Преемственность в изучении геометрических построений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:09, дипломная работа

Описание

Объект исследования: изучение геометрического материала в ДОУ и начальной школе;

Предмет исследования: преемственность в изучении геометрических построений в ДОУ и начальной школе;

Цель исследования: выявить условия соблюдения преемственности в изучении геометрических построений в ДОУ и начальной школе, эффективно влияющие на результативность обучения;

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 546.50 Кб (Скачать документ)

Было проведено  экспериментальное исследование, которое  показало, что в методике ДОУ и  начальной школы есть общие черты, хорошо видно, что соблюдается преемственность между ДОУ и начальной школой. 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

Преемственность - это связь, предполагающая с одной  стороны направленность воспитательно-образовательной  работы детского сада на те требования, которые будут предъявлены детям  в школе, с другой стороны опору  учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы.

В ходе исследования в рамках данной работы был изучен теоретический аспект преемственности  в обучении детей математике, на примере геометрических построений. Так было установлено, что детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В задачи воспитателя детского сада входит помимо планомерной подготовки к школе, изучение неблагоприятных вариантов психического развития ребенка, черт личности и поведения. Наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной зрелости является тесное взаимодействие детского сада и школы, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.

Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе предусматривает  усовершенствование, прежде всего содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в детском саду, в частности  в обучении их математике. Современная школа требует от ребенка, который начинает обучение в первом классе, высокой работоспособности, сложных форм умственной деятельности, сформированных морально-волевых качеств уже в дошкольные годы. Выполнение всех этих требований способствует повышению уровня общей готовности ребенка к школьному обучению. Только на фоне общей готовности ребенка математическая подготовка его способна обеспечить усвоение математики в школе, дальнейшее развитие интереса к математической деятельности.

Усвоение программы обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикой в школе. В первом классе идет дальнейшее углубление знаний по математике. Преемственность в работе детского сада и школы по математике дает положительный результат в усвоении знаний детьми.

Содержание преемственности  в работе дошкольного учреждения и школы по обучению математике заключается  в том, что совершенствование  преемственности в работе детского сада и школы обеспечит условия  успешного обучения в первом классе. При этом важно знание воспитателями основных подходов в методике обучения математике в первом классе, ознакомление их с современными учебниками.

Показатели готовности детей дошкольного возраста к  обучению математике в начальной  школе определяются в несколько  этапов готовности детей к школе. Педагогическую работу перед приходом детей в школу следует направить на полную ликвидацию третьего, низшего, уровня сформированности математических знаний, умений и навыков, на достижение достаточно качественной математической подготовки детей к школе. Усилия педагогического коллектива должны обеспечивать формирование у детей прочных знаний и умений в объеме программы воспитания в детском саду, развитие речи, мышления, познавательной активности, интересов и способностей.

Гипотеза исследования данной курсовой работы на основании анализа теоретического материала подтвердилась, реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения математики, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей действительно обеспечивает высокий уровень математической готовности при поступлении ребенка в школу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

    1.      Альтхауз Д. , Дум Э. Цвет, форма, количество. - М. : Просвещение 2004 г. стр. 11 -16, 40.

    2.      Асмолов А.Г. Психология личности.- М. : Просвещение 2000г.

    3.      Ананьев Б.Г. и Ломов Б.Ф. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. - М.: 1999г. стр.84-88.

    4.      Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении. М., 1998.

    5.      Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. – М.-В.: Институт практической психологии, 1997. – 574с.

    6.      Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 1981г.

    7.      Запорожец А.В. и Усовой А.П. Психология и педагогика игры дошкольника М.: Просвещение 1996г. стр. 216-220.

    8.      Звонкин А. Малыш и математика, непохожая на математику. Знание и сила, 2005г. стр. 41-44.

    9.      Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М. : Учпедиз. 1939г. стр. 10-51.

    10.  Морозова М. , Тихеева Е. Счёт в жизни маленьких детей. Изд. 2-е. -М.-Л. : Госиздат 1997г. стр.6-13, 66.

    11.  Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления- М. : МГУ, 2002г. стр.41-74.

    12.  Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2.-М.: Учпедиз, 1954г. стр.651 -652.

    13.  Фребель Ф. Воспитание человека.-М. Изд. К.И.Тихомирова 1994г. стр.57-60.

    Учебники  и учебные пособия

    14.  Аббасов С.Х. Пути обеспечения преемственности при обучении математике в начальной школе и 1-3 классах средней школы. М., 2001.

    15.  Алферов, А.Д. Психология развития школьника [Текст]: учебное пособие / А.Д. Алферов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384с.

    16.  Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. - М.: 1995 г. стр. 6-8.

    17.  Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1999 г.

    18.  Волковский  Д.Л. Руководство к "Детскому миру" в числах". - М.: 1996г. стр.7-11,13,24.

    19.  Глаголева Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ Л-М. : Работник просвещения 1999г. стр. 4-6, 12-13.

    20.  Глушкова, О.С. Тесты по математике [Текст]: учебное пособие для начальной школы / О.С. Глушкова. – М: АСТ-Пресс, 2001. – 199с.

    21.  Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа М.: Педагогика 2002г. стр. 13-20.

    22.  Ерофеева Т.И. и другие. Математика дня дошкольников,- М.: Просвещение 1992г.

