Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:46, курсовая работа
Цель работы: на основе систематизации знаний о подходах к решению квадратных уравнений с параметрами разработать элективный курс для учащихся 9-х классов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить учебно-методическую и математическую литературу на предмет исследования;
- познакомиться с педагогическим опытом обучения решению квадратных уравнений с параметрами;
Введение……………………………………………………….................2
1.Теоретические основы решения квадратных уравнений……….......4
1.1. Понятие квадратного уравнения, его виды ………………………4
1.2. Методы решения квадратных уравнений ………………………..5
1.2.1. Аналитический метод…………………………………………...5
1.2.2. Графический метод……………………………………………...7
1.3. Прямая и обратная теорема Виета ………………………….........9
1.4. Квадратные уравнения с параметрами…………………………….10
2. Методика обучения решению квадратных уравнений с параметрами………………………………………………………………21
2.1. Профильная дифференциация обучения в современной школе…21
2.2. Анализ учебных пособий на предмет изучения………………….24
3. Разработка занятий элективного курса……………………………..27
Заключение………………………………………………………………..
Список используемых источников………………………………………
Содержание
Введение……………………………………………
1.Теоретические основы решения квадратных уравнений……….......4
1.1. Понятие квадратного уравнения, его виды ………………………4
1.2. Методы решения квадратных уравнений ………………………..5
1.2.1. Аналитический метод……………………………
1.2.2. Графический метод……………………………………………...7
1.3. Прямая и обратная теорема Виета ………………………….........9
1.4.
Квадратные уравнения с
2. Методика
обучения решению квадратных уравнений
с
параметрами…………………………………………………
2.1.
Профильная дифференциация
2.2. Анализ учебных пособий на предмет изучения………………….24
3.
Разработка занятий
Заключение………………………………………
Список
используемых источников………………………………………
Введение
Во всех сферах жизнедеятельности общества требуются люди, умеющие адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, творчески мыслящие, обладающие навыками исследовательской работы. В общеобразовательной школе закладываются основы знаний, происходит формирование и развитие социально-значимых качеств личности. В силу своей специфики значительную роль в умственном развитии и воспитании подрастающего поколения играет математика.
В
современных школьных программах по
математике отмечается, что принципиальным
положением организации педагогического
процесса является дифференциация обучения
математике в общеобразовательной
школе. Такой подход к построению
учебно-воспитательного
В
качестве содержательной основы для
построения совокупности заданий развивающего
характера могут выступать задачи
с параметрами. Наиболее рациональное
решение таких задач связано с актуализацией
обширного учебного материала и достигается
путем комплексного применения аналитических
и конструктивных приемов. Это позволяет
рассматривать задачи с параметрами как
содержательный материал для полноценной
математической деятельности. В последние
годы заметно возрос интерес к задачам
с параметрами. Традиционно стало предъявление
таких задач на Едином государственном
экзамене. Это связано с высокой диагностической
и прогностической ценностью задач с параметрами,
которая заключается, прежде всего, в возможности
выявить уровень фактических знаний и
степень сформированности навыков исследовательской
деятельности.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования – изучения квадратных уравнений с параметрами.
Цель работы: на основе систематизации знаний о подходах к решению квадратных уравнений с параметрами разработать элективный курс для учащихся 9-х классов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить учебно-методическую и математическую литературу на предмет исследования;
- познакомиться с педагогическим опытом обучения решению квадратных уравнений с параметрами;
-
разработать занятия элективного курса
1. Теоретические основы решение квадратных уравнений с параметрами.
1.1. Понятие квадратного уравнения, его виды
Квадратным или уравнением второй степени называется уравнение вида ах² + bx + c = 0, где a, b, c – заданные числа, причем а ≠ 0[1].
Рассмотрим основные виды квадратных уравнений.
Квадратное уравнение называют неприведенным, если старший коэффициент отличен от 1.
Квадратное уравнение называется приведенным, если коэффициент при х² равен 1. Общий вид приведенного квадратного уравнения:
x² + рх + q = 0,
где p, q - некоторые числа.
Полное квадратное уравнение – квадратное уравнение, в котором присутствуют все три слагаемых; иными словами, это уравнение, у которого коэффициенты b и с отличны от нуля. Если в квадратном уравнении ах²+bх+с=0 второй коэффициент b или свободный член с равен нулю, то квадратное уравнение называют неполным. Неполные уравнения выделяют потому, что для отыскания их корней можно не пользоваться формулой корней квадратного уравнения – проще решить уравнение методом разложения его левой части на множители.
На
рисунке 1 показаны виды квадратных уравнений.
