Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:09, дипломная работа
Объект исследования: изучение геометрического материала в ДОУ и начальной школе;
Предмет исследования: преемственность в изучении геометрических построений в ДОУ и начальной школе;
Цель исследования: выявить условия соблюдения преемственности в изучении геометрических построений в ДОУ и начальной школе, эффективно влияющие на результативность обучения;
Методика изучения может быть такой:
Учитель на доске чертит различные линии и отрезок и просит учащихся установить есть ли разница между этими линиями, чем они отличаются. Дети делают вывод, что на доске есть прямая, которая ограничена с двух сторон точками.
Отмечают две точки, прикладывая к ним линейку, соединяют их линией и получают отрезок.
Во 2-м классе, после изучения понятия отрезка полезно выполнять следующие упражнения:
1) Отметь на бумаге 3 точки и соедини их попарно отрезками. Сколько отрезков получится?
В ходе изучения геометрических фигур точка и отрезок приобретают другие свойства: они становятся их вершиной, стороной и т.д.
В третьем классе рассматривают модели треугольника, четырёхугольника и т.д., называют их одним словом многоугольники, т.е. делают обобщение.
Методика может быть такой:
Учитель уточняет знания учащихся о таких фигурах как треугольник, четырёхугольник и т.д. С этой целью следует использовать наглядные пособия: вырезать из цветной бумаги и прикрепить на доске несколько треугольников и четырёхугольников. Обратить внимание детей на то, что у всех этих фигур не по одному углу, а несколько. Необходимо чтобы дети пришли к выводу что все эти фигуры можно объединить в одну группу.
После ознакомления с многоугольниками учащиеся в окружающей обстановке называют или показывают предметы, имеющие форму соответствующего многоугольника. Полезно предлагать упражнения такого вида:
1) Какие фигуры изображены на рисунке?
Первые сведения об углах учащиеся получают в процессе работы с многоугольниками.
1.Подготовительный этап:
На этом этапе повторяется ранее полученные знания о многоугольниках. Учитель обращает внимание детей на то, почему все фигуры объединены в одну группу – многоугольники.
2.На основном этапе учитель вводит понятие «угол». Строит угол и поясняет, что угол образуют две стороны и вершина, где соединяются эти стороны.
Для ознакомления с прямым углом демонстрируем модели прямоугольника, четырёхугольника, с тупым и острым углом. Выясняем, что прямой, тупой, острый углы – разные.
Рекомендуется учащимся самим получить прямой угол перегибанием листа бумаги: они дважды перегибают лист бумаги пополам.
Учащимся показывается чертёжный треугольник с прямым углом и наложением прямого угла на разные углы показывается, как определить прямой угол.
Предлагается назвать предметы, имеющие прямой угол.
С помощью модели прямого угла учащиеся проверяют, что углы клетки на странице тетради – прямые. Поэтому прямой угол можно нарисовать используя разлиновку листа тетради.
Учащиеся под руководством учителя чертят прямой угол.
3. Для закрепления
понятия прямого угла
1) Найдите прямые
углы в предложенных
2) Начертите
треугольник, имеющий прямой
После усвоения понятия прямого угла, учащиеся знакомятся с прямоугольником, как с четырёхугольником, у которого все углы прямые.
Методика:
Учитель использует наглядные пособия: вырезанные из бумаги четырёхугольники, среди которых 2-3 прямоугольника, а остальные имеют по одному прямому углу, или 2 прямых угла, либо ни одного прямого угла.
Детям предлагается установить с помощью угольника, в каких четырёхугольниках есть прямые углы. В результате такой работы они увидят, что четырёхугольники могут иметь один прямой угол, два или все четыре прямых угла. Учитель сообщает, что четырёхугольник у которого все углы – прямые, называется прямоугольником.
Построение прямоугольника целесообразно предложить после установления свойств прямоугольника.
3. На этапе закрепления учащимся предлагаются такие упражнения:
1) Какие из изображённых фигур являются прямоугольниками?
2)Постройте прямоугольник со сторонами 2 и 4 сантиметра.
Методика ознакомления с квадратом аналогична методике ознакомления с прямоугольником. В этом случае ,из перечисленных, выбирают тот, у которого все стороны равны. Это и есть квадрат.
Окружность и круг, как геометрические фигуры, на уроках математики по программе Моро рассматривается в 3-м классе. И здесь, используя, практическую работу и метод работы с учебником учащиеся усваивают основные термины: окружность – граница круга, центр окружности и круга, радиус и диаметр окружности и круга.
Рассмотрим методику изучения геометрического материала по программе Н.Б. Истоминой. (УМК «Гармония»)
В 1-м классе изучение геометрического материала начинается с изучения форм предметов.
Подготовительной работой является работа с наглядными пособиями.
Например, необходимо определить какой предмет «лишний»?
На основном этапе учитель сообщает, что окружающие нас предметы имеют разную форму.
На этапе закрепления предлагают задания:
1) Чем похожи предметы?
2) Чем отличаются?
