Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:42, контрольная работа
Старшие дошкольники решают самые простые задачи. Cодержание задач и их количественные данные направлены на то, чтобы познакомить детей с окружающей жизнью.
О необходимости этого говорил еще К. Д. Ушинский: «Задачи выбираются самые практические из жизни, с которой дети знакомы, и у хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть весьма занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».
Введение…………………………………………………………………………… 3
Виды арифметических задач, используемые в работе
с дошкольниками……………………………………………………………..4
Обучение детей подготовительной к школе группы решению
арифметических задач…………………………………………………….7
Вывод…………………………………………………………………………………14
Литература…………………………………………………………………………25
Занятие 7.
Цель: познакомить детей с приемом присчитывания числа 2 по единице к первому слагаемому. Учить различать действие сложение и способ его выполнения.
Рекомендации
к занятию.
Вопросы к детям:
- Сколько единиц в числе 2?
- Можно ли это записать цифрами и знаками? Вместе с детьми педагог составляет запись 1+1=2 или 2=1+1 и составляет ее на доске или счетном полотне.
Прием присчитывания лучше показать детям на задаче с наглядным материалом (драматизация, иллюстрация).
Например, дети составляют задачу на основе действий ребенка: Сережа взял для постройки 5 кирпичиков и еще 2. Сколько кирпичиков у Сережи?
В процессе анализа задачи выясняется, чтобы ответить на вопрос задачи, надо к 5 прибавить 2 (сложить числа 5 и 2).
- Как будем прибавлять (складывать)? – задает новый вопрос педагог и обращает внимание детей на запись состава числа 2 из единиц, - как можно прибавить число 2? (можно два раза прибавить по 1, так как 2 – это 1 и 1).
«К 5 прибавить 2 – будем прибавлять по одному – 5 да 1 это 6, 6 да 1 – это 7. К 5 прибавить 2, получится 7».
Свою речь воспитатель сопровождает действиями с предметами, поясняя детям способ выполнения сложения путем присчитывания. После объяснения выполняется запись арифметического действия и способа его выполнения:
5+2=5+1+1=7
Вначале эту запись читает сам воспитатель: к 5 прибавить 2 – это действие сложение, будем прибавлять по одному – 5 да 1 – 6, 6 да 1 – 7; значит к 5 прибавить 2 получится 7.
Затем дети упражняются в чтении этой записи, формулировке действия и способа его выполнения.
Для закрепления приема присчитывания детям следует предложить еще 1-2 задачи, в которых первым слагаемым могут быть разные числа, а вторым – число 2.
Занятие 18.
Цель: познакомить детей с приемом отсчитывания числа 2 по одному. Учить различать действие и способ его выполнения.
Рекомендации к занятию.
Обучение приему отсчитывания осуществляется так же, как присчитыванию (см. занятие 16).
Само объяснение выполняемого приема формулируется следующим образом:
Из 8 вычесть 2 – будем вычитать по одному – 8 без 1 – 7, 7 без 1 – 6. Из 8 вычесть 2 получится 6.
Запись 8-2=8-1-1=6 читается: «Из 8 вычесть 2 – это действие вычитание, будем вычитать по одному – 8 без 1 – 7, без 1 – 6. Значит, из 8 вычесть 2, получится 6».
Для упражнения детей в формулировке действия и приема отсчитывания числа 2 на занятии используется еще 1-2 задачи.
Занятие 8.
Цель: учить пользоваться приемами присчитывания и отсчитывания числа 2 по единице; учить различать эти приемы.
Рекомендации к занятию.
Для этого занятия подбираются задачи на сложение и вычитание числа 2.
Материалом для составления задач могут служить предметы окружающей обстановки, звуки, движения, результаты измерений и т.д. Задачи на сложение и вычитание чередуются, при этом основное внимание обращается на формулировку арифметического действия, обоснование выбора и объяснение способа выполнения.
Занятие 9.
Цель: закрепить умение решать разнообразные задачи с использованием наглядного материала и без него.
Рекомендации к занятию.
На данном занятии целесообразно обобщить знания и умения детей по данной теме. Поэтому все занятие может быть посвящено решению разнообразных задач.
Уместно повторить с детьми структуру задачи, формулировку арифметических действий, приемы вычисления. Можно использовать задачи-шутки, задачи на сообразительность, рифмованные задачи.
Например:
К старой цапле на урок
Прилетели 7 сорок,
Но из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей0сорок
Прилетело на урок?
Повезло теперь Егорке,
У реки сидел не зря:
5 пескариков в ведерке,
3 блестящих карася.
Посмотрите, у ведерка
Появился хитрый кот.
Сколько рыб домой Егорка
На
уху принесет?
1. Клюева Л.П.Некоторые особенности решения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста.- Дошкольное воспитание, 1971 год, № 4.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, - М.: Педагогика, 1974 год.
3. Левинова Л.Н. Обучение решению задач в детском саду.- Дошкольное воспитание,1972, №1
4. Непомнящая Н.А., Клюева Л.П. О некоторых механизмах применения общего способа при решении арифметических задач у детей дошкольного возраста.- Сб.: Умственное воспитание дошкольника. – М.: Педагогика, 1972 год.
5. Тарханова Е.А. Формирование у детей седьмого года жизни знаний арифметических действий сложения и вычитания.- Л.1978 год
6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 1998. - с. 202-212
Информация о работе Обучение детей подготовительной к школе группы решению арифмитических задач