Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:46, курсовая работа
Цель работы: на основе систематизации знаний о подходах к решению квадратных уравнений с параметрами разработать элективный курс для учащихся 9-х классов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить учебно-методическую и математическую литературу на предмет исследования;
- познакомиться с педагогическим опытом обучения решению квадратных уравнений с параметрами;
Введение……………………………………………………….................2
1.Теоретические основы решения квадратных уравнений……….......4
1.1. Понятие квадратного уравнения, его виды ………………………4
1.2. Методы решения квадратных уравнений ………………………..5
1.2.1. Аналитический метод…………………………………………...5
1.2.2. Графический метод……………………………………………...7
1.3. Прямая и обратная теорема Виета ………………………….........9
1.4. Квадратные уравнения с параметрами…………………………….10
2. Методика обучения решению квадратных уравнений с параметрами………………………………………………………………21
2.1. Профильная дифференциация обучения в современной школе…21
2.2. Анализ учебных пособий на предмет изучения………………….24
3. Разработка занятий элективного курса……………………………..27
Заключение………………………………………………………………..
Список используемых источников………………………………………
х1=р+2; х2=р-1» [4]
Практическая часть в задачнике представлена уравнениями с параметрами, где необходимо: выяснить вид квадратного уравнения и решить его при найденных значениях параметра; найти значения параметра, если известен корень квадратного уравнения.
Типы примеров:
1. При каких значениях р уравнение х2 – 2х + 1 = р имеет один корень.
2. При каких значениях параметра р, уравнение является:
а) приведенным квадратным уравнением, б) неполным приведенным квадратным уравнением, в) неполным не приведенным квадратным уравнением, г)линейным?
3. При каких значениях параметра р уравнение х2 + рх + 24=0 имеет корень, равный 6?
4. При каких значениях параметра m уравнение х2 + 3mx + m = 0 имеет один корень?
5. Докажите, что при любом значении параметра р уравнение 3х2 – рх – 2 = 0 один корень?
6. Решите уравнение с параметром р: х2 – (2р – 2)х + р2 = 0.
7.
Докажите, что не существует такого
значения параметра р, при
Учебник Макарычева Ю.Н.[3]
При изучении темы «Квадратные уравнения» в разделе дополнительных упражнений для более углубленного изучения материала предлагаются уравнения, содержащие параметр, где необходимо найти значение переменной (параметра), если известен корень уравнения или какое-то соотношение корней.
8 класс.
1. В уравнениях х2+рх-35=0 один из корней равен 7. Найти другой корень и коэффициент р.
2. Разность корней квадратного уравнения х2+х+с=0 равна 6. Найдите с.
9 класс.
1.
При каком значении р
2. При каких значениях b уравнение 2х2+6+b имеет 2 корня, не имеет корней, один корень.
3. При каких значениях к уравнение х4-13х2+к=0 имеет а)4 корня, б)2 корня.
Задачи с параметрами предложены только для повторения пройденного материала.
Сделаем выводы:
- в каждом учебнике задания, содержащие параметр, используются для проверки знаний и умений, приобретенных ранее по той или иной теме;
- во всех учебниках задания достаточно однотипны.
Для более глубокого изучения задач с параметрами подходит учебник Мордковича А.Г.[4], там встречаются задачи разных типов, в отличие от остальных учебников. Кроме того, вводятся понятия «параметр», «уравнения с параметром», которых нет в других школьных учебниках.
В учебнике Макарычева Ю.Н. [3] за 9 класс в темах «Функция и ее свойства», «Квадратный трехчлен», «Квадратная функция и ее график», «Уравнения и системы уравнений» встречаются задачи с параметрами. На решение квадратных уравнений с параметрами задач мало.
В
школьной программе по математике задачам
с параметрами отводится
- линейная функция у = кх +b (х и у – переменные, к и b - параметры);
- линейное уравнение ах + b = 0 (х – переменная, а и b – параметры);
- квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0 (х – переменная, а, b и с – параметры, а≠0).
К
задачам с параметрами в
Естественно,
чтобы усвоить методы решения
уравнений с параметрами этих
задач недостаточно.
3. Разработка занятий элективного курса
Пояснительная записка
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов государственной итоговой аттестации. В заданиях ГИА по математике в части 2 встречаются задачи с параметрами. Так как в школьном курсе изучению данной темы отводится недостаточно времени, можно предложить курс «Решение квадратных уравнений с параметрами».