Квадратные
уравнения
ах2 + bx + c = 0, а≠0 |
а=1, b≠0, с≠0 приведенные квадратные уравнения |
а≠1, b≠0, с≠0 квадратные уравнения общего вида |
Неполное квадратное уравнение |
а≠0,b=0,c=0 |
а≠0,b≠0,с=0 |
а≠0,b=0,с≠0 |
Рис 1. Виды
квадратных уравнений
1.2. Методы решения квадратных уравнений
Рассмотрим основные методы решения квадратных уравнений, используемые в школьном курсе математики.
1.2.1. Аналитический метод
Выделение полного квадрата
Пусть a+bx+c=0. Разделим исходное уравнения на a:
+ x+ = 0.
Если = ,то данное уравнение можно преобразовать к виду:
= 0.
Уравнение имеет один корень: x= − .
Если ≠ то прибавим и отнимем число, равное :
x²+2x+ + = 0.
Получим уравнение: = − , имеющее два корня:
= и = .
Использование формулы
Существуют
специальные формулы, по которым
находят корни квадратного
1) Пусть ax2 + bx + c = 0 (1).
Выведем формулу решения уравнения (1). Для этого, поделив обе части уравнения (1) на а, перейдем к равносильному уравнению:
Добавим и вычтем в левой части , тогда получим:
x2+x+-+=0 (1)
Выделяя полный квадрат в уравнении (1), получим:
(x +)2 + = 0 (2)
или
(x +)2 = (3)
Очевидно, что уравнение (3) эквивалентно уравнению (1). Уравнение (3) имеет действительные корни тогда и только тогда, когда ≥ 0, или D = b2 – 4ac ≥ 0.
Число D называется дискриминантом квадратного уравнения (1) . Если D ≥ 0, то из равенства (3) имеем x + = и x + = .
Следовательно, если b2 – 4ac > 0, то уравнение (1) имеет два действительных корня:
= ; = ;
если b2 – 4ac = 0, то уравнение (1) имеет один действительный корень: x = - ;
в случае b2 – 4ac < 0 действительных корней у уравнения нет.
2) Пусть в уравнении ах2 + bx + сх = 0 коэффициент b=2k. Подставив в
формулу (1) число 2k получим: x1,2 = .
Пример 1. Решить уравнение 3x2 – 5x – 1 = 0.
Решение. Так как дискриминант D=37 уравнения положителен, то имеет два действительных корня: x1 = , x2 = .
Ответ: x1 = , x2 = .
Пример 2. Решить уравнение 4x2 + 12x + 9 = 0.
Решение. Дискриминант уравнения D=0, поэтому уравнение имеет единственный корень: x = - .
Ответ: x = - .
Пример 3. Решить уравнение 5x2 – 3x + 2 = 0.
Решение. Так как D= -31 данного уравнения отрицателен, то уравнение не имеет действительных корней.
Ответ: действительных корней нет.
1.2.2. Графический метод
Квадратные уравнения можно решать и графически. Решим графически уравнение ах² + bx + c = 0. Оно равносильно уравнению ах² = -(bx+c).
Построим графики функций у = ах² (1) и у = -bx –c (2) в одной системе координат (рис. 2). В точках х1 и х2 значение обеих функций равны. Следовательно, х1 и х2 являются корнями уравнения ах² = -(bx+c) и равносильного ему уравнения ах² + bx + c = 0.
Если парабола и прямая касаются, то квадратное уравнение имеет два равных корня.
Если же парабола и прямая не пересекаются и не касаются, то квадратное уравнение не имеет корней.
Уравнение ах² + bx + c = 0 можно решить иначе, построив параболу
у=
ах²
+ bx + c и найдя точки ее пересечения с
осью Ox, если D≥0 (рис. 3).
рис. 2
Пример 4. Решить графически уравнение 2х² + 6х — 5 = 0.
Решение. При графическом способе решения квадратного уравнения часто бывает целесообразно записать его в виде приведенного уравнения. Данное уравнение примет вид: х²+3х - 2,5 = 0.
Представим
это уравнение в виде х² = -3х + 2,5. Построим
в одной и той же системе координат графики
функций у = х² и у = -3х + 2,5 (рис.
4). Найдем
абсциссы точек пересечения параболы
у = х² и
прямой у = -3х + 2,5. Приближенные значения
корней: -3,7 и 0,6.
1.3. Прямая и обратная теорема Виета
Теорема 1.
Пусть х₁, х₂ – корни квадратного уравнения ах²+bх+с=0. Тогда сумма корней равна , а произведение корней равно , т.е.
,
Можно сформулировать теорему для приведенного квадратного уравнения.
Теорема 2.
Если
приведенное квадратное уравнение
х² + рх + q = 0 имеет действительные корни,
то их сумма равна –р, а произведение равно
q, то есть