Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:46, курсовая работа
Цель работы: на основе систематизации знаний о подходах к решению квадратных уравнений с параметрами разработать элективный курс для учащихся 9-х классов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить учебно-методическую и математическую литературу на предмет исследования;
- познакомиться с педагогическим опытом обучения решению квадратных уравнений с параметрами;
Введение……………………………………………………….................2
1.Теоретические основы решения квадратных уравнений……….......4
1.1. Понятие квадратного уравнения, его виды ………………………4
1.2. Методы решения квадратных уравнений ………………………..5
1.2.1. Аналитический метод…………………………………………...5
1.2.2. Графический метод……………………………………………...7
1.3. Прямая и обратная теорема Виета ………………………….........9
1.4. Квадратные уравнения с параметрами…………………………….10
2. Методика обучения решению квадратных уравнений с параметрами………………………………………………………………21
2.1. Профильная дифференциация обучения в современной школе…21
2.2. Анализ учебных пособий на предмет изучения………………….24
3. Разработка занятий элективного курса……………………………..27
Заключение………………………………………………………………..
Список используемых источников………………………………………
а) 3х2 + 2х – 1 = 0
D = 4 - 4∙3∙(-1) = 16 (два корня)
б) 7х2 – 4х + 1 = 0
D = 16 - 4∙7∙1 < 0 (действительных корней нет)
в) 16х2 – 8х + 1 = 0
D = 64 – 64 = 0 (один корень)
Учитель: Давайте решим такую задачу: при каких значениях уравнения являются квадратным:
Выяснить, являются ли квадратным уравнением
5b(b-2)x2 + (5b-2)x – 16 = 0 при
а) b=1; б) b=2; в) b=0,4; г) b=0?
Решения:
а) b=1, -5х2+3х-16=0 – квадратное уравнение;
б) b=2, 0х2+8х-16=0
8х – 16 = 0 – линейное уравнение;
в) b = 0,4; 2(-1,6)х2 + 0х – 16 = 0
-3,8х2 – 16 = 0 – квадратное уравнение, оно является неполным:
г) b=0, -2х-16=0 – линейное уравнение.
Учитель: Итак, ребята, в зависимости от значений параметра b, уравнение может быть квадратным или линейным уравнением.
Параметры мы ранее использовали при изучении некоторых тем, сегодня мы подробнее рассмотрим их при решении простейших квадратных уравнений с параметрами.
Что же такое параметр? (учитель дает определение параметра, дети записывают).
Определение: под параметрами мы понимаем входящие в алгебраические выражения величины, численные значения которых явно не заданы, однако считаются принадлежащими определенным числовым множествам.
Решить
уравнение с параметром – значит
указать, при каких допустимых значениях
параметра существуют решения, выяснить
их число, каковы они; кроме того, обычно
при решении уравнений с
Учитель предлагает рассмотреть конкретные примеры.
Пример 2. При каких значениях параметра а уравнение ах(ах+3)+6=х(ах-6)
(2) является:
а) квадратным;
б) неполным квадратным;
в) линейным
Решение: Преобразуем уравнения, приведя его к стандартному виду:
ах(ах+3)+6 = х(ах-6),
а2х2 +3ах +6 = ах2 – 6х,
х2(а2 – а) + 3х(а+2) +6 = 0.
а) Уравнение является квадратным, если:
=>
б) Уравнение является неполным квадратным, если:
=> или =>
в) Уравнение является линейным, если:
=>
Ответ: при а ≠ 1 и а ≠ -2 или при а ≠ 0 и а ≠ -2 уравнение (2) – квадратное;
при а = 1 и а ≠ -2 или при а = 0 и а ≠ -2 уравнение (2) – неполное
квадратное;
при а = 1, а = 0 и а = -2 уравнение (2) – линейное.
Пример 3.При каких значениях параметра b уравнение bx2 – bx + b = 0
а) имеет корни; б) не имеет корней?
Решение:bx2 – bx + b = 0,
D = b2 - 4∙b∙b = -3b2,
а) -3b2 ≥ 0 │: (-3),
b2 ≥ 0, следовательно, b = 0 => уравнение bx2 – bx + b = 0 имеет корни.
б) -3b2 < 0 │ : (-3),
b2 > 0 - при любых значениях b, кроме нуля,
если b € ( -∞; 0) U (0; +∞), то исходное уравнение корней не имеет.
Подведем итог сегодняшнего нашего урока:
-мы
повторили квадратные
- перешли к изучению квадратных уравнений с параметрами;
-
рассмотрели примеры,
Домашнее задание:
Выясните вид уравнения 2ах(х-1) + х(ах-12) = 3х + 8 относительно х при:
а) а=1, б) а=-6, в) а=-2, г) а=0.
Решите его для каждого случая.
