Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:46, курсовая работа
Цель работы: на основе систематизации знаний о подходах к решению квадратных уравнений с параметрами разработать элективный курс для учащихся 9-х классов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить учебно-методическую и математическую литературу на предмет исследования;
- познакомиться с педагогическим опытом обучения решению квадратных уравнений с параметрами;
Введение……………………………………………………….................2
1.Теоретические основы решения квадратных уравнений……….......4
1.1. Понятие квадратного уравнения, его виды ………………………4
1.2. Методы решения квадратных уравнений ………………………..5
1.2.1. Аналитический метод…………………………………………...5
1.2.2. Графический метод……………………………………………...7
1.3. Прямая и обратная теорема Виета ………………………….........9
1.4. Квадратные уравнения с параметрами…………………………….10
2. Методика обучения решению квадратных уравнений с параметрами………………………………………………………………21
2.1. Профильная дифференциация обучения в современной школе…21
2.2. Анализ учебных пособий на предмет изучения………………….24
3. Разработка занятий элективного курса……………………………..27
Заключение………………………………………………………………..
Список используемых источников………………………………………
(сумма
корней приведенного
С
помощью теоремы Виета
Теорема 3.
Если
х₁
и х₂ – корни квадратного
трехчлена ах² + bх +
с, то справедливо
Обратное утверждение теоремы Виета: если х₁, х₂ таковы, что
то эти числа – корни уравнения
Пример 5. Решить уравнение х² – 4х + 3 = 0
Решение. По теореме Виета
Ответ:
= 3, = 1.
1.4. Квадратное уравнение с параметрами.
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления у школьников, но их решение вызывает затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений, для каждого из которых должно быть получено решение.
Если
в уравнении некоторые
Решить уравнение – значит найти множество значений неизвестных, удовлетворяющих этому уравнению. Иногда уравнения, кроме букв, обозначающих неизвестное (x, y, z), содержат другие буквы, называемые параметрами (a, b, c). Тогда мы имеем дело не с одним, а с бесконечным множеством уравнений.
При одних значениях параметров уравнения не имеет корней, при других - имеет только один корень, при третьих - два корня, при четвертых - бесконечно много корней.
Существенным
этапом решения уравнений с
Рассмотрим основные типы уравнений с параметрами
Тип 1. Уравнения, которые необходимо решить либо для любого значения параметра (параметров), либо для значений параметра, принадлежащих заранее оговоренному множеству. Этот тип задач является базовым при овладении темой «Задачи с параметрами», поскольку вложенный труд предопределяет успех и при решении задач всех других основных типов.
Тип 2. Уравнения, для которых требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра (параметров).
При решении задач данного типа нет необходимости ни решать заданные уравнения, их системы и совокупности и т.д., ни приводить эти решения; такая лишняя в большинстве случаев работа является тактической ошибкой, приводящей к неоправданным затратам времени. Однако иногда прямое решение в соответствии с типом 1 является единственным разумным путем получения ответа при решении задач типа 2.
Тип 3. Уравнения, для которых требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения, их системы и совокупности имеют заданное число решений (в частности, не имеют или имеют бесконечное множество решений).
Очевидно, что задачи типа 3 в каком-то смысле обратны задачам типа 2.
Тип 4. Уравнения, для которых при искомых значениях параметра множество решений удовлетворяет заданным условиям в области определения.
Например, найти значения параметра, при которых:
1)
уравнение выполняется для
2)
множество решений первого
Наиболее часто встречающий тип уравнения с параметром – задачи с одной неизвестной и одним параметром.
Рассмотрим квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, учитывая, что параметры а, b и с определяют не только существование и количество корней, но и степень уравнения.
Используя известные свойства дискриминанта D, с учетом того, что уравнение может стать линейным (при а = 0) и квадратным (при а≠0), составим таблицу зависимости между коэффициентами квадратного уравнения и числом его корней (табл.1).
Таблица 1 - Зависимость между коэффициентами квадратного уравнения и числом его корней.
Уравнение ах2 + bх + с = 0 | Условия на а, b, c, D |
Имеет два различных корня | а ≠ 0, D >0 |
Имеет единственное решение |
|
Не имеет корней |
|
Имеет бесчисленное множество корней. | a = b = с = 0 |
На основе теоремы Виета и обратного ему утверждения составим таблицу условий знакопеременности корней (табл. 2).
Таблица 2 – Условия знакопеременности корней
Корни квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0 | Условия на а, b, c, D |
Имеют положительные знаки | D ≥ 0, 0, - 0 |
Имеют отрицательные знаки | D ≥ 0, 0, - 0 |
Имеют разные знаки | D ≥ 0, 0 |
Решить уравнение с параметром – значит указать, при каких допустимых значениях параметра существуют решения, выяснить их число, каковы они; кроме того, обычно при решении уравнений с параметром необходимо выяснить, при каких допустимых значениях параметра решений нет.
