Преемственность в изучении геометрических построений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:09, дипломная работа

Описание

Объект исследования: изучение геометрического материала в ДОУ и начальной школе;

Предмет исследования: преемственность в изучении геометрических построений в ДОУ и начальной школе;

Цель исследования: выявить условия соблюдения преемственности в изучении геометрических построений в ДОУ и начальной школе, эффективно влияющие на результативность обучения;

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 546.50 Кб (Скачать документ)

Чтобы процесс  движения обучаемых по ступеням обучения математике осуществлялся поэтапно, педагогу нужны не только знание особенностей развития ребенка на каждом этапе (т.е. психологические), закономерностей

дидактики (педагогические), но и знания методико-математических и методико-процессуальных основ  курса математики для дошкольников и младших школьников.

Н.Б. Истомина в  качестве методико-математических основ  названного курса предлагает взять  математическую теорию, которая в  переработанном доступном виде находит  отражение в содержании соответствующего курса математики и может быть использована для обоснования тех или иных методических подходов. Притом необходимо различать два уровня методико-математических основ: для преподавателя и для ребенка.

Методико-математические основы курса математики для дошкольников и для учащихся начальной школы почти идентичны. К ним относятся: количественная теория целых неотрицательных чисел, учение о позиционной системе счисления и ее свойствах, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах и их свойствах.

Подготовка детей  к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выделяются ее основные критерии и параметры в рамках различных исследовательских подходов.

К первому подходу  относятся все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных навыков и умений, необходимых для обучения в школе. Этот подход связан с вопросом о возможности обучения в школе с более раннего возраста.

В исследованиях  этого направления установлено: дети 5 - 6 лет имеют значительно большие, чем предполагалось, интеллектуальные, психические и физические возможности, что позволяет перенести часть программы 1-го класса в подготовительную группу детского сада. Авторы этих работ Т.В. Тарунтаева и Л.Е. Жукова убедительно демонстрируют, что путем социальной организации воспитательной работы можно успешно обучать детей.

Проблему готовности в данном варианте рассматривают  не как психологическую подготовку к существующим формам обучения, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте.

Суть второго  подхода состоит в том, что  в работах, принадлежащих этому  направлению, исследуется генезис  отдельных компонентов учебной  деятельности и выявляются пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.

В специальных  исследованиях Т.С. Комарова , А.Н. Давидчук , Т.Н. Доронова выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное  обучение (рисование, аппликация, лепка, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности как:

- способность  действовать по образцу;

- умение слушать  и выполнять инструкцию;

- умение оценивать  как свою работу, так и работу  других детей.

Тем самым, по мнению авторов, у детей формировались  психологическая готовность к школьному обучению.

Третий подход состоит в выявлении единого  психологического новообразования, лежащего у источников учебной деятельности. Этому подходу соответствуют  исследование Е.М. Бохорского, Д.Б. Эльконина . Гипотеза Д.Б. Эльконина состоит в том, что новообразованием, в котором сконцентрирована суть – психологическая готовность является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого.

Наконец, четвертый  подход группы исследователей, которые  понимают под готовностью ребенка  к обучению определенный уровень дошкольной зрелости, т.е. такой уровень физического и интеллектуального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными

Елфимовой Н.В., Ильина Е.П., Марковой А.К. .

Готовность к  школе является многокомпонентным  образованием, которое рассматривалось  и глубоко изучалось педагогами, психологами. В современной психологии пока не существует единого и четкого  определения понятия "готовности" или "школьной зрелости".

По данным Я.Я. Коломинского и др. выделяют следующие  компоненты:

- личностная  готовность;

- социально-психологическая  готовность;

- интеллектуальная  готовность .

Личностная готовность включает формирование у ребенка  готовности к принятию новой социальной позиции - положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.

Социально-психологическая  готовность включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым  они могли бы общаться с другими  детьми, с учителем. Данный компонент  предполагает развитие у детей потребности  в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Первым условием успешного обучения ребенка в  начальной школе является наличие  у него соответствующих мотивов  обучения: отношение к нему как  к важному, общественно значимому  делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей, тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта, представлений, способствует у детей возникновению желания познания. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения

может побудить ребенка к систематическому и  добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками  возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.

В психологии установлено, что любые психические свойства и способности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой  они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику, не могут  сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе — это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных” психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу.

Компонент индивидуальной готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Интеллектуальная  готовность к школьному обучению рассматривается как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности. Иными словами,

будущий школьник должен иметь развитую способность  проникать в сущность предметов  и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Все это играет важную роль в овладении системой научных понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе [13, 52].

Необходимо различать  специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Общая  готовность определяется его физическим и психическим развитием. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов как родной язык и математика.

Овладение детьми математикой происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету. Ведущей задачей при формировании математических понятий является:

-          наблюдение (изменение, моделирование, построение) объектов с целью выявления их свойств;

-          сравнение объектов и их свойств: анализ свойств, в ходе которого надо определить, какие из них являются общими, отличительными, существенными, а какие несущественными; установление и использование аналогий;

-          обобщение, формулировка суждений об общих существенных признаках объектов; классификаций — разбивка множества изучаемых понятий на классы и виды и т. п. — т. е. на задания, которые формируют умственную деятельность ребенка и развивают мыслительные операции.

Развитие умения ориентироваться в некоторых  скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях (поровну, больше, меньше

целое, часть, зависимость  между величинами и др.);

Особенность преемственности  дошкольного и начального образования состоит в том, что воспитатель должен учитывать двусторонность данного процесса. С одной стороны, признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую - игровую - деятельность, с другой создавать условия для элементов учебной деятельности. Его задача - в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности, интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли воспитатель понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать «созревание» всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности - физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.

Таким образом, детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, черт личности и поведения. Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие детского сада и школы, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам преемственности позволил сделать следующие выводы.

Установление  преемственности между дошкольным учреждением и школой заключается  в следующих направлениях:

1. Согласование  целей на дошкольном и начальном  школьных уровнях (Государственные стандарты и Базовый компонент дошкольного образования).

  1. Совершенствование форм организации и методов обучения, как в
 

дошкольных учреждениях, так и в начальной школе, а  именно:

отказ от жестко регламентированной направленности обучения в детских учреждениях (статичных поз на занятиях, расположения столов в ряд по типу школьных, ответы по поднятой руке, пресечение инициативных высказываний в дисциплинарных целях.);

максимальное обеспечение двигательной активности детей на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы);

использование многообразия форм обучения «неурочного типа», включающих специфически детские виды деятельности на интегративной основе, объединение по подгруппам, организация деятельности кооперативного типа;

создание развивающей предметной среды, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе, функционально моделирующую содержание детской деятельности;

широкое использование методов, активизирующих у детей мышление, воображение, поисковую деятельность, то есть элементы проблемности в обучении, дивергентные задачи, задачи открытого типа, имеющие варианты «правильных решений».  

1.4. Анализ программных  требований к изучению  геометрического  материала дошкольного  учреждения и начальной  школы  

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений.

Цель программы - всестороннее своевременное развитие качеств детей от рождения до 7 лет. 

«Программа воспитания и обучения в детском саду и  школе» даёт возможность усовершенствовать  содержание обучения дошкольников, в  частности математике и, соответственно, геометрии.

Информация о работе Преемственность в изучении геометрических построений