Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:42, контрольная работа
Старшие дошкольники решают самые простые задачи. Cодержание задач и их количественные данные направлены на то, чтобы познакомить детей с окружающей жизнью.
О необходимости этого говорил еще К. Д. Ушинский: «Задачи выбираются самые практические из жизни, с которой дети знакомы, и у хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть весьма занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».
Введение…………………………………………………………………………… 3
Виды арифметических задач, используемые в работе
с дошкольниками……………………………………………………………..4
Обучение детей подготовительной к школе группы решению
арифметических задач…………………………………………………….7
Вывод…………………………………………………………………………………14
Литература…………………………………………………………………………25
Арифметические действия сложения и вычитания являются средством выполнения практических операций объединения и разъединения совокупностей и действий опосредованного сравнения. Арифметическая задача — основная форма выражения деятельности такого рода.
Чтобы дети лучше запоминали числовые данные, используются карточки с цифрами, а впоследствии и знаки.
Вначале числовые данные в задачах лучше ограничить первыми пятью числами натурального ряда. Дети в таких случаях, как правило, легко находят ответ. Основная цель этих занятий —научить анализировать задачу. Дети учатся выделять структурные компоненты задачи, числовые данные, аргументировать арифметические действия.
Особое внимание в этот период следует уделить обучению детей составлению и решению задач по иллюстрациям и числовым примерам.
Составление и решение арифметических задач по числовому примеру требует сложной умственной деятельности, поскольку содержание задачи не может быть произвольным, а опирается на числовой пример как на схему.
Например, воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем составлять и решать задачи по картине». При этом привлекается внимание к картине, на которой изображена речка, на берегу играют пять ребят, а двое в лодках плывут к берегу. Предлагается рассмотреть картину и ответить на вопрос: «Что нарисовано на картине? О чем хотел рассказать художник? Где играют дети? Сколько ребят на берегу? Что делают эти дети (показывает на детей в лодке)? Сколько их? Когда они выйдут на берег, их станет больше или меньше? Составьте задачу по этой картинке».
Воспитатель вызывает двух-трех ребят и выслушивает составленные ими задачи. Потом выбирает наиболее удачную задачу, и все вместе решают ее. «О чем идет речь в задаче? Сколько детей играли на берегу? Сколько детей приплыло в лодке? Что надо сделать, чтобы решить задачу? Как к числу пять можно прибавить число два?» 5+1+1=7.
Воспитатель следит за тем, чтобы правильно формулировалось арифметическое действие и объяснялся прием присчитывания по единице.
Аналогично составляют и решают другие задачи. В конце занятия воспитатель, подводя итог, спрашивает, чем занимались на занятии, уточняет ответы: «Правильно, мы учились составлять и решать задачи, выбирать соответствующее действие, прибавлять и вычитать число два путем присчитывания и отсчитывания по единице».
Примерно так же дети составляют и решают задачи по числовому примеру. Вначале обращают внимание на само действие. В соответствии с действием (сложение или вычитание) составляются условие и вопрос к задаче. Можно усложнить цель — не по каждому числовому примеру составляется новая задача, иногда по одному и тому же примеру составляются несколько задач разных типов. Это, естественно, значительно сложнее, зато наиболее эффективно для умственного развития ребенка.
Так, по числовому примеру 4+2 дети составляют и решают две задачи: первую — на отношение больше на несколько единиц (на 2) и вторую — на нахождение суммы (сколько всего). При этом ребенок должен осознавать отношения и зависимости между числовыми данными.
На основе примера 4—2 они должны составить три задачи: первого, второго и третьего типа. Сначала воспитатель помогает вопросами, предложениями: «Сейчас мы составим задачу, где будут слова — на два меньше, а потом по этому самому примеру составим задачу, где не будет таких слов, и нужно будет определить разницу в количестве (сколько осталось). — А потом воспитатель спрашивает: «А можно ли на основе этого примера составить новую, совсем другую задачу?» Если дети сами не могут сориентироваться, то воспитатель подсказывает им: «Составьте задачу, где вопрос начинался бы со слов на сколько больше (меньше)».
