Преемственность в изучении геометрических построений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:09, дипломная работа

Описание

Объект исследования: изучение геометрического материала в ДОУ и начальной школе;

Предмет исследования: преемственность в изучении геометрических построений в ДОУ и начальной школе;

Цель исследования: выявить условия соблюдения преемственности в изучении геометрических построений в ДОУ и начальной школе, эффективно влияющие на результативность обучения;

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 546.50 Кб (Скачать документ)

2) прямая линия,  у которой есть начало, но нет  конца;

3) четырехугольник,  у которого все углы прямые.

По вертикали:

4)замкнутая ломаная  линия, у которой три угла, три вершины, три стороны.  

Учитель. Вы познакомились с точками. Не забыли, как их зовут?

Задание II. Вопросы на слайде задают точки (слайд № 6-9). Ответ в письменной форме даёт каждая команда. За дело, друзья!

Вопросы:

1)ты запомнил, дружок, наши имена?

2)где чей домик?

Учитель. Мы продолжаем путешествие по стране Геометрии. Мы подошли к городу точек. В него пускают только тех, кто знающих  геометрию. Посмотрите, кто встречает  нас. Это помощница Феи Геометрии  принцесса Умейка. Она задаст вам несколько вопросов

Задание ІІІ. Вопросы  для команд:

1- сколько прямых  линий можно провести через  одну точку? ( слайд №12-13)

2- сколько кривых  линий можно провести через  одну точку? (слайд №14-15)

3- сколько прямых  линий можно провести через  две точки? (слайд №16-17)

Вопрос для  болельщиков: сколько кривых линий  можно провести через две точки? (слайд №18-19)

Учитель. Итак, входим в город Точек. Точки решили посадить возле домиков цветы, но не могут  это сделать сами. Помогите точкам: нарисуйте геометрические цветы из линий, используя несколько правил о точках и линиях.

Вы вспомнили  все нужные для нашего путешествия  правила. Молодцы! Теперь берите в руки карандаши, линейки и - за дело: рисуем геометрические цветы. Каждая команда  получает большой лист бумаги. Жюри будет оценивать не только красоту и аккуратность работы, но и сплочённость каждой команды.

По традиционной программе материал дан в большом  объёме, чем по программе Н.Б.Истоминой.

При изучении геометрии  как в дошкольном, так и в  начальном школьном образовании необходимо стремиться развить пространственное воображение и геометрическое мышление каждого ребенка. Знакомя учащихся начальной школы с геометрическими понятиями, нужно опираться на имеющиеся представления детей, обогащая и расширяя их знания о геометрических фигурах и телах. Учет принципа преемственности приведет к тому, что обучение детей элементам геометрии будет соответствовать естественному ходу развития их геометрического мышления.   

2.3.Методика  соблюдения преемственности  в изучении геометрических построений в ДОУ и начальной школе  

Дошкольное детство  – первая ступень развития ребёнка, его подготовка к участию в  жизни обществ. Этот период является важным подготовительным этапом для  следующей ступени – школьного  обучения.

Главное различие между ребёнком дошкольного  возраста и школьника – это различие основных ведущих видов их деятельности: в дошкольном возрасте  – игра, а в школьном – учение. Поэтому необходимо соблюдать преемственность в основных видах деятельности.

Как отмечалось ранее, преемственность между ДОУ и начальной школой соблюдается в недостаточной степени, поэтому данная проблема требует особого внимания со стороны учителя.

Школа и детский  сад – два смежных звена  в системе образования. Если ребёнок  оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, т.к. здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим.

Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного  учреждения, обеспечивающего необходимую  подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка, то преемственность применительна к нашей теме.

Преемственность с позиции школы – это опора  на те знания, навыки и умения, которые  имеются у ребёнка, пройденное осмысливается  на более высоком уровне. Организация  работы в школе должна происходить  с учётом дошкольного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада –  это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и  навыков, которые необходимы для  дальнейшего обучения в школе.

Преемственность обеспечивает постепенно развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Мы полагаем, что установление преемственности  между детским садом и школой способствует сближению условий  воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностям.

Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их учит. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников стремления к знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Необходимо включить в ДОУ на занятиях по математике и на уроках в начальной школе такие задания, которые будут способствовать соблюдению преемственности между ДОУ и начальной школой.

Введение в  педагогический процесс заданий  разных видов детского творчества (самостоятельных  игр, технического и художественного  моделирования).

Например, проводится такое занятие: «Какая фигура лишняя».

Цель - учить  детей отличать фигуры по форме.

Детям даётся набор  фигур – 5 кругов (синие: большой  и два маленьких, зелёные: большой  и маленький, маленький красный  квадрат). Воспитатель предлагает детям определить какая фигура лишняя. Ответ: квадрат. Объясните почему – все остальные круги.

В начальной  школе подобные работ, но в усложнённом  варианте выполняются на уроке изобразительного искусства и технологии.

Обогащение уроков эстетическим содержанием, например, занятия на прогулке «Определение предметов по форме».