Ответ:
а) линейное уравнение; х=-4/7;
б) квадратное уравнение; корней нет;
в) квадратное уравнение; х1=х2= -2/3;
в) квадратное уравнение; х1 = ,
Урок 2. Решение квадратных уравнений с параметрами по типам.
Решение для любого значения параметра.
Цели урока:
- формировать навыки решения квадратных уравнений, содержащих параметр;
-
развивать умение учащихся
Тип урока: урок-закрепление.
Ход урока:
Перед тем как приступить к решению уравнений, давайте повторим. Что же такое параметр? ( учитель спрашивает у одного из учеников).
Ученик отвечает определение параметра. Следующий вопрос учителя к ученикам: что значит решить уравнение с параметром. Один из учеников отвечает.
Учитель: наша цель сегодняшнего урока рассмотреть другие виды уравнения, которые содержат параметр.
Учитель записывает первый пример на доске, детям дается две минуты, чтобы записать и подумать с чего можно начать решение.
Пример 1. Решить уравнение а(а + 2)х2 + 2х – а2 + 1 = 0.
Решение:
1. а(а + 2) 0, т.е. а ≠ 0 и а ≠ -2;
D = 1 + (а2 – 1) ∙ а ∙ (а + 2) = а4 + 2а3 – а2 – 2а + 1 = (а2 + а – 1)2 ≥ 0 при любом значении а, значит уравнение имеет два действительных корня:
х1,2 = => х1 = , х2 = - .
2. а(а + 2) = 0, т.е. а = 0 или а = -2:
1) а = 0, 2х + 1 = 0, корень хо = - ;
2) а = -2, 2х – 3 = 0, корень х0 = .
Ответ: при а ≠ 0 и а ≠ -2 х1 = и х2 = - ;
при а = 0 хо = - ;
при а = -2 х0 = .
Последующие примеры решаются учащимися у доски, учитель им помогает.
Пример2. Решить уравнение (5m+1)x2 + (7m + 3)x + 3m = 0.
Решение. 1,5m + 1 ≠ 0, т.е. m ≠ - ;
D = (7m + 3)2 – 12m(5m + 1) = - 11m2 + 30m + 9 = -11(m – 3)(m +
2. 5m + 1 = 0, т.е. m = - , получается линейное уравнение с единственным корнем х = .
Ответ: при - ≤ m < - и - < m 3 х1,2 = ;
при m = - х = ;
при m < - и m > 3 корней нет.
Пример 3. Решить уравнение (а – 1)х2 + 2(2а + 1)х + (4а + 3) = 0 (3)
Решение.
1. при а – 1 = 0, т.е. при а = 1 уравнение (3) примет вид 6х + 7 = 0. Из этого уравнения находим х = - .
2. при а – 1 ≠ 0, т.е. при а ≠ 1 получаем квадратное уравнение, у которого
D = (4а + 2)2 – 4(а – 1)(4а + 3) = 5а +4
Ответ: при а = 1 х = - ;
при а > - х1,2 = ;
при а = - ;
при а < - уравнение (3) корней не имеет.
Пример 4. Решить уравнение х2 – 2(а + 1)х + 4а = 0.
Решение: D = (2а + 2)2 – 16а = 4а2 – 8а + 4 = 4(а – 1)2 ≥ 0 при любом значении а. Значит уравнение имеет два действительных корня
х1 = = 2а, х2 = = 2.
Ответ: при любом а х1= 2а, х2 = 2.
Решить уравнение: а(а+1)х2 + х –а(а – 1) = 0
Решение:
1. а(а + 1) ≠ 0, т.е. а ≠ 0 и а ≠ -1
D = 1 – 4 ∙ (-а( а - 1)) ∙ а(а + 1) = (2а2 – 1 )2 ≥ 0 при любом значении а. Значит уравнение имеет два действительных корня
х1 = = , х2 = = .
2. а(а + 2) = 0, т.е. а = 0 или а = -1
1) а = 0, х = 0;
2) а = -1, х = 2.
Ответ: при а ≠ 0 и а ≠ -1 х1 = = , х2 = = ;
при а = 0 х = 0;
при а = -1 х = 2.
Урок 3.Решение квадратных уравнений, содержащих параметр, используя теорему Виета
Цели урока:
- формировать
навыки решения квадратных
- развивать
активную жизненную позицию за
счет полученных знаний и
- развивать
умение учащихся
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Учитель: Вспомним, формулировку теоремы Виета: сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
(Дети записывают формулы)
х2 + рх + q = 0
D = p2 – 4q
D > 0: x1 = , x2 =
х1 + х2 = + = - р
х1 х2 = ∙ = = = q
Итак х1 + х2 = - р, х1 х2 = q.
Теперь используем теорему Виета при решении квадратных уравнений с параметрами.
(Первый пример решают вместе)
Пример 1. При каких значениях параметра b уравнение