Для понимания сущности и структуры задач с параметрами важное значение имеет определение понятия «параметр». Неопределенность ключевого понятия не позволяет в полной мере реализовать их методические и дидактические возможности.
В связи с этим, в широком смысле под параметром в математической задаче понимается математический объект, количественно и качественно характеризующий задачу и влияющий как на процесс, так и на результат ее решения.
В рамках условия конкретной алгебраической задачи параметр можно рассматривать в качестве:
Главная задача параметра заключается в его неопределенности. Степень неопределенности зависит от условия конкретной задачи. Решить задачу с параметром – значит указать ее решение для каждого значения параметра из заданного множества, называемого областью изменения параметра.
У учащихся возникают трудности на этапе систематизации полученных результатов, в том числе и при записи ответов. Для решения этой трудности наиболее рационально использовать графический способ. С целью ее преодоления используется прием получения результата с одновременным изображением его на координатной плоскости.
Рассмотрим основные методы решения задач с параметром.
I. Аналитический метод. Этот метод так называемого прямого решения, повторяющего стандартные процедуры нахождения ответа в задачах без параметра, используя специальные формулы вычисления корней и свойства квадратного уравнения.
Покажем суть данного метода на конкретном примере.
Пример 6. Решить уравнение ах2 + 3ах – (а+2) = 0, для любого значения параметра.
При а = 0, -2 = 0, корней нет.
При а ≠ 0, D = 9а2 + 4а(а+2) = а(13а + 8).
Если D>0, то при а(-∞;-8/13)U(0;∞):
х1 = a(-3а +), х2 = а(-3а -);
Если D = 0, то при а = - :
х1 = х2 = - ;
Если D < 0, то при а (- ;0] корней нет.
Ответ: х1 = a(-3а +), х2 = а(-3а - ) при а (-∞;)U(0;∞);
х1 = х2 = - при а = - ;
х Ø при а (- ; 0].
II. Графический метод. В зависимости от задачи (с переменной х и параметром а) рассматриваются графики или в координатной плоскости
(х; у), или в координатной плоскости (х; а).
Рассмотрим пример задачи, для решения которой используется графический метод.
Пример 7. При каких значениях параметра а (а ≥ 3) произведение корней уравнения х2 + 2х достигает наименьшего значения?
Решение. Искомое значение параметра а найдем из условий:
Чтобы не ошибиться, обеспечим наглядность полученной задачи. Для этого в системе координат (а, у) построим параболу у = - а2 + 3а – 3 и отметим значения параметра а, а ≤ 1 или а ≥ 3.(рис. 5)
(рис.
5)
Наибольшее значение функции у = - а2 + 3а – 3 при а ≥ 3 равно -3.
Ответ: при а=3 f(3)=-3 – наименьшее значение
Рассмотрим
некоторые примеры решения
Пример 8. Решить уравнение (а – 1)х2 + (а + 1)х + а + 1 = 0.
х = -1.
D = (a + 1)2 – 4(a – 1)(a + 1) = (a + 1)(а + 1 – 4а + 4) = (а + 1)(5 – 3а).
Отметим
на числовой прямой знаки дискриминанта:
При а (-∞; -1) U (; +∞) D < 0 и уравнение не имеет корней.
При а [-1; 1] U (1; ] D ≥ 0 и уравнение имеет два действительных корня
х1,2 = .
Ответ: при а = 1 х = -1;
при а (-∞; -1) U (; +∞) корней нет;
при а [-1; 1] U (1; ]
х1,2 = .
Пример 9. Найти все значения параметра р, при каждом из которых квадратное уравнение рх2 + х + 2 = 0 имеет ровно одно решение.
Решение. При р ≠ 0 исходное уравнение имеет ровно одно решение, если его дискриминант равен нулю. Получаем D = 1 – 8p = 0, откуда р = 1/8.
При р = 0 исходное уравнение становиться линейным, поэтому этот случай не рассматриваем.
Ответ: при р = 1/8 уравнение имеет ровно одно решение.
Пример 10. Найти все значения параметра р, при каждом из которых квадратное уравнение рх2 + х + 2 = 0 имеет ровно одно решение.
Решение. При р ≠ 0 исходное уравнение имеет ровно одно решение, если его дискриминант равен нулю. Получаем D = 1 – 8p = 0, откуда р = .
При р = 0 исходное уравнение становиться линейным, поэтому этот случай не рассматриваем.