Далее происходит знакомство детей с прямой и кривой линиями и лучом.
Подготовительный этап заключается в том, что учитель предлагает сравнить линии, установить, чем они похожи.
Затем учитель сообщает, что есть линии прямые и кривые и учит их строить. Следит за речью учащихся. Дети выполняют задания:
«Учись проводить прямые линии».
Поставь в тетрадь точку. Проведи через неё три прямые линии.
На этапе закрепления предаются задания : «по какому признаку можно разбить линии на 2 группы?»
Каких линий больше: прямых или кривых?
Отрезок.
Методика может быть такой.
Подготовительный этап:
Поставь в тетради две точки и соедини их по линейке.
На основном этапе учитель сообщает, что у нас получился отрезок.
Для закрепления даются задания на построение отрезков различной длины.
По программе Истоминой дети в 1-м классе знакомятся с ломаной.
«Чем похожи и чем отличаются эти фигуры»
Какую из них можно назвать ломаной.
Чтобы проверить, как дети усвоили материал, учитель даёт задание:
«Назови лишнюю фигуру».
Во 2-м классе изучение геометрического материала начинается с угла.
Сначала учитель строит угол на доске и объясняет свои действия. Затем сообщает, что у нас получился угол.
На основном этапе он говорит, что у нас получился угол фигура, которая называется углом. Лучи – это стороны угла, точка, из которой проводятся лучи – вершина угла. На этом же этапе учащиеся делают модель прямого угла.
На закрепительном этапе дети выполняют задания:
«Постройте прямой угол»
«Постройте острый угол»
Во втором классе происходит знакомство с прямоугольником и квадратом.
Детям предлагается из большого числа геометрических фигур выбрать фигуры с прямыми углами.
Далее учитель сообщает, что четырёхугольники, у которых все углы прямые это прямоугольники.
Учащиеся могут
измерить стороны прямоугольников,
и обнаружить, что есть прямоугольники,
у которых все стороны
Детям предлагается набор фигур, у которых разное количество углов. Дети считают углы и догадываются, что у всех этих фигур разное количество углов и значит они называются по разному.
Все эти фигуры – многоугольники. На закрепительном этапе они выполняют задания:
«Какие фигуры можно назвать прямоугольником? Квадратом? Многоугольниками?
Во втором же классе изучается окружность. Учитель предлагает 2 рисунка и предлагает установить, чем похожи, и чем отличаются.
На основном этапе учитель даёт определение окружности. Замкнутая кривая называется окружностью, если все точки, отмеченные на замкнутой кривой, находятся на одинаковом расстоянии от центра окружности.
Закрепительный этап: выберите рисунок, на котором все точки линии находятся на одинаковом расстоянии от точки О ?
В 3-м классе сами геометрические фигуры на изучаются , а изучается только площадь фигур.
В четвёртом классе геометрический материал изучается мало. Рассмотрим часть занятия по учебнику «Математика. 3 класс, часть 1». Авторы: М.И. Моро и др. Тема «Путешествие по стране Геометрии».
Тип занятия: игра - викторина « Геометрические фигуры»
Технологии: компетентностно - ориетированная, игровая.
Цель занятия: закрепление умения решать задачи геометрического характера.
Задачи занятия:
образовательные:
1) обобщить знания о геометрических фигурах;
2) закрепить умения строить рисунки на компьютере;
воспитательные:
1) развивать умения работать в группе;
2) воспитывать уважение к мнению товарища;
развивающие:
1) развивать пространственное мышление и фантазию
Оборудование: листы ватмана, линейки, карандаши, диск «Геометрические сказки», рисунки, компьютеры, мультимедиапроектор.
Ход занятия
І. Организационная часть.
Весь класс делится на три команды (красная, желтая, зелёная) с помощью Цветика – трёхцветика: каждый ученик наугад выбирает листок с цветом своей команды.
ІІ. Тема и цель.
Учитель. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране «Геометрия» В этой стране нам встретятся известные и неизвестные герои. Мы будем совершать открытия, и помогать друзьям. Готовы ли вы к приключениям?
Тогда в путь!
Наше путешествие будет продолжаться 3 занятия.
ІІІ. Основная часть.
Первое занятие - игра-викторина «
Учитель. На учительском столе стоит подставка для канцтоваров. Самые важные среди них - простой Карандаш и его подруга – ластик по имени Чистюлька, которые чаще всего используются на уроках. Они много работают с утра до обеда, помогая ученикам справляться с различными заданиями. А чем они занимаются после?..
Оказывается, в наше отсутствие происходит много чудес. Однажды вот что случилось…
(Просмотр сказки « Карандаш и Чистюлька»)
Учитель. С новыми друзьями мы должны попасть в страну Геометрию. Фея Геометрии хочет проверить ваши знания с помощью кроссворда.
Задание I Кроссворд (слайды №3-5)
По горизонтали:
1) прямоугольник, у которого все стороны равны;
Информация о работе Преемственность в изучении геометрических построений