Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:42, контрольная работа
Старшие дошкольники решают самые простые задачи. Cодержание задач и их количественные данные направлены на то, чтобы познакомить детей с окружающей жизнью.
О необходимости этого говорил еще К. Д. Ушинский: «Задачи выбираются самые практические из жизни, с которой дети знакомы, и у хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть весьма занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».
Введение…………………………………………………………………………… 3
Виды арифметических задач, используемые в работе
с дошкольниками……………………………………………………………..4
Обучение детей подготовительной к школе группы решению
арифметических задач…………………………………………………….7
Вывод…………………………………………………………………………………14
Литература…………………………………………………………………………25
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ РЕШЕНИЮ
АРИФМЕТИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ…
Содержание
Введение……………………………………………
Виды арифметических задач, используемые в работе
с дошкольниками………………………………………
Обучение детей подготовительной к школе группы решению
арифметических задач…………………………………………………….7
Вывод……………………………………………………
Приложение………………………………………
Литература………………………………………
Старшие дошкольники решают самые простые задачи. Cодержание задач и их количественные данные направлены на то, чтобы познакомить детей с окружающей жизнью.
О необходимости
этого говорил
еще К. Д. Ушинский:
«Задачи выбираются
самые практические
из жизни, с
которой дети знакомы,
и у хороших
преподавателей дело
выходит так, что
арифметическая задача
есть весьма занимательный
рассказ, урок
сельского хозяйства
или домашней экономии,
или историческая
или статистическая
тема и упражнение
в языке».
Обучения
дошкольников решению
простых текстовых арифметических
задач - научить находить
то арифметическое действие,
которым они решаются.
Решая простейшие задачи,
дошкольники знакомятся
с арифметическими действиями
сложения и вычитания,
учатся рассуждать,
выполнять основные
умственные операции.
Дошкольникам
обычно даются простые
задачи, решаемые одним
арифметическим действием:
задачи на нахождение
суммы, остатка. Они
должны быть понятны
детям по сюжету,
изложены доступным
языком: «У Саши было 5
марок. Ему подарили
еще 1 марку. Сколько
марок стало у
мальчика?», «У Саши
было 6 марок. 1 марку
он подарил товарищу.
Сколько марок
осталось у Саши?»
В этих задачах
отражена необходимость
увеличения или уменьшения
совокупностей.
Динамика действия в содержании задач направляет внимание детей на необходимость соединения совокупностей в одно целое, что требует действия сложения, или, наоборот, на уменьшение совокупностей предметов, когда часть их надо удалить, т. е. произвести действие вычитания.
Такая
разновидность текстовых
арифметических задач
и преобладает
в практике детского
сада.
Многие
исследователи (А. М.
Леушина, Л. А. Яблоков,
Г. П. Щедровицкий, Н.
И. Непомнящая) указывают,
что, для того чтобы
дети поняли смысл арифметических
действий сложения и
вычитания, необходимо
в детском саду использовать
для решения и другие
разновидности простых
задач, где динамика
практического действия
была бы не столь наглядно
выражена, где был бы
необходим более глубокий
анализ содержания предлагаемой
задачи в соответствии
с поставленным вопросом
В практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. Каждая арифметическая задача включает числа данные и искомые. Числа в задаче характеризуют количество конкретных групп предметов или значения величин; в структуру задачи входят условие и вопрос. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия.
Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимость величин.
Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.
В обучении решению арифметических задач условно можно выделить два взаимосвязанных этапа: ознакомление со структурой задачи, способами решения ее, и обучение приемам вычислений (А.М.Леушина). При этом дети в значительной степени осознают содержание арифметической задачи, учатся формулировать арифметические действия, аргументировать выбор действия, овладевают приемами сложения и вычитания.
Арифметическая задача — это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются. Есть все основания считать, что это до некоторой степени объясняет достаточно высокий интерес обучающихся к решению арифметических задач.
Они подразделяются:
- на задачи-драматизации;
- задачи-иллюстрации;
- устные задачи, которые дети решают без опоры на наглядный материал.
Каждая разновидность этих задач обладает своими особенностями и раскрывает перед детьми те или иные стороны (роль тематики, сюжета, характера отношений между числовыми данными и др.), а также способствует развитию умения отбирать для сюжета задачи необходимый жизненный, бытовой, игровой материал, учит логически мыслить.
Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают. В задачах-драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.
Первоклассники подчас не могут решить задачу лишь потому, что не понимают смысла слов, обозначающих то или иное действие: истратил, поделился, подарил и др. Поэтому в подготовительной к школе группе следует специально уделить внимание раскрытию смыслового значения слов, обозначающих те или иные действия. С этой целью необходимо учитывать, какие практические действия кладут в основу задачи. При этом целесообразно сопоставлять задачи на нахождение суммы и остатка, предполагающие действия противоположного значения: пришел — ушел, подошли — отошли, взял — отдал, подняли — опустили, принесли — унесли, прилетели — улетели.