Такие занятия помогают понять основное — арифметические задачи по своему содержанию могут быть разными, а математическое выражение (решение) одинаковое. В этот период обучения большое значение имеет «развернутый» способ вычисления, активизирующий умственную деятельность ребенка. Накануне воспитатель повторяет количественный состав числа из единиц. Потом предлагает прибавлять число 2 не сразу, а присчитывать сначала 1, потом еще 1. Включение развернутого способа в вычислительную деятельность обеспечивает развитие логического, при этом способствуя усвоению сущности этой деятельности.
После того как у детей сформируются представления и некоторые понятия об арифметической задаче, отношениях между числовыми данными, между условием и вопросом задачи, можно переходить к следующему этапу в обучении — ознакомлению с преобразованием прямых задач в обратные. Это даст возможность еще глубже усвоить математическую формулу задачи, специфику каждого типа задач. Воспитатель объясняет, что каждую простую арифметическую задачу можно преобразовать в новую, если искомое задачи взять за одно из данных новой задачи, а одно из данных преобразованной задачи считать искомым в новой задаче.
Такие задачи, где одно из данных первой задачи является искомым во второй, а искомое второй задачи входит в данные первой, называются взаимно-обратными задачами.
Итак, из каждой прямой арифметической задачи путем преобразования можно сделать две обратные задачи.
Если дети при решении задач с первых шагов будут ориентироваться на существенные связи и отношения, то слова стало, осталось и другие не дезориентируют их. Независимо от этих слов они правильно выберут арифметическое действие. Более того, именно на этом этапе педагог должен обратить внимание на независимость выбора решения задачи от отдельных слов и выражений.
Ознакомление с прямыми и обратными задачами повышает познавательную активность, развивает способность логически мыслить. При решении любых задач дети должны исходить из вопроса задачи. Взрослый учит ребенка аргументировать свои действия, в данном случае аргументировать выбор арифметического действия. Ход мыслей при этом может идти по схеме: «Чтобы узнать ..., нам необходимо ..., потому что ...» и т.д.
В группе детей седьмого года жизни можно ознакомить с новыми приемами вычислений — на основе счета группами. Дети, научившись считать парами, тройками, могут сразу прибавлять число 2, а потом и 3. Однако спешить с этим не следует. Важно, чтобы у них сформировались прочные, достаточно осознанные умения и навыки присчитывания и отсчитывания по единице.
В современных исследованиях
по методике математического
развития есть некоторые
рекомендации к формированию
обобщенных способов
решения арифметических
задач. Один из таких
способов — решение
задач по схеме-формуле.
Это положение обосновано
и экспериментально
проверено в исследованиях
Н.И.Непомнящей, Л.П.Клюевой,
Е.А.Тархановой, РЛ. Непомнящей.
Предложенная авторами
формула — это схематическое
изображение отношения
части и целого (рис.1).
Целое в данном случае
— круг. Работой, предшествующей
этому этапу, является
практическое деление
предмета (круга, квадрата,
полоски бумаги) на части.
То, что дети делают
практически, воспитатель
потом изображает в
схеме-формуле. При этом
он рассуждает так: «Если
круг поделить пополам,
то получатся две половины.
Если эти половины сложить,
то образуется снова
целый круг. Если от
целого круга отнять
одну часть, то получим
другую часть этого
круга. А теперь попробуем,
прежде чем решать некоторые
задачи (подчеркивается
слово «некоторые»),
определить, на что ориентирует
вопрос задачи: на нахождение
части или целого. Неизвестное
целое всегда находится
сложением частей, а
часть целого — вычитанием».
Для детей высокого уровня интеллектуального развития можно предлагать проблемные (косвенные) задачи. Ознакомление детей седьмого года жизни с задачами такого типа возможно и имеет большое значение для их умственного развития. На этой основе в дальнейшем будут формироваться умения осуществлять анализ более сложных арифметических задач, объяснять ход решения, выбор арифметического действия. Косвенные задачи отличаются тем, что в них оба числа характеризуют один и тот же объект, а вопрос направлен на определение количества другого объекта. Трудности в решении таких задач определяются самой структурой и содержанием задачи. Как правило, в этих задачах есть слова, которые дезорганизуют ребенка при выборе арифметического действия. Несмотря на то, что в условии задачи есть слова больше, прилетели, старше и др., следует выполнять как бы обратное этому действие — вычитание. Для того чтобы ребенок правильно сориентировался, воспитатель учит его более тщательно анализировать задачу. Чтобы выбрать арифметическое действие, ребенок должен уметь рассуждать, логически мыслить. Пример косвенной задачи: «В корзине лежит пять грибочков, что на два грибочка больше, чем их лежит на столе. Сколько грибочков лежит на столе?» Часто дети, ориентируясь на несущественные признаки, а именно на отдельные слова (в данном случае слово «больше»), спешат выполнить действие сложения, допуская грубую математическую ошибку.
Воспитатель подчеркивает особенности таких задач, предлагая вместе порассуждать так: в условии задачи оба числа характеризуют один объект — количество грибов в корзине: в ней пять грибочков и в ней же на два больше, чем на столе. Необходимо узнать, сколько грибочков на столе. Если в корзине на два больше, то на столе лежит на два грибочка меньше. Чтобы узнать, сколько их на столе, следует от 5 вычесть 2 (5-2=?).
При составлении задач воспитатель должен помнить о том, что важно разнообразить формулировки в условии и вопросе задачи: насколько выше, тяжелее, дороже и т.д.
Наряду с решением арифметических задач предлагаются арифметические примеры, способствующие закреплению навыков вычислительной деятельности. При этом детей знакомят с некоторыми законами сложения.
Известно, что всегда легче выполнить сложение, если второе слагаемое меньше первого. Однако не всегда именно так предлагается в примере, может быть и наоборот — первое слагаемое меньше, а второе больше. Например, 2+7=? В таком случае есть необходимость познакомить с переместительным законом сложения: 2+7=7+2. Сначала воспитатель показывает это на конкретных примерах, например на брусках. При этом он актуализирует знания о составе числа из двух меньших чисел. Дети хорошо усвоили, что число 9 можно образовать (составить) из двух меньших чисел: 2 и 7, или, что то же самое, 7 и 2. На основе многочисленных примеров с наглядным материалом делают вывод-обобщение: действие сложения выполнять легче, если к большему числу прибавлять меньшее, а результат не изменится, если переставить эти числа, поменять их местами.
Итак, в методике математического развития дошкольников большое внимание уделяется проблеме обучения их вычислительной деятельности. Однако только в результате целенаправленной систематической работы у них формируются достаточно прочные и осознанные знания и навыки в вычислительной деятельности, а это важная предпосылка в овладении математикой в школе (приложение №1)
Основной целью математической подготовки детей дошкольного возраста к усвоению математики в школе является формирование понятия числа. Поэтому детский сад уделяет так много внимания обучению счетной деятельности, сравнению различных множеств, установлению связей и отношений между ними. Чем успешнее дети освоят счетную деятельность, тем легче им перейти к вычислениям.
Овладение счетной деятельностью свидетельствует об абстрагировании числа в сознании детей, а значит и готовности к выполнению наиболее простых арифметических действий с числами первого десятка – сложение и вычитания. Хотя детский сад осуществляет лишь подготовительную работу в обучении детей этим арифметическим действиям, необходимо подвести к пониманию их смысла уже с первых шагов. В связи с этим, обучение решению арифметических задач должно строиться так, чтобы дети сознательно подходили к выбору арифметического действия, видели взаимосвязи между числовыми данными в задаче, понимали зависимость полученного результата от самого арифметического действия.
Наблюдаются следующие особенности в занятиях и умениях детей:
- дети лучше решают задачи на сложение (нахождение суммы, увеличение числа на несколько единиц), хуже справляются с задачами на вычитание;
- испытывают большие трудности при выборе арифметического действия;
- выбирая арифметическое действие, дети опираются на смысловые глаголы: если в условии задачи используются слова взяли, ушли, уплыли, срубили – надо вычитать; если пришли, приплыли, выросли – складывать;
- часто вместо арифметического действия задача решается простым пересчетом;
- придумывая задачу самостоятельно, дети используют в ее условии такие термины, как «прибавить», (прибавили), «отнять» (отняли), «получится» (получилось), «останется» (осталось);
- дети не всегда ясно представляют, что в задаче дано (известно), что нужно узнать и т.д.
Информация о работе Обучение детей подготовительной к школе группы решению арифмитических задач