Цель: повторение материала о форме предметов (дети рассматривают различные предметы и определяют их форму).

«Пёстрые  домики» (1 класс).

Цель: обобщение  и систематизация пространственных представлений у детей обучение их сравнению предметов по разным признакам.

Учитель предлагает одному на магнитной доске, другим на своих столах построить дом из разных фигур (треугольники, прямоугольники, квадраты, круги). Задание проводится и проверяется поэтапно.

«Концовка».

Цель: включение  в активный словарь учащихся терминов, связанных со сравнением предметов  по количеству сторон, углов и умением  их называть.

Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его. Например: если фигура имеет три  стороны, то она называется … (треугольник).

Использование системы развивающих упражнений с элементами проблемных ситуаций.

Цель: подвести детей к выводу что предметы, одинаковые по форме и размеру могут иметь  разное положение в пространстве. Учащимся предлагается определить одинаковые ли фигуры по форме и по размеру.

Вопросы, которые  целесообразно задавать:

- Одинаковые  ли это фигуры?

- Что это за  фигуры?

- Почему они  так называются?

- Почему они  одинаковые?

- Зависит ли  форма и размер фигуры от  их пространственного положения?

Следующее упражнение: построить отрезок (линию) с помощью  линейки.

Цель: познакомить  с чертёжным инструментом – линейкой, учить правильно строить отрезки  с помощью линейки.

Далее детям  даются аналогичные задания при  изучении других геометрических фигур.

Психолого-дидактическим  обоснованием соблюдения преемственности  является своеобразие возрастного  развития познавательных процессов  ребенка младшего возраста, обусловленное  тем, что в возрасте 3-5 лет ведущим  типом мышления ребенка является наглядно – действенный тип, а в возрасте 6 –10 лет – наглядно-образный тип мышления. Возраст 10 –12 лет является переходным к ведущему абстрактному (словесно-логическому) типу мышления. Главным направлением организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления, а ребенка младшего школьного возраста – развитие пространственного мышления. Эти виды математического мышления свойственны указанным возрастам, и потому наиболее чувствительны к методическому развивающему воздействию педагога.

Методологическим  обоснованием соблюдения преемственности  является выбор в качестве ведущего метода обучения детей математическому  содержанию метода моделирования, с  преимущественным использованием на каждом возрастном этапе того вида моделирования, который более всего соответствует возрастным особенностям развития мышления  и других познавательных процессов: в возрасте 3-5 лет - это конструирование (вещественное моделирование), в возрасте 6-10 лет – это сочетание конструирования с графическим моделированием с постепенным перенесением акцента на второе, в возрасте 10-12 лет – это графическое моделирование с элементами конструирования там, где необходимо практическое приложение знаний и умений ребенка в математике, и с элементами логико-символического моделирования (знакового и символьного) в качестве подготовки к переходу ребенка на ведущий словесно-логический (абстрактный) тип мышления в старшем возрасте. Такой подход к выбору ведущего метода обучения обеспечивает эффективное развитие приемов умственной деятельности у ребенка (анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и др.), развитие практико-ориентированной интуиции в применении математических знаний, самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и таких качеств математического мышления как гибкость, критичность, активность, целенаправленность и др.

В свою очередь, модель изучаемого математического  понятия или отношения играет роль универсального средства изучения свойств математических объектов. При этом наиболее целесообразным содержанием для организации процесса непрерывного математического развития ребенка младшего возраста является геометрический материал, поскольку модель геометрического понятия или отношения можно построить в любом необходимом виде (вещественном, графическом, символьном) в соответствии с целями обучения и возможностями и особенностями восприятия ребенка в каждый из указанных возрастных этапов. Логическая структурная стройность геометрического содержания позволяет выстроить систему необходимых логико-конструктивных заданий для детей всех указанных возрастов с целью организации их математического развития. При этом такая система позволяет адресовать процесс математического развития любому ребенку (как математически способному, так и ребенку без особых исходных возможностей в освоении математики). Опыт практической реализации предлагаемой системы показал ее высокую эффективность при организации математического развития детей с различными природными данными: во всех случаях наблюдалось значительное продвижение ребенка по пути математического развития.

Тесная взаимосвязь  между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно  высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления. Под конструированием будем понимать вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Под обучением конструированию имеется в виду формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления. Цель обучения конструированию – научить первичным приемам моделирования на самом простом наглядно-действенном уровне, т. е. уровне, соответствующем наглядно-действенному мышлению детей 3-5 лет и образному мышлению детей 6-10 лет.

При таком подходе  к процессу формирования пространственного  мышления дошкольника появляется возможность  формировать базу первоначальных образов понятий (образов памяти) и образов способов действий (образов операций) через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями. Процесс интериоризации этой деятельности, как в виде отдельных операций, так и общих способов действий будет способствовать накоплению запаса образов, стимулирующих развитие пространственного мышления ребенка.

Информация о работе Преемственность в изучении геометрических построений