и  отношения  между явлениями   и событиями,  давать им четкое  словесное  описание.

           5.проводить  работу по   формированию  временных  представлений   и понятий на  других учебных   предметах  (уроках музыки,  русского  языка,  физкультуры,  рисования)  и  во внеурочное  время.

           6.проводить  работу по развитию  временных  представлений   систематически  независимо  от  темы урока,  затрачивая  по 5-10 минут урока.[19,  89]

           В первом классе  уточняются  представления  о частях суток  (утро, день, вечер,  ночь). Учитель   знакомит детей  с понятием  «сутки». Учащиеся  должны овладеть  определенной  группой слов,  словосочетаний  (рано, поздно,  быстро, медленно).

           К концу пропедевтического   периода учащиеся  должны  уметь   чередовать  понятия «вчера»,  «сегодня»,  «завтра». Эти  понятия  могут  быть усвоены  только  при  систематическом  их  употреблении.  Необходимо  регулярно   спрашивать  детей, что было  накануне (вчера),  что произойдет   в дальнейшем  (завтра), какие   дела нужно  выполнить  сегодня.

           Начинается  работа по  формированию  понятия недели.  Опыт показывает,  что учащиеся  постепенно  запоминают  названия дней  недели и их  последовательность,  если ежедневно   спрашивать  их, какой сегодня   день недели,  какой день  недели  был  вчера.

           Ко второму  классу учащиеся  должны иметь  большой запас   наблюдений  смены дней в   течение недели.  Закреплению   последовательности  дней недели  способствует  проведение  дидактических   игр.

           Наряду с календарным  понятием  недели  (неделя начинается  в  понедельник  и заканчивается   в воскресенье)  следует дать  учащимся и  житейское  понятие  недели  (если от данного   дня пройдет  семь дней, то  пройдет неделя,  от четверга  до четверга  прошла неделя).

           Во втором классе  учащиеся  вспомогательной  школы получают  понятие о единице  измерения   времени-часе,  знакомятся  с прибором  для  измерения  времени  - часами.

           Учащиеся знакомятся  с часами, узнают  об их назначении,  о  том, зачем  людям нужно   знать и уметь  измерять  время.

           На циферблате  учащиеся  рассматривают   стрелки: часовую  и минутную.  Обращают внимание  на движение  стрелок.

           Сначала дети  учатся размещать   числа на циферблате,  затем  изображают  стрелки.

           В последующие  дни проводится  работа по наблюдению  за конкретной  наполняемостью  часа.

           Таким образом,  дети должны  научиться  различать  стрелки,  называть  их, должны знать,  на  какое число  указывает   минутная стрелка  при определении   целого часа,  узнавать не  только  целый  час, тот, который   в данный момент  наступил, но  и по положению  часовой  стрелки  определять,  который час был и который будет.

           В третьем классе  дети учатся  определять  время с точностью   до 5 минут.

           Представления  о временах  года  начинают  формироваться   с первого класса  с наиболее  типичного, ярко  выраженного   времени года,  затем- с противоположным   временем года,  имеющим ярко  выраженные  признаки, потом  с тем временем  года, из оставшихся,  которое имеет  яркие признаки,  в конце- наименее  выраженное  время года.

           С понятием  «год» учащиеся  знакомятся  в третьем классе  (в годе 12 месяцев).

           Одним из пособий,  которое  помогает  сформировать  понятие  года,  месяцев, дней  недели  является  календарь.

           При знакомстве  с календарем  показывают  различные виды  календарей,  уточняют их  назначение.

           Весь  процесс формирования  временных   представлений  у детей с  нарушением  интеллекта  проводится  по следующим  этапам:

            по подражанию   действиям   взрослого

             по образцу   действия взрослого

             по словесной   инструкции   взрослого   [9, 138]

          Выводы:

           Таким образом,  одной из самых   сложных областей  знаний, умений  и навыков, включенных  в содержание  общественного  опыта, являются  математическими,  так как они   достаточно  отвлеченны  и оперирование  ими требует  выполнения  сложных  умственных  действий. Нормально   развивающимся  детям овладение   математическими  знаниями и   умениями дается,  в общем- то  легко,  тогда как у  детей  с отклонениями   в умственном  развитии имеются  нарушения   познавательной  деятельности,  которые  затрудняют  овладение ими   математических  знаний и умений,  в частности,  восприятия  и  ориентировку  во времени.

           В принципе,  овладение  элементарными   временными  детьми младшего  школьного  возраста с  нарушениями   в интеллектуальном   развитии,  оказывается  вполне возможным.

           ГЛАВА 2. МЕТОДИКА  ФОРМИРОВАНИЯ  ВРЕМЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ   У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА И У  ДЕТЕЙ С  НАРУШЕНИЯМИ  ИНТЕЛЛЕКТА.

         ' 2.1. Изучение  временных  представлений   в начальной  школе.

         Практически  в каждом классе  есть дети, которые  пришли  в школу,  не обладая  элементарными   математическими  знаниями. Они   с первых же  уроков оказываются  в тяжелом положении:  на детей обрушивается  лавина незнакомых  фактов, понятий,  представлений,  что ученик не  в силах их осмыслить  и запомнить.  К этому добавляется  сознание того,  что другим  детям все дается  легко. Ребенок  начинает чувствовать  себя неуютно,  у него пропадает  интерес к математике  и вообще к школе.  Поэтому, по  крайней мере,  для двух категорий  учащихся первые  уроки приносят  разочарование. 

           Нужно построить  изучение  темы  так, чтобы все  ученики  были  вовлечены в  активную  и  интересную  для них учебную   деятельность.