    23.  Жохов, В.И. Преподавание математики в 1 и 3 классах [Текст] / В.И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2000. – 155с.

    24.  Лаврова Н.Н. Стойлова А.П. Задачник-практикум по математике. М., Просвещение, 2005г.

    25.  Леушина А.М. Обучение счёту в детском саду. -М. : Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.

    26.  Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. -Л.: 2004г

    27.  Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. -Л. : 2000г. стр.24-37.

    28.  Менчинская Н.А. Психология обучения арифметике. АПН РСФСР 1995г. -М. стр. 164-182.

    29.  Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка [Текст] / Н.А. Менчинская. – М.-В: Институт практической психологии, 1998. – 442с.

    30.  Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.

    31.  Непомнящая Н.Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет ( на материале математики).-М. : Педагогика 1993г. стр.7-15.

    32.  Носова Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. -Л. : 1990г. стр.47-62.

    33.  Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. -Л. : 1990г. стр.24-37.

    34.  Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу [Текст]. – М.: Дрофа, 2001. – 126с.

    35.  Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика 1981г. стр.167-168.

    36.  Программ образовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1 [Текст]. – М.: Просвещение, 2001. – 318с.

    37.  Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л.А. -Киев :1995г. стр. 39-42.

    38.  Пышкало А.М., Стойлова А.П., Лаврова Н.Н., Ирошников Н.П. Сборник задач по математике, М., Просвещение, 1998г.

    39.  Пышкало, А.М. Преемственность в обучении математике [Текст] / А.М. Пышкало. – М.: Просвещение, 1998. – 238с.

    40.  Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение 1992г.

    41.  Савинова, С.В. Нестандартные уроки в начальной школе [Текст] / С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. – Волгоград: Учитель, 2000. – 84с.

    Журналы и статьи

    42.  Быкова, Т.П. Пропедевтика введения определения деления на этапе содержательного знакомства с этим понятием [Текст] / Т.П. Быкова // Начальная школа / Прил. к ПС, 2001. – №31.

    43.  Васянина, Т.П. Сигнальные карточки [Текст] / Т.П. Васянина // Начальная школа, 2003. – №5. – С.18.

    44.  Дорофеев, Г.В. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности [Текст] / Г.В. Дорофеев // Математика в школе, 2008. – №5. – С.70-76.

    45.  Дорофеев, Г.В. Непрерывный курс математики в школе и проблема преемственности [Текст] / Г.В. Дорофеев // Математика в школе, 2008. – №5. – С.70-76.

    46.  Зимовец, Н.А. Интересные приёмы устных вычислений [Текст] / Н.А. Зимовец, В.П. Пащенко // Начальная школа, 2000. – №6. – С.47-51.

    47.  Кеньшова, Г.А. Математическое домино [Текст] / Г.А. Кеньшова // Начальная школа, 2003. – №5. – С.37.

    48.  Клецкина, А.А. Формирование навыков табличного умножения [Текст] / А.А. Клецкина // Начальная школа, 2001. – №9. – С.78-82.

    49.  Кордемский, Б.А. Умножение ступенькой [Текст] / Б.А. Кордемский // Начальная школа, 2007. – №11. – С.61.

    50.  Лаврова Н.Н. Стойлова А.П. Задачник-практикум по математике. М., Просвещение, 2005г.

    51.  Ламшина, Т.П. Добавить ноль или отбросить? Организация усвоения темы «Умножение и деление натуральных чисел на 10, 100, 1000… [Текст] / Т.П. Ламшина // Начальная школа / Прил. к ПС, 20007. – №34.

    52.  Ламшина, Т.П. Обучение в начальной школе с точки зрения потребностей средней школы [Текст] / Т.П. Ламшина // Начальная школа / Прил. к ПС, 2000. – №18.

    53.  Ламшина, Т.П. Организация обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий [Текст] / Т.П. Ламшина // Сб. тезисов «Актуальные проблемы образования». – Самара, 2002. – С.20-21.

    54.  Ламшина, Т.П. Организация усвоения алгоритма письменного деления на однозначное число и деления с остатком [Текст] / Т.П. Ламшина // Начальная школа / Прил. к ПС, 2000. – №29.

    55.  Ламшина, Т.П. Организация усвоения деления на многозначное число [Текст] / Т.П. Ламшина // Начальная школа / Прил. к ПС, 2001. – №1.

    56.  Ламшина, Т.П. Подготовка младших школьников к обучению доказательству [Текст] / Т.П. Ламшина // Сб. «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования». – Ярославль, ЯГПУ, 2000. – С.13-14.

    57.  Ламшина, Т.П. Пропедевтика обучения доказательству в начальной школе [Текст] / Т.П. Ламшина // Начальная школа / Прил. к ПС, 2000. – №40.

    58.  Смирнова, Н.В. Вопросы преемственности [Текст] / Н.В. Смирнова // Начальная школа, 2003. – №2. – С.23-30.

    59.  Шарапова, О.Ю. К вопросу о преемственности между начальной и основной школами [Текст] / О.Ю. Шарапова // Начальная школа, 2005. – №2. – С.17-23.        
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение 1. 

Контрольная работ №1

По  теме «Геометрия», 1 класс

1 задание 

Сколько квадратов изображено на рисунке? 
 
 
 
 
 

2 задание

Начертите отрезок длиной 7 см 

3 задание

Информация о работе Преемственность в изучении геометрических построений