Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:46, курсовая работа
Цель работы: на основе систематизации знаний о подходах к решению квадратных уравнений с параметрами разработать элективный курс для учащихся 9-х классов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить учебно-методическую и математическую литературу на предмет исследования;
- познакомиться с педагогическим опытом обучения решению квадратных уравнений с параметрами;
Введение……………………………………………………….................2
1.Теоретические основы решения квадратных уравнений……….......4
1.1. Понятие квадратного уравнения, его виды ………………………4
1.2. Методы решения квадратных уравнений ………………………..5
1.2.1. Аналитический метод…………………………………………...5
1.2.2. Графический метод……………………………………………...7
1.3. Прямая и обратная теорема Виета ………………………….........9
1.4. Квадратные уравнения с параметрами…………………………….10
2. Методика обучения решению квадратных уравнений с параметрами………………………………………………………………21
2.1. Профильная дифференциация обучения в современной школе…21
2.2. Анализ учебных пособий на предмет изучения………………….24
3. Разработка занятий элективного курса……………………………..27
Заключение………………………………………………………………..
Список используемых источников………………………………………
(b-1)x2 – 2bx + b + 1 = 0 имеет:
а) два положительных корня;
б) два отрицательных корня;
в) единственный корень?
Решение:(b-1)x2 – 2bx + b + 1 = 0
Если b ≠ 1, то х2 - x + = 0
а) согласно теореме Виета , b € (-∞; -1)U(-1; +∞);
б) , решений нет;
в) если b = 1, то -2х + 2 = 0
х = 1,
если b ≠ 1, то D = 4b2 – 4(b2 – 1) = 4b2 - 4b2 + 4 = 4 ≠ 0.
Ответ: а) при b € (-∞; -1)U(-1; +∞) уравнение имеет два положительных корня;
б) при любых b уравнение не имеет отрицательных корней;
в) при b = 1 уравнение имеет единственный корень.
Задания для самостоятельного решения (по вариантам):
(Дети решают на листочках и сдают).
Вариант 1
При каких
значениях параметра а
а) два положительных корня;
б) два отрицательных корня;
в) корни разных знаков?
Ответ: а) а (2; +∞);
б) а (-∞; -1);
в) а (-1; 2).
Вариант 2
При каких значениях параметра b уравнение у2 – (2b-1)y + b2 – b – 2 = 0 имеет:
а) два положительных корня;
б) два отрицательных корня;
в) корни разных знаков?
Ответ: а) b (2; +∞);
б) b (-∞; -1);
в) b (-1; 2).
Пример 2. При каком значении q один корень уравнения 4х2 – 15х + 4q3 = 0 равен квадрату второго?
Решение: Если корни х1 и х2 уравнения связаны соотношением х2 = х12, то по теореме Виета х1 ∙ х12 = q3,
х1 + х12 = 15/4.
Тогда х1 = q, q2 + q – 15/4 = 0,
q1,2 = = ;
q1 = -2,5; q2 = 1,5.
Ответ: при q1 = -2,5 и q2 = 1,5 один корень уравнения 4х2 – 15х + 4q3 = 0 равен квадрату второго.
Рассмотрим решение следующего примера.
Пример 3. При каких значениях параметра а уравнение ах2 + 3х + 2а2 – 3 = 0 имеет только целочисленные корни?
Решение: Очевидно, что при а = 0 уравнение имеет единственный целочисленный корень х =1. Если а ≠ 0, то исходное уравнение равносильно уравнению х2 + х + 2а - = 0 (*). Значения параметра а должны быть таковыми, чтобы числа (- ) и (2а - ) были целыми (на основании теоремы Виеты), а значит целым должно быть и число 2а.
Итак, пусть = m, где m – целое.
Тогда, а = , 2a = , где m и 2а – целые. Последнее равенство возможно лишь тогда, когда m = ±1, ±2, ±3, ±6.
Найдя теперь при каждом из восьми возможных значений m соответствующее значение параметра а, непосредственной проверкой убеждаемся, что уравнение (*) (а значит и исходное уравнение) имеет целые корни только при значениях а = 3/2 (в случае m = 2), и тогда х1 = х2 = -1,
а = -1/2 (в случае m = -6) и тогда х1 = 1, х2 = 5.
Ответ: а .
При каких
значениях параметра с
а) имеет корни;
б) не имеет корней;
в) имеет положительный корень;
г) имеет отрицательный корень?
Ответ: а) с (-∞; -2/3) U (-2/3; +∞);
б) с = -2/3;
в) с (-2/3; +∞);
г) с (-∞; -2/3).
Урок 4. Решение квадратных уравнений, содержащих параметр, используя теорему Виета
Цели урока:
- развивать
умение учащихся
- развить
навыки решения квадратных
Тип урока: урок-закрепление.
Ход урока:
Учитель просит одного из учеников выйти к доске записать теорему Виета и проговорить. А затем все начинают решать уравнения, предложенные учителем.
Пример 1. Дано квадратное уравнение ах2 + bx + c = 0. Составьте новое квадратное уравнение, корни которого обратные корням данного уравнения.