           Предлагается  методика изучения  тем, независимо  от того, умеет   ребенок считать  или нет,  и выводы,  которые делаются  детьми на основе  самостоятельных   практических  действий и  наблюдений. 

           Изучение темы  «Меры времени»  в начальной  школе начинаются  с первого класса.  Элементарные  временные  представления   дети уже знают,  умеют применять   их на практике.  Внимание этой  теме уделяется  на всех  уроках,  включая внеклассные   занятия, экскурсии,  наблюдения.

           Строится  последовательность  заданий,  где  ученики должны  прийти  к новому  знанию в результате  самостоятельной  практической  и интеллектуальной  деятельности-  сравнения,  анализа, обобщения.  Понятие времени  формируется   в сознании,  проходя последовательно   ряд ступеней.  Каждая ступень-  это рассмотрение  изучаемого  понятия в новом  аспекте.  Все  аспекты образуют  в  сознании  ребенка множественность   связей, что и  является основой   сознательного  усвоения понятия.[45,  166]

           Определяя  методику, учитель   должен учитывать,  что понятие   времени весьма  отвлеченное.[27,  252]

           На других уроках  также происходит  изучение временных  представлений.  Например: на  уроке чтения  или  развития  речи идут беседы  о временах  года, названии  месяцев,  на  основе рассказов,  сказок  разных  писателей. На  уроке  естествознания  и природоведения  изучение проходит  в процессе  наблюдений  за временами  года, ведется  табель- календарь   природы, по  которому дети  запоминают  названия месяцев   и их последовательность,  число  дней в  месяце и неделе.  Определение  времени по  часам  так же  можно включить  в  эти уроки. На  уроках рисования   могут зафиксировать  сезонные  явления,  нарисовать  часы и  определить  по ним время.  На  уроках труда  также можно   изготовить  модель часов,  по  которым дети  учатся определять  время. На уроках  музыки можно   включить элементы  формирования  временных  представлений   у детей. Спеть  песню, где говорится  о каких- либо  единицах времени,  или рассказать  в стихах.

           В процессе  такой работы  у  детей четко  формируется   представление  о времени. Дети  знают, что в  году 365 дней, а  100 лет- это век,  сколько секунд  в минуте, а минут  в часу, сколько  месяцев в году,  их последовательность  и сколько  дней  в неделе и их  названия. Все  эти представления   времени даются  детям с 1 по 4 класс  на различных  уроках.

           Изучение временных  представлений   в школе, конечно  же дается и в школьной учебной литературе.

           В учебниках  математики  тема  “Меры  времени” дана  в  полном объеме  и по предусмотренной   школьной программе.

           Существуют  также разные  формы  и системы  обучения математике  в школе.

           Традиционная  система обучению  математике  (формирование  временных   представлений)

         2 класс (1- 3) М. И. Моро,  М.  А. Бантова,  Г. В. Бельтюкова.

           Тема «Время  и его измерение»  идет после темы   «Доли».

           Изучение начинается  с таких  временных  промежутков,  как  год, месяц,  неделя. Для  закрепления   даются упражнения,  задания. Далее,  изучаются  сутки, час, минута.  На каждую тему  отведено по  1 уроку. Но в  зависимости   от усвоения  детьми учебным   материалом,  учитель может   сократить или  увеличить   количество  уроков по данной  теме. Закрепление  также проходит  с опорой на  действительность  и личный опыт  ребенка.

           3 класс (1- 3, 1- 4)  М. И.  Моро, М.  А. Бантова,  Г. В. Бельтюкова,  С. И. Волкова,  С. В. Степанова.

           Тема «Единицы  времени» изучается   в большой теме  «Величины».  Повторяется  ранее изученные   единицы времени  и дети знакомятся  с такими понятиями как секунда и век. Предлагаются  для закрепления задания, как для самостоятельной работы, так и для всего класса.   Дается таблица единиц времени для запоминания.

         Выводы:

           Процесс формирования  временных   представлений,  их изучение  в  начальной  школе происходит  в достаточно  трудной степени   для детей, т.  к. тема сложная,  требует много  усилий, труда,  запоминания  и т. д. Но, тем  не  менее, все дети  и нормально   развивающиеся  и с недостатками  интеллекта  осваивают эту   тему.

         ' 2.2. Методика  формирования  временных   представлений  в начальной   школе.

         Как уже говорилось  в предыдущих  главах, методика  работы по  формированию  временных  представлений   у детей требует  разработки.  Необходимо  проанализировать  трудности,  возникающие  при усвоении  временных  представлений   у детей нормально  развивающихся   и детей с интеллектуальной  недостаточностью,  определить  пути  повышения  эффективности   работы на данном  этапе. В  начальной  школе изучение  временных  представлений   начинается  с первого класса.  Дети уже имеют  элементарные  представления  о времени. Многие  знают, что неделя  состоит  из 7  дней. Оперируют  осознанно   такими словами,  как «один  день»,  «два дня» и т.  п.  Но надо иметь  в виду, это  слово  «день», дети  понимают  по-  разному: один  день- одни сутки и день как светлая часть суток в отличие от  вечера, ночи,  утра.[3, 252] И,  начиная с 1- го  класса, сразу необходимо  приступить  к сравнению знакомых, часто встречающихся в опыте детей временных промежутков.  Знакомство  с единицами времени способствует  уточнению временных представлений у детей. Знание  количественных  единиц измерения помогает сравнивать  и оценивать по продолжительности промежутки  времени, выраженные  в тех или иных  единицах времени.  Такие единицы времени, как месяц и год,  сутки, час и минута изучаются во 2 классе, а век и секунда - в 3 классе. Необходимо  формировать у детей конкретные  представления о каждой единице времени.

Информация о работе Формирование временных представлений младших школьников