Наиболее важно сопоставлять однокоренные слова противоположного значения, смысл которых детям трудно уловить: дал (он) — дали (ему), подарил (он) — подарили (ему), взял (он) — взяли (у него). В ходе драматизации действия называют.
Задачи – иллюстрации. Дальнейшему развитию самостоятельности и накоплению опыта установления количественных отношений в различных жизненных ситуациях служат задачи-иллюстрации по картинкам и по игрушкам.
1. Вначале детям демонстрируют картинки, на которых представлены и тема, и сюжет, и числовые данные. Первую задачу по картинке воспитатель составляет сам. Он учит детей рассматривать рисунок, выделять числовые данные и те жизненные действия, которые привели к изменению количественных отношений. Например, на картинке нарисован мальчик с 5 шарами, 1 шар он отдает девочке. Рассматривая картинку, воспитатель спрашивает:
- Что здесь нарисовано?
- Что держит мальчик?
- Сколько у него шаров?
- Что он делает?
- Если он отдаст шар девочке, больше или меньше у него останется шаров?
- Что мы знаем?
- Сопоставьте условие задачи.
- О чем можно спросить?
2. Вначале педагог помогает детям наводящими вопросами, затем дает им лишь план:
- Что нарисовано? Сколько? Что изменилось? Больше или меньше станет?»
3. В дальнейшем дети самостоятельно рассматривают картинки и составляют задачи.
Для иллюстрации задач широко применяются различные картинки. Такие картинки готовятся заранее, некоторые из них издаются. На одних из них все предопределено: и тема, и содержание, и числовые данные. Например, на картине нарисованы три легковых и одна грузовая машина. С этими данными можно составить 1 — 2 варианта задач.
Основные требования к картинкам:
- простота сюжета;
- динамизм содержания;
- ярко выраженные количественные отношения между объектами.
Но задачи-картинки могут иметь и более динамичный характер. Например, дается картина-панно с фоном озера и берега; на берегу нарисован лес. На изображении озера, берега и леса сделаны надрезы, в которые можно вставить небольшие контурные изображения разных предметов. К картине прилагаются наборы таких предметов, по 10 штук каждого вида: утки, грибы, зайцы, птицы и т. д. Таким образом, тематика и здесь предопределена, но числовые данные и содержание задачи можно в известной степени варьировать (утки плавают, выходят на берег и др.) так же, как создавать различные варианты задач о грибах, зайцах, птицах.
Сделать задачу-картинку может и сам воспитатель. Например, по рисунку вазы с пятью яблоками и одним яблоком на столе около вазы дети могут составить задачи на сложение и вычитание.
Указанные наглядные пособия способствуют усвоению смысла арифметической задачи и ее структуры.
Устные задачи. Предшествующая работа создает условия для перехода к составлению задач без опоры на наглядный материал (устные задачи). Спешить с составлением устных задач не следует. Дети, как правило, легко схватывая схему задачи, начинают ей подражать и подчас искажают правду жизни, не понимая логики количественных отношений, которые являются основой задачи.
Первые устные задачи дает детям воспитатель:
- «В графине было 5 стаканов воды, Сережа выпил 1 стакан. Сколько воды осталось в графине?»;
- «К празднику строители сдали 5 домов на одной стороне улицы и 1 дом на другой. Сколько домов сдали строители к празднику?»;
В качестве переходной ступеньки к решению устных задач может быть использован такой прием: воспитатель рассказывает детям задачу и предлагает им изобразить условие с помощью кружков, квадратов или отложить косточки на счетах.
Детей надо учить запоминать задачу с первого раза и повторять ее, не ожидая дополнительных вопросов. Обучая детей составлению задач, воспитатель обусловливает объем числового материала. Необходимо следить за тем, чтобы в задачах дети правильно отражали жизненные связи, зависимости. Каждый раз следует обсуждать, бывает ли так на самом деле, как придумал кто-либо из детей.
Однако, несмотря на то что вычислительная деятельность вызывает интерес, а самой проблеме отводится значительное место в программе обучения в детском саду, многие старшие дошкольники и даже младшие школьники (учащиеся 1—3-х классов) испытывают значительные трудности именно в решении арифметических задач. Около 20% детей подготовительной группы испытывают трудности в выборе арифметического действия, аргументации его. Эти дети, решая арифметические задачи, в выборе арифметического действия ориентируются в основном на внешние, несущественные, псевдоматематические связи и отношения между числовыми данными в условии задачи, а также между условием и вопросом задачи. Это проявляется прежде всего в непонимании обобщенного содержания понятий: условие, вопрос, действие, а также знаков (+, —, =), в неумении правильно выбрать необходимый знак, арифметическое действие в том случае, когда заданное в условии конкретное отображение не соответствовало арифметическому действию (прилетели, добавили, дороже — сложение; улетели, взяли, дешевле — вычитание). Более того, иногда отдельные воспитатели именно на эти псевдоматематические «связи» ориентируют детей. В таких ситуациях вычислительная деятельность формируется недостаточно осознанно.
Информация о работе Обучение детей подготовительной к школе группы решению арифмитических задач