Решение: Пусть х3 и х4 – корни нового уравнения, а х1 и х2 – корни данного. Тогда с ≠ 0, b2 ≥ 4ac,
х3 + х4 = = = = (ясно, что а ≠ 0),
х3 ∙ х4 = = . По обратной теореме Виета х3 и х4 - корни уравнения
х2 + х + = 0 <=> сх2 + bх + а = 0.
Ответ: сх2 + bх + а = 0, с ≠ 0, b2 ≥ 4ас.
Пример 2. При каких а разность корней уравнения 2х2 – (а+1)х + (а-1) = 0 равна их произведению?
Решение: Прежде всего заметим, что теорема Виета применима при любом а так как D = (а + 1)2 – 8(а – 1) = а2 – 6а – 9 = (а – 3)2 ≥ 0.
По теореме Виета и кроме того х1 – х2 = х1 ∙ х2,
Тогда => х1 = , х2 = .
Тогда - = , а = 2.
Ответ: при а = 2 х1 – х2 = х1 ∙ х2.
Пример 3. Найти наименьшее значение выражения х12 + х22, если х1 и х2 – корни уравнения х2 – 2tх + t + 6 = 0.
Решение: По теореме Виета х1 + х2 = 2t, х1 ∙ х2 = t + 6.
Тогда х12 + х22 = (х1 + х2)2 - 2 х1х2 = 4t2 – 2t – 12.
Казалось бы, мы должны найти наименьшее значение выражения 4t2 – 2t – 12, а оно достигается в вершине параболы у = 4t2 – 2t – 12,
tв = 2/8 = 1/4 и t = 1/4.
На самом деле мы опять допускаем ту же ошибку, т.е. если подставить t = 1/4 в уравнение, то оно не имеет решений. Поэтому мы должны найти, при каких а теорема Виета применима, то есть D = 4t2 – 4t – 24 ≥ 0.
Решая неравенство, получим t ≤ -2 или а ≥ 3.
Из графика функции у = 4t2 – 2t – 12 видно, что наименьшее значение будет среди двух чисел f(-2) и f(3):
f(-2) = 8;
f(3) = 18.
Ответ: наименьшее значение выражения х1 + х2 равно 8 при t = -2.
Домашнее задание:
При каких значениях параметра а все корни уравнения 3ах2 + (3а3 – 12а2 – 1) х – а(а – 4) = 0 удовлетворяют условию │х│< 1.
Ответ: а {0}U(2 + ; 2 + ).
(Для
нахождения корней данного
Урок 5. Исследование корней квадратного уравнения.
Цель урока:
- формировать
навыки решение квадратных
- развить
умение работать
Ход урока:
Учитель: Перед тем как приступить к новому материалу, давайте повторим. Вспомним, как формулируется теорема Виета.
Ученики
(отвечают):Сумма корней квадратного
уравнения равно второму коэффициенту,
взятому с противоположным знаком, а произведение
корней равно свободному члену.
;
.
Итак,
.
3.Изучение нового материала.
Учитель: Рассмотрим на примере, как исследуются корни квадратного уравнения.(стр.146, учебное пособие Ю.Н. Макарычев)
Не решая уравнение, 6 выясним, имеет ли уравнение корни и если имеет, то каковы их знаки.
Решение: определим сначала знак дискриминанта D=
Не выполняя вычислений, можно установить, что D, так как а и с. Значит, уравнение имеет два различных корня. Так как то знаки корней различные. Из условия следует, что положительный корень уравнения имеет больший модуль, чем отрицательный.
Пример 2. . Определим, при каких значениях a и b уравнение
(х-а) (х-b) = имеет корни.
Решение. Преобразовав данное уравнение, получим :
,
.
Найдем дискриминант квадратного уравнения:
D==
4.
Замечаем, что при любых значениях a и b дискриминант D. Значит, данное уравнение имеет корни при любых a и b.
Учитель: Давайте решим примеры у доски (вызывает учеников для решения примеров).
Пример 3. Выясните, имеет ли уравнение 289 корни и сколько.
Решение.D=(
Ответ: имеет один корень.
Пример 4. Выясните, имеет ли уравнение корни и сколько.
Учитель: Решите пример самостоятельно.
Решение: D=(
Ответ: имеет один корень.
Учитель: решим пример у доски ( один из учеников решает, учитель помогает).
Докажите, что ни при каком значении а уравнение
Решение:
;
Так как следовательно, , значит корни имеют одинаковые знаки. Учитывая, что можно сделать вывод, что оба корни отрицательные.
4.Домашнее задание.
Решить стр. 151 № 532 ( Ю.Н. Макарычев)
Стр.152
№ 547.
Урок 8: Решение квадратных уравнений, содержащих параметр, графическим способом
Цели урока:
- научить решать графическим способом уравнения с параметром;
- развивать
умение учащихся слушать и
самостоятельно работать с
- развивать
познавательную и
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Вспомнить:
Опрос:
- Что
называется квадратным
(Квадратным
трехчленом называется
Например: 3х2-2х-5=0.
- Что называется корнем квадратного трехчлена?
(корнем
квадратного трехчлена