Данный элективный курс предполагает углубленное изучение темы «Решение квадратных уравнений с параметрами». Решение уравнений, содержащих параметры, - один из труднейших разделов школьной математики. Требуют свободного владения материалом и довольно высокого математического уровня. Здесь, кроме использования определенных алгоритмов решения, приходится думать об удачной классификации, следить за тем, чтобы не пропустить частные случаи. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для учебно-исследовательской работы.
В этом курсе предлагаются уроки на тему «Решение квадратных уравнений с параметрами». Упражнения подобраны так, чтобы учащиеся постепенно усваивали достаточно трудный материал.
Цели:
-
развитие способностей
-
формирование положительной
-
выявление и развитие
Задачи курса:
1.
Формировать у учащихся
- самостоятельно приобретать и применять знания;
- работать в паре, обосновывать решения;
- правильно пользоваться математической терминологией, находить рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований и т.д.
2. Овладевать учащимися методами решения квадратных уравнений с параметрами.
3. Углубить знания учащихся по предмету;
4.
Формировать у учащихся
5.
Выявить и развить их
6. Подготовить к государственной итоговой аттестации учащихся в 9-ом классе и к обучению в старших классах.
Требования к учащимся:
1. Знать:
- свойства квадратных уравнений;
-
формулы нахождения корней
- теорему Виета и обратную ей;
-
основные методы решения
2. Уметь:
- решать квадратные уравнения с параметрами;
- решать уравнения, сводящиеся к квадратным уравнениям, с помощью преобразований;
-
самостоятельно работать с
3. Быть способными:
- к обобщению и систематизации учебного материала;
-
к использованию
-
последовательному изложению
Тематическое планирование элективного курса « Квадратные уравнения с параметрами»
№ | Темы | Всего часов |
1 | Решение простейших квадратных уравнений с параметрами | 1 час |
2 | Решение различных
квадратных уравнений по типам:
- решение для любого значения параметра |
1 час |
3 | Решение уравнения, используя теорему Виета | 2 часа |
4 | Исследование корней | 1 час |
5 | Графическое решение уравнения с параметрами | 1 час |
6 | Решение текстовых задач с параметрами | 1 час |
7 | Решение квадратных
уравнений с параметрами
( обобщающий урок) |
1 час |
8 | Решение квадратных уравнений с параметрами (контрольная работа) | 1 час |
9 | Решение квадратных уравнений с параметрами (работа над ошибками) | 1 час |
Урок 1. Решение простейших квадратных уравнений с параметрами
Цели урока:
- сформировать понятие о параметрах и рассмотреть некоторые способы решения квадратных уравнений с параметрами;
-
научить решать простейшие
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы будем учиться решать квадратные уравнения, содержащие параметр, но перед этим вспомним, какое уравнение называется квадратным?
Определение: квадратным уравнением называется уравнение вида
ах2 + bх +с = 0, где х – переменная a, b и c – некоторые числа, причем
а ≠ 1.
Учитель: Приведите пример квадратного уравнения.
- 3х2 + 7х – 4 = 0 (учащиеся приводят пример).
(Учащиеся дают определение квадратного уравнения, а учитель потом еще раз повторяет его громко и четко.)
Какое уравнение называют неполным квадратным?
Определение: если в квадратном уравнении ах2 + bх +с = 0 хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением.
Приведите
пример неполного квадратного
(- 2х2 + 7 = 0, 3х2 – 10х = 0, - 4х2 = 0)
Ответьте мне на следующие вопросы (дети должны знать ответы на эти вопросы, если они забыли, то учитель им помогает, приводя простейшие примеры):
1) Какое выражение называется дискриминантом квадратного уравнения, чему он равен?
(Выражение b2 – 4ас называется дискриминантом квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0).
2) Сколько корней имеет квадратное уравнение, если:
а) D>0
(если D>0, то уравнение ах2 + bх + с = 0 имеет два корня
х1 = и х2 = ).
б) D=0
(Если D=0, то уравнение ах2 + bх + с = 0 имеет один корень).
в) D<0
(Если D<0, то уравнение ах2 + bх + с = 0 не имеет корней).
3) Сколько корней имеет уравнение: