Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:42, контрольная работа
Старшие дошкольники решают самые простые задачи. Cодержание задач и их количественные данные направлены на то, чтобы познакомить детей с окружающей жизнью.
О необходимости этого говорил еще К. Д. Ушинский: «Задачи выбираются самые практические из жизни, с которой дети знакомы, и у хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть весьма занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».
Введение…………………………………………………………………………… 3
Виды арифметических задач, используемые в работе
с дошкольниками……………………………………………………………..4
Обучение детей подготовительной к школе группы решению
арифметических задач…………………………………………………….7
Вывод…………………………………………………………………………………14
Литература…………………………………………………………………………25
Занятие 3.
Цель: Познакомить детей со структурой арифметической задачи – условием и вопросом. Учить выделять в задаче эти части.
Рекомендации к занятию.
Первая задача составляется уже знакомым детям способом на основе их собственных действий. Например, воспитатель предлагает детям пересчитать палочки в руках у Светы. После счета предлагается 1 палочку отдать Вите. Вместе с детьми выясняется:
- Сколько палочек было у Светы?
- Сколько палочек Света отдала Вите?
- Какую задачу можно составить?
В случае затруднений можно использовать и такие вопросы, как:
-Что мы знаем?
- Что можем узнать? О чем можем спросить?
Составляется задача: «У Светы было 7 палочек, 1 она отдала Вите. Сколько палочек осталось у Светы?»
- Мы знаем, что у Светы было 7 палочек, 1 она отдала Вите (при ответе детей педагог предлагает показать все, о чем они рассказывают, на предметах).
- Правильно, это мы знаем. Это условие задачи. О чем спрашивается в нашей задаче?
- Этого мы не знаем, это нужно узнать. «Сколько палочек осталось у Светы? – это вопрос задачи. В каждой задаче есть условие и вопрос. Давайте вспомним условие задачи.
- Какой вопрос к задаче?
И далее задача анализируется и решается:
-Сколько палочек было у Светы?
- Сколько она отдала Вите?
- Больше или меньше палочек стало у Светы, когда она отдала 1?
- Сколько палочек осталось у Светы?
- Вот мы и ответили на вопрос задачи, решили ее.
Аналогичным способом составляются еще 1-2 задачи. Можно составлять задачи по частям: воспитатель предлагает детям подумать, все ли сказано в задаче и сообщает им только условие. Можно составлять и повторять задачу по ролям: один ребенок рассказывает условие, другой ставит вопрос. Главное, чтобы в задаче отражалась реальная жизнь, поэтому задачи связываются с действиями детей на демонстрационном или раздаточном материале.
Вывод: в любой
задаче есть условие
и вопрос.
Занятие 4.
Цель: показать детям, что в условии задачи должно быть не менее двух чисел. Учить элементарному анализу, отличать задачу от рассказа; преобразить рассказ в задачу.
Рекомендации к занятию.
Детям предлагается рассказ без чисел. Например, в озере плавают утки и гуси. Вопросы к детям:
- Как думаете, задача это или нет?
- Почему так думаете?
В случае, если дети обратят внимание только на отсутствие вопроса, можно продолжить рассказ, поставив к нему вопрос: «В озере плавают утки и гуси. Сколько птиц плавает в озере?» Получилась ли задача? Почему? Есть ли числа?
- Что получилось? (Рассказ с вопросом).
Педагог добавляет в рассказ одно число – «В озере плавает 6 уток и гуси. Сколько птиц плавает в озере?»
Вопросы детям:
- Что это задача или нет? Можно ли решить? Почему? Есть ли числа? Сколько чисел? Все ли мы знаем?
После этого в условие добавляется еще одно число: «В озере плавает 6 уток и 1 гусь».
Вопросы детям:
-Задача это или нет? Почему?
- Сколько чисел? Какие числа?
- О чем надо спросить, чтобы получилась задача? И т.д.
В конце работы над задачами в этой части занятия детям следует предложить рассказ с двумя числами.
- Подумайте, задача это или нет? А что это? (рассказ) Почему?
- Можно ли получить задачу из этого рассказа? Как?
- Какой вопрос надо поставить, чтобы получилась задача?
Рассказ преобразуется в задачу и она решается детьми.
Вывод: в задаче должно быть не меньше двух чисел и вопрос о количестве предметов.
Занятие 5.
Цель: показать отличие задачи от поговорки, загадки. Учить анализировать задачу по плану: Есть ли числа? Сколько чисел? Какие числа? Есть ли вопрос? О чем вопрос?
Рекомендации к занятию.
Занятие начинается с составления анализа задачи самими детьми или с анализа задачи, предложенной воспитателем.
Вопросы для анализа задачи:
- Задача это или нет? Почему?
- Есть ли числа?
- Сколько чисел?
- Какие числа?
- Есть ли вопрос? О Чем?
- Больше или меньше стало, когда…?
Работа над задачей заканчивается ответом на вопрос.
После решения задачи детям предлагается загадка с числами ( - 4 братца под одной крышей сидят. Что это?
- Сидят 2 друга, глядят в 2 круга. Что это?
- 3 братца пошли на речку купаться. 2 ныряют, один на берегу отдыхает. Что это?
- Комочек пуха, 2 длинных уха?
- 2 брюшка, 4 ушка. Что это? И т.д.)
Вопросы к детям:
- Задача это или нет? Почему?
- Числа есть, их 2, есть вопрос. Как узнали, что это не задача?
- Что это, если не задача?
Воспитатель обобщает ответы детей: это загадка, т.к. в ней описывается предмет и надо догадаться, о каком предмете говорится. А в задаче надо узнать о количестве предметов, сколько их получается.
Таким же образом осуществляется сравнение задачи с поговоркой, в которой также содержится два числа:
У 7 нянек и 1 дитя без глаза;
7 раз отмерь и 1 отрежь;
Семеро одного не ждут;
Один с сошкой, - 7 с ложкой; и т.д.)
Если это возможно, загадка, поговорка преобразуется в задачу и работа над ней ведется в соответствие с планом анализа задачи, а заканчивается выявлением количественных изменений и ответом на вопрос задачи.
Вывод: в задаче
есть условие,
в нем должно
быть 2 числа и
вопрос о количестве
предметов.
Задание 6.
Цель: познакомить детей со знаками +;=. Учить «записывать» действие сложение с помощью карточек и упражнять в формулировке сложения.
Рекомендации к занятию.
В начале занятия уместно напомнить детям цифры (если педагог знакомил детей с ними раньше) или числовые карточки. Целесообразно поупражнять детей в воспроизведении такого количества предметов, звуков, движений, сколько показывает карточка. Воспитатель сообщает детям, что эти карточки можно использовать и при решении задач.
На занятие подбираются задачи на сложение. Можно предлагать задачи-драматизации, задачи-картины, иллюстрации, зарисовки детей.
Анализ задачи ведется по следующему плану:
- Что мы знаем? Или: Что нам известно из условия задачи?
- Сколько…? (выделяются числовые данные).
- О чем спрашивается в вопросе задачи? Или:
- Что надо узнать?
- Больше или меньше предметов стало, когда…?
- Что надо сделать, чтобы узнать, сколько (повторяется вопрос задачи).
- О каком действии рассказал…?
- То, как мы решили задачу, можно записать с помощью вот этих карточек (педагог показывает детям ).
- какие числа надо сложить, чтобы решить эту задачу?
Найдите карточки, где записаны эти числа. Подумайте, как надо расставить эти карточки, чтобы получилось действие, каким решается эта задача? Получилось ли действие сложение?
- Как можно прочитать эту запись?
-
Подумайте, что
надо добавить
в эту запись, чтобы
всем было понятно,
что это действие
сложение и складываются 2
числа?
- Подумайте, куда надо поставить карточку с этим знаком? Почему?
- Посмотрите теперь на запись, все ли мы записали? Видно ли по этой записи, сколько получилось? Найдите карточку, где записано число. Все ли понятно по этой записи? И воспитатель показывает детям карточку со знаком =, объясняет его значение, предлагает найти место этому знаку в записи.
Когда запись полностью закончена, воспитатель читает эту запись:
К 7 прибавить 1 получится 8, а можно сказать и так: если сложить 7 и 1, получится 8.
После этого прочитать эту запись предлагается 3-4 детям. Можно эту запись использовать для составления задач самим детьми (придумайте свою задачу, чтобы она решалась также сложением и в ней были эти же числа).
На занятии могут быть использованы еще 1-2 задачи с другими числами (по усмотрению воспитателя и в зависимости от темпа занятия).
Цель: учить различать действия сложение и вычитание. Учить придумывать различные по содержанию задачи по числам, отражать в задаче реальную жизнь.
Рекомендации к занятию.
Это занятие может быть построено на самостоятельной работе детей. Педагог указывает детям числа и арифметическое действие, на которое должна быть придумана задача. Дети могут «записывать» решение задач, зарисовать ее условие в тетради.
Если есть необходимость, можно сравнить задачи на сложение и вычитание, записи их решения и результаты, как это делалось на занятии 14.
При анализе задач, придуманных детьми, следует обратить внимание и на содержание арифметических задач, чтобы в них было так, как в жизни.
В конце занятия целесообразно обобщить, что знают дети об арифметических действиях - сложении и вычитании.
К концу первого этапа в обучении решению задач дети должны усвоить следующие знания о сложении и вычитании:
- с л о ж е н и е – это действие, при котором к одному числу прибавляется другое, складываются два числа в результате получается число больше;
- в ы ч и т а н и е – это действие, когда из одного числа вычитается другое и в результате получается число меньше;
- знать знаки: +,-,=
У них должны быть сформированы следующие умения:
- формулировать действия сложение и вычитание, отвечая на вопрос: что надо сделать, чтобы узнать сколько …?
- различать задачи на сложение и вычитание, сравнивать их между собой;
- «записывать» решение задачи с помощью карточек и «читать» запись;
- зарисовывать задачи на сложение и вычитание;
- придумывать задачи по зарисовке, по числовому примеру, по предложенным числам и действию. После того, как дети научатся формулировать действия сложение и вычитание и обосновывать их выбор, можно приступить ко II этапу в обучении – знакомству с приемами вычисления (прибавлять и вычитать присчитыванием и отсчитыванием по одному).
Информация о работе Обучение детей подготовительной к школе группы решению арифмитических задач